Дворцы. 44. Дворец Петра III

    Дворец Петра III - дворец, расположенный в юго-восточной части 
дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».
Был построен в 1758-62 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди (шедевров клад)
для наследника русского престола Великого князя Петра Фёдоровича,
будущего императора Петра III, и являлся главной постройкой в потешной крепости Петерштадт.
    В 1743 году Ораниенбаум (бывшее имение А.Д. Меншикова)
был пожалован наследнику престола Петру Фёдоровичу – судьба его была такова, притом дворец для Петра III в документах того времени именовался «каменный дом».
  Дворец был единственным двухэтажным зданием в крепости
и составлял единый ансамбль вместе с Почётными воротами крепости.
Малые его размеры связаны прежде всего с тем, что для жилья дворец не предназначался.
Это был скорее павильон, в котором можно было отдохнуть после обеда - этому предназначался.
   Объёмно-пространственное решение дворца и его планировка необычны –
Это было для наслаждающихся им наградой -
небольшое, почти кубической формы двухэтажное здание, увенчанное балюстрадой.
   В плане дворец имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по плавной дуге.
Именно эта часть здания - плавный переход от одной стороны здания к другой из сторон -
и играет роль главного фасада. Благодаря этому дворец обозревается сразу с трёх сторон.
   Этот приём придает неповторимое своеобразие облику дворца,
миниатюрное здание воспринимается как бы в развороте,
визуально кажется массивнее, значительнее – по замыслу его творца.
   Первый этаж дворца имел служебный характер. Он трактуется как опора второго,
парадного этажа и покоится на невысоком цоколе, прорезанном окнами.
Он рустован сплошными горизонтальными полосами,
что визуально делает его как бы ниже, приземлённее даже с окнами.
   Второй этаж решен параднее и производит впечатление большей лёгкости,
ибо в нём преобладают вертикали, как параллель с узкими дверями.
Окна, расположенные соответственно окнам первого этажа,
по существу являются застеклёнными, как бы балконными дверями.
В своей нижней части они защищены кованными решётками
с тонким орнаментом – перед  ногами.
   Дворец является первой самостоятельной работой А. Ринальди в России
и в архитектурном отношении несёт в себе черты стиля рококо, 
развитие которого в России не получило широкого распространения –
практически сразу его заменил зарождавшийся тогда классицизм – весьма широко.
   Таким образом, помимо дворца Петра III памятниками рококо
являются другие объекты дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума (времён Ринальди) -
Китайский дворец и павильон Катальной горки
(автором которых также является Ринальди).
   При жизни Петра III внутренняя отделка дворца  была не до конца завершена в те года
(в Передней не успели закрепить плафон на потолке, а шпалерная развеска Картинного зала
была закончена  всего за 5 дней до переворота 28 июня 1762 года).
   После его смерти крепость Петерштадт и дворец приходят в запустение:
вывозятся картины из Картинного зала, в крепости начинают разрушаться строения.
В начале XIX века сносятся одноэтажные деревянные строения крепости, состарившиеся вконец.
От неё остаются лишь земляные укрепления, Почётные ворота и дворец.
   Лишь в конце XIX века (в 1885-1889 года) дворец ремонтируется
и в эти же года реставрируется. 
Заменяется паркетный пол, снимается ветхий штоф и шёлк со стен,
а сам дворец становится охотничьим домиком.
Остаткам крепости придается вид романтических руин, куда не попасть прямиком.
    Парадные залы располагаются на втором этаже дворца – архитектора дар -
помещений всего шесть (это Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Спальня и Будуар)
и все они, кроме Картинного зала, очень небольшие по размеру,
чтоб разжечь любопытства  жар.
   Комнаты расположены по периметру дворца, при этом анфиладная система,
которая во дворцах тех времён присутствует
и столь характерна для XVIII века, - здесь отсутствует.
   Главная лестница круглая в плане  - не находится на главной оси дворца.
Такое расположение залов и лестницы подчинено прежде всего идее комфорта и уюта –
дворец создавался для отдыха, а не для официальных приёмов и увеселений – по замыслу творца.
    Комнаты распределены очень логично: Спальня и Будуар обособлены,
остальные же помещения связаны с главным Картинным залом, все - необыкновенны.
