у. в. 8


СОЛНЦЕ (СУРЬЯ)
; Предыдущая12345678910Следующая ;


6.1 МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ.

Пшеничное зерно состоит из 2 половин, и, зная размеры нижней его чести, можно без труда определить размеры верхней. Подобно этому, опытные астрономы говорят, что, если нам известны размеры нижней части вселенной, мы можем определить и размеры верхней его части. Пространство между средними и райскими планетами называется АНТАРИКШЕЙ, космическим пространством. Там верхняя часть земного царства граничит с нижней частью райского.

В середине этого космического пространства сияет великое и могущественное Солнце – царь всех светил; оно даёт тепло и свет всем небесным телам, начиная с Луны. Своими лучами оно согревает вселенную и поддерживает в ней жизнь. Кроме того, солнечный свет дарует всем живым существам способность видеть. Если смотреть по вертикали, Солнце расположено в середине вселенной, в области между Бхурлокой и Бхуварлокой, которая называется Антарикшей, космическим пространством. Расстояние от Солнца до края вселенной – 25 коти йоджан (3 250 000 000 км.).

Солнечный шар, неиссякаемый источник тепла, в диаметре равен 10 000 йоджан (130 тыс. км.).

Солнце не стоит на месте: как и другие планеты, оно движется (против часовой стрелки), и от его движения зависит продолжительность дня и ночи. Это подтверждается и в ''Брахма-Самхите'': «По велению Всевышнего Солнце движется по установленной орбите.»

Когда Солнце, подчиняясь Верховной Личности Бога, движется в северном полушарии или в южном или пересекает экватор, то скорость его меняется : она бывает

1. медленной;

2. быстрой;

3. умеренной.

6.1 ДВИЖЕНИЕ СОЛНЦА.

Мудрецы сообщают, что Солнце проходит вдоль вершины (кольцеобразной) горы Манасоттара, описывая окружность длинной 95 100 000 йоджан (1236 300 000 км.) На Манасоттаре, к Востоку от Сумеру (см. гл. Бху-мандала), находится город Девадхани, обитель царя Индры. Точно также к Югу от Сумеру находится город Самьямани , обитель Ямараджи, к Западу – обитель Варуны, Нимлочани, а к Северу – Вибхавари, обитель бога Луны.

Перемещаясь от Девдхани (обители Индры) до Самьямани (обители Ямараджи) Солнце проходит расстояние в 23 775 000 йоджан (309 075 000 000 км.) за 15 гхатик (6 часов). От города Ямараджи Солнце движется к Нимлочани, обители Варуны, от туда к Вибхавари, обители бога Луны, а потом опять к городу Индры. В каждом из этих царств восход и заход Солнца, полдень и полночь наступают в строго определённое, побуждая всех обитателей тех мест приступать к своим делам, также прерывать их.

Тем, кто обитает на горе Сумеру, всегда очень тепло, как в полдень, потому что Солнце всё время находится у них над головой. Обычно Солнце движется против часовой стрелки, навстречу зодиакальным созвездиям, так что Сумеру остаётся слева от него, но иногда, под порывами ветра Дакшинаварта, оно меняет свой курс и движется по часовой стрелке – тогда гора оказывается справа от него. Когда Солнце восходит с одной стороны горы Сумеру, то с другой стороны, в точке, диаметрально противоположной точке восхода, можно наблюдать его закат, а когда с одной стороны Солнце достигает зенита, то с другой стороны наступает полночь. Если жители областей, расположенных по одну сторону Сумеру, наблюдают закат, то по другую сторону горы закат, разумеется, не виден.

Подобным же образом Луна и другие звёзды и планеты восходят в небе, потом заходят и снова становятся невидимыми.

(Итак, Солнце обходит эти четыре города со скоростью) 3 400 800 йоджан (44 210 400 км.) в мухурту, 48 минут.

Совершая оборот по своей орбите, пролегающий через Бхумандалу, Солнце проходит расстояние 95 100 000 йоджан (1 236 300 000 км.) со скоростью 2 000 йоджан и 2 кроши (26 006, 5 км.) в кшану (8/5 сек.).

6.2 ДВИЖЕНИЕ, ОТНОСИТЕЛЬНО ЗНАКОВ ЗОДИАКА.

Солнце движется через зодиак день и ночь и один за другим пересекает океаны, лежащие между семью островами (см. Бху-мандала). За 12 месяцев оно проходит через 12 знаков зодиака, расположенных на колесе времени, и меняет 12 имён, соответствующих названиям этих знаков. Вместе эти 12 месяцев составляют самватвару, или календарный год.

Время, за которое Солнце совершает полный оборот по своей орбите, обходя райские и средние планетные системы, а также пространство между ними, учёные мудрецы обозначают 5 названиями:

- Самватсара;

- Париватсара;

- Идаватсара;

- Ануватсара;

- Ватсара.

