Спонтанные заметки с поэзией о поэзии

СПОНТАННЫЕ ЗАМЕТКИ С ПОЭЗИЕЙ О ПОЭЗИИ ПРОЕКТА ВИРТУАЛЬНОЙ ГАЛАКТИКИ ГЛОРИЯ - С "КОРОНОЙ ФЕСТИВАЛЕЙ"
*
Почему многие современные поэты так любят собираться вместе?
Мы – созидатели и нам просто необходимо обмениваться плодами деятельности. В разных сферах. Одна из самых массовых творческих деятельностей – создание поэтических форм. Не говоря о том, насколько они поэтичны и какими средствами достигаются, какими тропами идут созидатели.
Итак, о Созидании, о поэзии изложила некоторые соображения с цитатами выдающихся философов, поэтов, которыми поделюсь с вами на протяжении вечера. В преддверии Всемирного Дня поэзии это особенно актуально.
(Наши фестивали проходят не чаще раза в квартал, следующий вечер будет в другой стране к этому дню, о чём ещё сообщу. Но всегда с самого первого проекта в 1998 году звучали мои стихотворения. Без них в трудные годы не выжила бы). Из разных мест, где пришлось мне жить, остаются строки. Экспромт-стихо-я  по теме «Созидание - поэзия».
 
*
Созиданье мира –
Как же это мило.
Всё, что хочешь,
то ты сотвори.
Дни бегут, летят минуты,
опаляют свечи лики,
 Мимо мчатся мимы без души.

Созиданье мира
невозможно без мотива,
без мотива жизненной любви.
Совершенье слова –
что родится снова?!
Можно думать, действовать,
лепить,
говорить слогами, новыми мечтами,
собирать, как бисер, в нити мысль.

Сотворенье Слова – было всё
Не ново, словно собирается
грозой,
Словно туман вьется,
ветер гонит строки –
Новые потоки в душ проём.
 И сейчас же снова, будет жажда
Слова, как в пустыне,
 жажда пить. Живём!

Ищем мы оазис, чистые потоки,
новых слов созвездья,
словно звездочёты,
верить, ждать, искать, страдать,
любить. Живём!

*
Поэзия объединяет страны, народы, культуры и помогает людям понять друг друга. На протяжении веков мысли и чувства, облеченные в поэтическую форму, каждая
с неповторимой мелодикой и ритмом, скорее проникает в сердца людей, напоминая, что мы все – одна большая семья и что мы, такие разные.
Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в 23 веке до нашей эры. Автор стихов — поэтесса-жрица Эн-хеду-ана (En-hedu-ana), про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-хеду-ана писала о Лунном боге Нанне и его дочери, богине Утренней звезды Инанне.

*
Известно выражение: Платон мне друг, но истина дороже. Так ли это, как Платон сказал:
«Кто идет к вратам поэзии, не вдохновленный музами, воображая, что одно искусство сделает его поэтом, тот и сам несовершенен, и поэзия его — ничто в сравнении с поэзией вдохновлённого». Думаю, что только вдохновлённый поэт преодолеет и путь в тысячи километров к слушателю... 