  По проекту Ринальди в каждой из комнат, несмотря на небольшой размер,
разнообразной и утонченной отделкой должен быть подчеркнут их дворцовый характер.
   Во всех залах второго этажа полностью сохранилось лепное убранство перекрытий - середины XVIII века, выполненное в технике намазной лепки.
В декоре потолка чаще всего встречается цветочный орнамент,
характерный для стиля рококо, а также картуши и рокайли.
Примечательно, что именно во дворце Петра III на потолочном перекрытии Спальни
впервые встречается так называемый «цветок Ринальди» -
две скрещённые цветущие ветви, перевязанные бантом,
который позже архитектор будет использовать в декоре всех своих построек потом
(павильон Катальной горки, Китайский дворец,
костёл святой Екатерины, Мраморный дворец).
   Уникальной является сюжетная лепка на потолке Будуара (также по эскизу Ринальди).
Это четыре сценки из жизни крепости Петерштадт: поединок двух гусар, что смерти ищут,
часовой с мушкетом на одном из бастионов крепости, кавалерийский дозор и
четыре корабля на Малом увеселительном море (теперь его Нижний пруд зовут).
  Лепка является главным элементом отделки Буфетной того века –
на двадцати двух лепных посеребренных полочках, объединенных растительным орнаментом
в единую композицию, размещаются китайские фарфоровые вазочки XVIII века.
   Ринальди в дальнейшем разовьёт идею таких полочек и так же через несколько лет,
но гораздо более пышно отделает в павильоне Катальной горки Фарфоровый кабинет.
 Стены парадных помещений были затянуты тканью в XVIII веке –
штофом в Буфетной, атласом в Будуаре, шёлком в Передней, Кабинете и Спальне.
Однако по причине ветхости тканей при реставрации в XIX веке,
в последние его годы - они были заменены на живописные обои (в Кабинете и Спальне),  в Буфетной и Передней стены были окрашены в свело-зелёный и охристый цвета, яркие собой,
а в Будуаре стены декорировали резными деревянными панно в стиле второго рококо
с накладной резьбой.
    В Картинном зале основным элементом отделки стен является живопись в шпалерной развеске -
находка влюблённого в красоту человека,
такая развеска была характерна для оформления дворцовых интерьеров
первой половины и середины XVIII века. 
  Главный принцип шпалерной развески -
это объединение различных картин на одной стене
не по степени художественной ценности, жанру или направлению, а по колористичности полотен,
которые вплотную друг к другу размещаются с определенной симметрией на стене.
   Картины разделяют узкие посеребрённые рамы.
На каждой стене выделяется центральная картина, обычно самая большая по размеру,
вокруг которой группируются картины поменьше,  желательно -  размер к размеру.
Иногда холст полотен приходилось обрезать, подшивать,
сами картины по краям зачастую дописывались.
   Однако после дворцового переворота 1762 года и смерти Петра III 
картины вывозятся из дворца в Императорский Эрмитаж - сначала три картины в 1765 году,
затем остальные - в 1792 году.
   В 1960-1962 годах были проведены работы по восстановлению шпалерной развески.
Картины были получены из Государственного Эрмитажа,
при этом четыре из них (так называемые «портреты стариков» Лукаса Пфанцельта)
вернулись на свои исторические места даже.
  В Картинном зале представлены живописные полотна различных школ живописи
(итальянской, голландской, фламандской и немецкой) XVII-XVIII веков,
различных жанров (анималистический жанр, пейзаж, портрет, натюрморт).
Центральное место занимают картины в стиле барокко итальянских мастеров.
   Это женские портреты Пьетро Ротари, полотна «Венера с Амуром» Пьетро Либери,
«Каин, убивающий Авеля» Франческо Романелли, «Смерть Клеопатры» Николо Реньери.
Анималистический жанр представлен двумя картинами Иоганна Фридриха Грота –
российского рестовратора картин Ивана Фёдоровича Гроота*.
   В Картинном зале европейскую живопись в шпалерной развеске прекрасно дополняют
лаковые панно в стиле шинуазри** работы Фёдора Власова - русского художника чувства.
Панно также украшают стены, двери и откосы окон и дверей в Кабинете и Спальне.
Они представляют собой живописные фантазии в стиле китайского искусства.
   Каждая из 218 композиций окружена растительным и геометрическим орнаментом,
модным в те века,
и заключена в резную посеребрённую раму из накладной резьбы (кроме дверей).