Лунный месяц состоит из 2 периодов по 2 недели. Первые две недели Луна растёт, а следующие две - убывает. Эти периоды равны одному дню и одной ночи на Питрилоке. А солнечный месяц равен периоду, за который Солнце проходит через 2,25 лунных дома. 2 месяца или период, за который Солнце проходит 1/6 своей орбиты, составляет 1 время года, - таким образом, год состоит из 6 времён года.

Согласно астрономическим вычислениям, солнечный год длится на 6 дней больше, чем календарный, а лунный - на 6 дней меньше. Таким образом, из-за движения Солнца и Луны, солнечный год отличается от лунного на 12 дней. Поэтому каждые 5 лет, когда проходит Самватсара, Париватсара, Идаватсара, Ануватсара и Ватсара – в календарь добавляют 2 месяца. Таким образом, возникает ещё одна, шестая самватсара, но, поскольку она является дополнительной, в астрономических расчётах фигурирует только пять упомянутых выше названий.

От движения Солнца зависит продолжительность дня и ночи. Время, за которое Солнце проходит половину своего пути в космическом пространстве, называется аяной, или периодом движения Солнца. Когда Солнце находится в северном полушарии, оно движется медленно, а ночью быстро, от чего продолжительность дня увеличивается, а продолжительность ночи уменьшается. Когда же Солнце находится в южном полушарии, то, наоборот, продолжительность дня уменьшается, а продолжительность ночи увеличивается.

Когда Солнце проходит через знаки Рака (карката-раши), Льва (симха-раши), и т.д. до Стрельца (дханух-раши) включительно, его путь называется Дакшинаяной, а когда Солнцце проходит через знаки Козерога, (макара-раши), Водолея (кумбха-раши) и т.д. до Близнецов (митхуна-раши) включительно, его путь называется Уттараяной, или северным путём.

Когда Солнце находится в знаке Овна (меша-раши)или Весов (тула-раши), день равен ночи.

В зависимости от его перемещения- поднимается ли оно над экватором, опускается ниже, либо пересекает его и проходит при этом через разные знаки зодиака, начиная с макары (Козерога), - продолжительность дня и ночи меняется. Когда Солнце проходит через 5 знаков, начиная с вришабхи (Тельца), продолжительность дня сначала возрастает (пока Солнце не войдёт в знак Рака), а затем постепенно, примерно на пол часа в месяц, уменьшается, пока день опять не станет равным ночи (Солнце в Висах). А когда оно проходит через 5 знаков, начиная с вришчики (Скорпиона), продолжительность дня сначала уменьшается (пока Солнце не войдёт в знак Козерога), а затем с каждым месяцем постепенно увеличивается, пока день снова не станет равным ночи (Солнце в Овне).

6.3 ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ.

В соответствии с ведическими астрономическими данными, время одного оборота, который делает Солнце (24 часа), составляет 60 данд, которые подразделяются на 3600 пал. Солнце поднимается постепенно, и каждый его шаг длится 60 пал (30 мин.). 60 пал составляют 1 данду (30 мин.), а 8 данд составляют 1 прахару (3 часа).

День и ночь разделяются на 8 прахар – 4 приходится на день и 4 – на ночь. После того, как пройдёт 8 прахар, Солнце восходит вновь.

Таблица перевода ведических единиц измерения времени в современную систему единиц.

Трути 8/13 500 сек.
Ведха 8/135 сек.
Лава 8/45 сек.
Нимеша 8/15 сек.
Кшана 8/5 сек.
Каштха Лагху 8 сек.
2 мин.
Данда
30 мин.
Мухурта 48 мин.
Прахара 3 часа.
День 12 часов
Ночь 12 часов
Пакша 15 дней
Две пакши составляют месяц, 12 месяцев = 1 календарный год, в течение которого Солнце делает полный оборот по своей орбите.

Бог Солнца и само Солнце делят пространство вселенной на стороны света. Только благодаря тому, что светит Солнце, мы можем понять, что такое небо, что представляют собой высшие, средние и низшие планеты, какие миры уготованы тем, кто ищет материальных удовольствий, какие – тем, кто стремится к освобождению, какие относятся к подземным и адским. Жизнь всех живых существ – полубогов, людей, животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, растений и пр. – зависит от тепла и света, исходящих от солнечного шара по воле бога Солнца. Именно благодаря Солнцу все живые существа обладают способностью видеть, поэтому его называют дриг-ишварой, божеством зрения.

6.4 ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ, СВЯЗАННАЯ С ЭТИМ.

Отправной точкой во всех расчётах времени является Солнце. Все тела, начиная с Солнца и кончая атомом, находятся под воздействием кала-чакры – колеса вечного времени, и каждое из них имеет фиксированный период обращения, называемый самватсарой. Различные планеты подчиняются разным кала-чакрам, т.е. на них дейтсвуют разные системы отсчёта времени. На Земле время течёт иначе, чем на планетах более высокого уровня. Это признают даже современные учёные и подтверждают космонавты.

