Четвёртое измерение... Часть II. 7

ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КАК КРИТЕРИЙ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА*

ЧАСТЬ II

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ – МЕТОД АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

1. Решая вопросы искусства или культуры в целом, и, в частности, говоря о четвёртом измерении как критерии сущности искусства, мы, по сути, имеем в виду характер взаимоотношений двух сущностей – человека и всего остального мироздания, иначе говоря, идеального и реального. Если проследить, по какому пути идёт развитие истории европейской культуры, начиная от первобытных времён, то мы заметим совершенно определённую закономерность. Подобно качелям, приоритеты этих двух сущностей в общественном сознании постоянно менялись местами. Если в первобытном обществе человек осмысливал самого себя и только начал отделять себя от мира природы как нечто иное, был прежде всего членом определённого сообщества, то античность мыслила человека «мерой всех вещей». Следующий этап, средневековье, вновь низводил личность на низший по отношению к мирозданию уровень, а эпоха Возрождения делала человека венцом природы. В последующие времена вплоть до современности первенство опять неуклонно перемещалось в сторону мироздания. По этому поводу необходимо заметить, что низший по отношению к мирозданию уровень положения личности в общественном сознании – это не хорошо и не плохо. Такое положение совершенно не говорит о каком-либо упадке в культуре или искусстве, об отсутствии шедевров и тому подобное. Нет и нет! Это только два основных, объединяющих, стержневых положения, два полюса общественного сознания по отношению к человеку и мирозданию, две точки отсчёта, начала большого временного потока. Если движение этого потока представить в виде графика, то мы получим постепенно сужающуюся синусоиду, что говорит, во первых, о последовательной смене направления временного потока и, во-вторых, о всё более сокращающихся временных отрезках каждого последующего периода. Такой график представлял бы наиболее общие процессы, происходящие в искусстве и культуре с точки зрения времени как четвёртого измерения. Конкретные же временные отрезки развития искусства имеют следующие особенности:
а). В эпоху палеолита всё внимание субъекта сосредотачивалось на объекте, то есть движение времени – вовне.
б). В эпоху мезолита взаимоотношения человек –мироздание меняют свою направленность. Но временной поток останавливается на уровне человеческой общности, не доходя до определённой личности. Это даёт нам право утверждать, что эпоха мезолита по отношению к личности (что нас и интересует) находится в пределах общей направленности, характерной для первобытности.
в). В неолите процессы в сознании человека протекают, подчиняясь некоему мерному ритму, но направленность относительно предыдущего периода – противоположная. Пределы мироздания расширяются вместе с расширяющимися интересами человека.
г). В эпоху бронзы течение времени осознаётся как цикличное, мерное, направленное вовне (направление то же, что и в неолите, что даёт право объединить эти периоды в один большой как начало и конец).
д). Искусство Древнего Египта принадлежит более древней цивилизации сравнительно с Грецией. Развивалось оно в русле основного мироощущения, характерного для предыдущей эпохи – эпохи бронзы, поэтому направленность сохраняется та же. Но своеобразие проявляется в ощущении мироздания как чего-то вечного, незыблемого, неизменного.
е). Греция являлась очередным этапом развития культуры. Мир человека античности гармоничен и завершён, а он сам является центром этого мира.
ж). Взаимоотношения двух миров в Средние века очень сложны. Человеческое сознание в этот период одухотворяет внешний мир, по его понятиям, мир высший. Поэтому истинное движение времени идёт по направлению от человека к мирозданию, но по указанной причине создаётся иллюзия обратного течения.
з). Для искусства Нового времени характерна направленность на человеческую личность, крайний её субъективизм в эпоху Возрождения.
и). В творчестве импрессионистов отмечается смещение в сторону от человека. Сложность заключается в том, что движение времени развивается и идёт в направлении одновременно как бы двух вселенных – той, что находится внутри человека, и той, что вне его. Такой характер мироощущения продолжается и развивается всё последующее время до наших дней.