В ней сочетаются мотивы рокайля  (орнамент XVIII века,
содержащий стилизованные раковины, камешки –
 с листьями камыша и аканта),*** сохраняющиеся многие века.
    Общая площадь лаковых панно составляет 70 квадратных метров,
 однако ни одна композиция по сюжету не повторяется.
  Из всего декоративного убранства дворца лаковые росписи Федора Власова -
уникальными являются
и наиболее ценными в художественном отношении считаются.
  Во дворце Петра III весь существующий сейчас во дворце паркет
выполнен во время ремонтно-реставрационных работ конца XIX века.
В ряде комнат он был реставрирован, что позволяет предположить,
что в паркете XIX века содержатся вставки из подлинного паркета XVIII века.
    В Передней же пол был полностью заменен с дощатого на паркетный –
в стиле второго рококо – стоит не первый век.
В Картинном зале, Кабинете и Спальне паркет является как бы зеркальным отражением
декора потолочных перекрытий и составлен из мелких дубовых шашек, задумывался - навек.
    Образцы мебели, экспонируемые во дворце Петра III, – насладие  России,
выполнены в XVIII веке как в Европе, так и в России.
Наиболее ценным является бюро-кабинет (или Белый кабинет)
работы мастера Франциска Конрада (Франциск-Конрад Христофорович Вильстер, академик архитектуры Императорской Академии художеств России).
Бюро-кабинет выполнен специально для павильона Эрмитаж в итальянском саду 
крепости Петерштадт в 1759 году.
Бюро является уникальным примером стиля шинуазри в мебели, мода была такова,
технология его росписи подобна технологии изготовления лаковых панно Федора Власова.
   Также среди интересных предметов мебели выделяются чёрные лаковые столики
с росписью золотом (Япония, XVIII век),
резные золоченые табуретки и банкетки (Россия, XVIII век),
шкаф в технике маркетри (Германия, 40-60-ые годы,  XVIII век),
дамское бюро-туалет со съемными ножками (предположительно принадлежало Екатерине II,
Россия, 40-60-ые годы,  XVIII век).
   В годы Великой Отечественной войны единственный попавший снаряд угодил в дымоход
и разорвался там на уровне второго этажа, заставив восстанавливать дворец не один год.
Из-за этого в Спальне был уничтожен лепной камин, который после войны так и не был восстановлен.
Также были повреждены лаковые росписи Федора Власова,
расположенные на панелях стен, вид их также был восстановлен.
   После войны дворец открывается как музей уже в 1953 году,
однако первоначально используется как выставочный павильон.
В нём экспонировались предметы декоративно-прикладного искусства Китая –
с древности до наших времён.
 Отделка XVIII века в Картинном зале восстановлена в 1961-1962 годах – с тех пор
дворец открывается как самостоятельный историко-бытовой музей, действующий до сих пор.

  Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города –
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо –
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!
_______
* И.Ф. Гроот в 1742 году прибыл вместе с братом, Г. К. Гротом, в Санкт-Петербург в качестве «контрофагера», т. e. реставратора картин, провёл в России 58 лет, обрусел и имел значительное влияние на развитие русской живописи.
Императрица Елизавета Петровна увлекавшаяся охотой, любила также и изображения охотничьих сцен, диких зверей и домашних животных. Грот, писавший подобные сюжеты, пользовался её расположением и по монаршим заказам написал множество картин в этом жанре. Каждое новое произведение его кисти служило поводом к посещению его мастерской целым двором.
Носил титул придворного живописца (1749-1761). Был принят в члены Академии художеств (1763) за картину «Орёл, терзающий тетерева».
В 1765 году новоучреждённая Санкт-Петербургская Академия художеств по случаю своей инаугурации присвоила ему звание академика. 
** Шинуазри, шинуазери (от фр. Chinoiserie - дословно китайщина, китайская серия) - использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме и оформлении садово-парковых ансамблей преимущественно XVIII века.
*** Акант (символ) - греко-римский знак триумфа и преодоления жизненных испытаний, символом которых и являются длинные мощные шипы этого растения. Стилизованное изображение листьев аканта на капителях коринфского ордера связано с греческим мифом о том, что акант вырастает на могиле героя.


Рецензии