Полный оборот Солнца по своей орбите равен суткам на планетах полубогов, или полному календарному году человека. 1 год полубогов длится 360 земных лет. А на высшей планете вселенной – Сатьялоке, которая находится за пределами трёх планетных систем ( Сварги, Мартьи и Паталы) продолжается 4 320 000 000 лет и столько же длится ночь (эти промежутки времени носят название калпа, в конце этих промежутков происходит частичное разрушение вселенной).

(Соответственно, продолжительность жизни на разных планетах разная. Эти вопросы также в кратце разбираются в главе “Планетные системы”.)

(Я вкратце упомянул о факторе времени и его наиважнейших следствиях, связанных непосредственно с движением планет, потому что именно Солнце играет основную роль в определени времени. В Шримад-Бхагаватам эти вопросы разбираются очень подробно. Если их разбирать, то етому можно посвящать отдельную главу).

(Далее в Ведах рассматривается несколько другой взгляд на реальность, хотя, по сути дела, первое описание Солнца и то, которое будет описано сейчас, не противоречат друг другу. Всё зависит лишь от нашего восприятия этого мира).

Из Шримад-Бхагаватам мы узнаём, что Вайраджа, или Хираньягарбха, вошёл в гигантский солнечный шар, состоящий из материальных элементов. Стало быть, теория учёных, согласно которой на Солнце никто не живёт, ошибочна. Итак, Солнце не пустует – оно населено живыми существами, и им правит божество по имени Вайраджа, или Вивасван. В отличие от Земли, Солнце – огненная планета, и тела всех его обитателей прекрасно приспособлены для жизни в таких условиях.

Бог Солнца, которому подвластно всё во вселенной обеспечивает все планеты теплом и светом и следит за сменой времён года. Иногда бога Солнца также называют Сурья-Нараяной. При помощи своих 12 проявлений он управляет сменой 6 времён года. По его воле наступает зима и лето, идёт дождь и т.д.

На Солнце находятся колесницы, лошади и другие достояния бога Солнца. У этой колесницы всего одно колесо, называемое самватсарой. 12 месяцев – это 12 спиц этого колеса, 6 времён года – 6 частей его обода, а 3 периода чатурмасьи составляют его ступицу. Один конец его оси опирается на вершину Сумеру, а другой , на котором закреплено само колесо , - на гору Манасоттара. Это колесо постоянно движется по (кольцеобразной) Манасоттаре, подобно колесу маслобойной машины. Эта ось также, как и в маслобойной машине, соединена с другой осью, которая короче её в 4 раза (её длина – 3 937 500 йоджан, или 51 187 500 км). Верхний конц второй оси верёвкой ветра привязан к Дхрувалоке.

Длина колесницы – 3 600 000 йоджан, а ширина – в 4 раза меньше ( 900 000 йоджан). Имена лошадей, везущих колесницу, соответствуют названиям семи ведических стихотворных размеров: Гаятри, Брихати, Ушник, Джагати, Триштуп, Ануштуп и Паникти, а возничего зовут Арунадевой. Он запрягает лошадей в упряжь, ширина которой тоже 900 000 йоджан.

“Объезжая на своей колеснице вокруг горы Сумеру, бог Солнца освещает все близлижащие планетные системы. Когда Солнцке находится на северной стороне горы, южная сторона получает меньше света, а когда оно находится на юге, меньше света получает север.”

Согласно ,,Джьйотер-Веде’’, одному из ведичесих писаний, посвящённых астрономии, Солнце в течение 6 месяцев движется на северной стороне горы Сумеру и также в течение 6 месяцев - на южной. И мы знаем, что когда на нашей планете на севре начинается лето, то на юге начинается зима , и наоборот.

Арунадева сидит впереди бога Солнца и правит лошадьми , но смотрит он при этом назад, на бога Солнца. Перед богом Солнца всегда стоят 60 000 великих мудрецов – Валакхильев, каждый из которых ростом с большой палец и славит его в изысканных молитвах. А ещё 14 спутников бога Солнца, из числа мудрецов, гандхарвов, апсар, нагов, якшей, ракшасов и полубогов, разбившись по двое, непристанно совершают обряды поклонения Верховному Господу в образе великого полубога Сурьядевы. Каждый месяц они обращаются к нему под новым именем. Они, разбившись попарно, устанавливают во вселенной сроки для выпадения дождя и снега, также для потепления и похолодания.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, комментируя Шримад-Бхагаватам, писал: ''Солнце является источником жизни всех существ во вселенной. Поэтому оно достойно поклонения.'' (Если Солнце является не просто газообразным раскалённым шаром, а также является личностью, которая уполномочена управлять им, то тогда становится вполне логично оказывать ей почтение в молитвах. Также в Ведах говорится, что утратив науку оказания почестей личностям, заведующим законами материальной природы (полубогам), люди сейчас испытывают громадные проблемы, такие как засухи, чрезмерное увлажнение, солнечные бури и пр.).


Рецензии