Необходимо отметить ещё одно важное обстоятельство. Дело в том, что внутри каждого большого периода происходят процессы, напоминающие по своему характеру (колебания то в ту, то в другую сторону) те, что и в целом. Естественно, что сравнительно с колебаниями больших периодов они не так велики и не выходят за пределы основной направленности. То есть графически это можно было бы представить в виде большой синусоиды, состоящей из множества маленьких – некая большая «волнистая волна».

На основании приведённого описания можно сделать несколько совершенно определённых выводов.

1. Каждый последующий период противоположен предыдущему по направлению временного потока в осознании человеком себя и мироздания.

2. Внутри каждого большого периода протекают те же процессы (малые синусоиды), которые характерны для самих этих периодов.

3. Несмотря на постоянство отмеченного процесса, никакого однообразия не возникает, так как разнообразны варианты взаимодействия реального и идеального миров. Единство такого постоянства и разнообразия создаёт цельную картину развития искусства от первобытных времён до наших дней.

4. Принимая за критерий сущности искусства четвёртое измерение, мы получаем универсальный инструмент, позволяющий с большой степенью достоверности решать сложнейшие и многообразнейшие вопросы. Это объясняется тем, что пространственно-временные зависимости являются тем основанием, единым полем, вне которого не существует мироздание и человек как часть этого мироздания. В то же время, если ставить во главу угла не время, а пространство, это приводило и приводит к недопустимой путанице, к грубейшим ошибкам в самых важных вопросах как искусства, так и культуры в целом. Огромное, бесконечное многообразие форм проявления четвёртого измерения во всех без исключения видах искусства содержит в себе не только ясные, но и скрытые, трудные для поверхностного восприятия формы. И когда мерилом делают пространство, их часто упускают из вида. Это происходит главным образом потому, что в сознании человека пространство может представать и часто предстаёт как нечто неподвижное, статичное. Это вполне объясняется при помощи законов восприятия. Иными словами, не воспринятое по какой-либо причине четвёртое измерение трактуется человеком как его отсутствие. Произведение же искусства, к какому бы виду оно ни относилось, это, по сути, особым образом (характерным для каждого отдельного вида искусства) организованные ритмы, позволяющие их создателю донести до других людей свои мысли, чувства, эмоции – все творчески преобразованные им впечатления от окружающей действительности.

5. Изучение временных зависимостей позволяет прийти к выводу о единстве всех видов искусства без исключения. Более того, четвёртое измерение позволяет от взаимосвязей в области искусства переходить к взаимосвязям в культуре в целом и, далее, в жизни всего человеческого общества. Естественно, что и обратный процесс (от жизни общества к искусству) также будет очень плодотворен благодаря именно четвёртому измерению, его ритмам, его дыханию, и на самом сущностном уровне.

6. Знание законов исторического развития искусства на основе четвёртого измерения позволяет делать и прогнозы на будущее.

7. Четвёртое измерение как критерий позволяет делать более глубокие выводы о сущности творчества отдельных художников, различных направлений в искусстве, конкретных произведений, а не только сущности искусства в целом. Оно даёт возможность обнаружить то общее, что существует в творчестве различных художников, принадлежащих одному историческому периоду, как бы ни были различны их индивидуальные творческие методы.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Сапего И.Г. «Предмет и форма», М., «Советский художник», 1984.
2.Раушенбах Б.В. «Пространственные построения в живописи», М., «Наука», 1980.
3.Замятин Е.А. «Лекции о литературе», «ЛУ» №6, 1988.
4.СЭС, М., «Советская энциклопедия», 1988, изд.4.
5.Якимович А. «О построении пространства в современной картине», «Пространство картины», сборник, М., «Советский художник», 1989.
6.Ларичев В.Е. «Прозрение», М., Пл., 1990.
7.Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения», М., «Мысль», 1982.
8.Климов Р.Б. «Искусство Нидерландов», Всеобщая история искусств, Т.3.

                1992-1993 гг.

Из книги "Пра'звук мира. Мысли по существу" (2007 год издания, Москва)

* Работа печатается в сокращении.


Рецензии