*
Есть очень невеликая часть творцов, способных взобраться на Вершину Парнаса, преодолевая себя, сомнения и неуверенность в себе, поднимаясь до самого величественного состояния: созидания Поэзии. Созидания нового.
Чего искренне желаю поэтам! Конечно, это касается всех жанров литературного труда.
Но мы сегодня о поэзии. Поэзия та же добыча радия, известны всем, строки Маяковского.
Или «Поэзия – моя держава, я вечный подданный её!» - писал Михаил Светлов. Каждый может отнести к себе эти строки. Ими мы предварили издание антологии «Писатели XXI столетия» «ЮЖНОЕ СОЛНЦЕ-5». Все антологии нашей ассоциации вышли уже на широкую прямую к читателю на ведущих порталах – ЛитРес, Амазон, Озон и других.
*
«Поэтическое воображение странствует и перевоплощает вещи, придает им самый чистый смысл и определяет взаимосвязи, дотоле неведомые, но всегда, всегда, всегда орудует фактами самой что ни на есть ясной и четкой реальности. Оно внутри человеческой логики и контролируется разумом, от которого не может отделиться». Федерико Гарсиа Лорка.
*
На основании исследования поэзии Лорки и Элиота написала литературный анализ, но представлю краткое изложение.
Во всем интересен новаторский подход процессов творчества. Стоит обратить внимание на теорию «имперсональной поэзии». В ней индивидуальность автора реализовывается как наложение своего личного опыта на опыт его литературных предшественников с полным самоустранением: «Поэзия - это не простор для эмоций, а бегство от эмоций, и это не выражение личного, а бегство от личного», отмечал  один из выдающихся поэтов прошлого века  Элиот. В качестве оценки литературного произведения – это понятие «набора объектов, ситуаций, цепи событий, которые бы служили формулой...самой эмоции", как способа определения автономности текста.
Но главное, он считает, «многое поэт делает инстинктивно». Это привлекает. Это ищу, в стихотворениях. Верлибры  - их дыхание, ветер, неожиданный взгляд –присутствует  в тонкой поэзии Светланы Дион.
Теория «имперсональной поэзии» отразила взгляд Элиота на задачи и назначение самой поэзии и литературной критики в эпоху переходную, как он определял для себя эпоху модернизма в период его становления. В истории развития литературы он видел несколько таких переходных эпох. Больше всего его внимание привлекла эпоха развития метафизической поэзии. Элиот вводит понятие «распада цельности мировосприятия» для характеристики этой эпохи и считает, что европейская культура и европейское сознание до сих пор оказываются под впечатлением этого неизжитого «распада цельности мировосприятия».
 В основе многих литературных процессов лежит квантовая физика, теория расщепления атома, но и его соединение в крупные молекулы и формы. Многое, распадаясь, созидает новое.  Взять романы Светланы Дион. Они построены на теории квантов и доказуемости переходов в разные состояния невидимого, но существующего.
Редкие современные авторы способны удержать, чтобы не распалось, цельность восприятия, а затем передать его читателю.
Она обладает, на мой взгляд, наиболее цельным восприятием. Её исследование и развития сюжетов вокруг одной темы «Невидимое, но существующее» последовательно вовлекает читателя в Действо романов, стихотворений, образов небожителей. В моих стихотворениях исповедую принцип: "существующее, но незаметное", которое приближаю и осмысливаю.
В моей книге "Солнце как Знак" , где соединены рассказы, поэтические строки, отрывки размышлений и документов, переводы стихотворений, где различные понятия сплелись воедино и сошлись по-новому, порой,  перекликается темами. Мне созвучно. Это - увлекает и открывает вновь и моё "существующее, незаметное". 

*
Далее о поэзии
Известно, Лев Толстой считал, что сочинять стихи — все равно что танцевать за плугом. Он, вероятно, имел в виду, что сочинять, думать на главные темы и так непросто, зачем же еще усложнять себе задачу, отвлекаясь на выкрутасы, побочные действия — размер, рифму. Чтобы он сказал о верлибре, которым в совершенстве владеет Светлана Дион можно себе представить!) Но чуткие к поэзии люди могли бы возразить, что Толстой, в общем и целом, прав, кроме тех случаев, когда он не прав.
*
Английский классик Уистан Оден высказался вполне определенно: «poetry makes nothing happen», что можно перевести как «поэзия ничем не оборачивается». Но поэзия для восприимчивого человека оборачивается эстетической радостью, даже потрясением.
А между поэтами – соревнованием, престижными премиями, наградами и снова новыми книгами, - поисками себя. Кто-то против конкурсов, знаков отличия. Время диктует условия развития, общения, степени притязаний, реализации задуманного.
*
Когда-то в древности стихами (впрочем, по нынешним понятиям довольно необычными) писались священные тексты — считается, что для удобства массового запоминания наизусть. Спустя столетия поэзия опростилась и постепенно стала пристрастием и баловством, вроде спорта, коллекционирования или любви к путешествиям. Баловством-то баловством, но с самыми серьезными вещами: с любовью, со смертью, со смыслом или бессмыслицей жизни и тем, что невидимо, но существует, как пишет Светлана Дион.
*
Возьмем для примера такое философское суждение: объективный мир и человеческое мышление имеют принципиально разные начала, поэтому все попытки осмыслить устройство мироздания тщетны. Особенно в поэзии. Суждение как суждение — глубокое и противоречивое, его можно принять к сведению. Но вот как высказался на ту же тему
поэт Федор Тютчев:

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Для чувствительного читателя эти четыре строки тотчас делают отвлеченное философское предположение личным переживанием, дают возможность испытать собственную и сиюминутную эмоцию от старинной выкладки ума. А знать о какой-либо точке зрения на предмет и испытать по поводу того же предмета собственное чувство — качественно разные понятия, не так ли?!...

*
О современной поэзии известный поэт Сергей Гандлевский пишет:
"Думаю, что не сильно ошибусь, если предположу, что подавляющее большинство людей прекрасно обходится без поэзии. И это по-человечески не говорит о них ни хорошо, ни плохо: они просто не получают от стихов удовольствия.

*
Стихи многие из нас давно пишут не только для себя. Люблю читать других авторов и когда нахожу интересные строки, когда в унисон звучит музыка, значит день прожит не напрасно. Безмерно порой, перевозбуждаюсь, хочется жить, находить созвучия, представлять свои строки единомышленникам или наоборот, протогонисту, узнать мнение, но творить, творить дальше.

***

Писать стихами и писать стихи - не одно и тоже.
Бытует интересная мысль, что сама жизнь по-настоящему талантливого писателя - и есть тот его лучший, бессмертный роман, к созданию которого он всю свою жизнь стремится, но сотворить на бумаге так никогда и не сможет, ибо всякий раз сказывается, что для такого шедевра у него попросту не хватает таланта.
А что такое талант? Зарождаясь в тайных глубинах души и медленно разгораясь из посеянной в каждом из нас "искре божьей" - заставляет метаться, от стихотворных проб и ошибок - к карандашу и кисти. Но не все свои "искры божьи" могут удержать в себе и раздуть огонь созидания. Однако, писать стихами и писать СТИХИ - Стихотворения - не все могут, не всем это дано. Если есть искра Божья её нужно раздувать, как пламя души. Но и стихи и стихотворения требуют стихосложения, иначе они рассыпаются, как карточный домик. Их не воспримут те, кому они предназначены. Его Величеству, читателю! Ведь все о нём мечтают, не так ли?!

*
Совершенно неожиданно я открыла и для себя одессита, поэта Феликса Зигельбаума и пригласила в наш фестиваль во Франкфурте - "На ПАРАЛЛЕЛЯХ ПЕГАСА". В Одессе  многим оказались созвучны  строки философа музыки и музыкальных строф - образов и поэтически узнаваемых особенностей стихосложения. Он не только читал стихотворения, но пел, на экране кадры его выступления ранее с оперными певцами высшего класса, исполняющими романсы, симфонии и песни на его стихи, которые не похожи ни на чьи.

Как говорил Андрей Вознесенский: "Поэзия должна пробуждать совесть!" Глашатаем
Совести, демократических и поэтических Свобод, тонкой поэтической организации и всемирной, космической направленности - ярчайшая и уникальнейшая поэзия ИННЫ БОГАЧИНСКОЙ, которая десятилетия общения с Андреем Вознесенским и сейчас - главный Хранитель Памяти и совместных поэтических выступлений, общений, созвучий и признаний истинности поэтического Дара Вселенского масштаба - требуют особого осмысления.
 В поэтическом венке Литературно-художественного Проекта ГЛОРИЯ - столько ярких Звёзд, изучение и пристальное внимание к которым обогатит современную литературу, пласты которой пытаемся поднять, приблизить к читателю и осмыслить.

СПОНТАННЫЕ ЗАМЕТКИ С ПОЭЗИЕЙ О ПОЭЗИИ ПРОЕКТА ГЛОРИЯ - С "КОРОНОЙ ФЕСТИВАЛЕЙ"
ВИРТУАЛЬНОЙ ГАЛАКТИКИ

Картина Александра Мельникова
Елена Ананьева,
Германия 
 
https://www.youtube.com/watch?v=tqq1OanoPXA


Рецензии