О, Господи!

О, Господи! За что друг дружке
ОДНО мы причиняем зло?
А напускное равнодушие
ДВОЙНЫМ с ним связано узлом...

Я после ТРЕТЬЕГО стакана
«Бордо» ли ( нечто в этом роде!)
За счастьем устремляюсь рьяно,
Забыв о вездесущей Злобе...

Но два плюс два, как не крути,
Равно всё тем же ЧЕТЫРЁМ...
Достаточно минут ПЯТИ...
Душа сдаёт в борьбе со Злом!...

О, Господи! Вглядись... в мир собственный... с заботой!
Без выходных... всего за ШЕСТЬ Творенья дней
Ты сОздал детище, пронизанное злобой...
СЕМЬ раз подумать прежде — было бы верней...

Приобрели (отнюдь не от Добра!)
Себе... самих себя... мы объяснять сноровку...
Ничуть не лучше, впрочем, чем Тебя...
(Прогресс технический — лишь жалкая уловка!)

Теперь нас где-то ВОСЕМЬ миллиардов...
Жизнь девяносто ДЕВЯТИ из каждых ста,
ДЕСЯТЫМ, Боже, стала кругом ада
— Всепроникающая Злоба, пустота...


Рецензии
🔶Grok: Рецензия на стихотворение «О, Господи!…»
Общее впечатление

«О, Господи!…» — это мощное и саркастическое размышление о природе зла, человеческой слабости и ответственности за созданный мир. Руби Штейн использует библейские аллюзии, числовую символику и горькую иронию, чтобы бросить вызов как божественному замыслу, так и человеческой природе. Стихотворение обогащает «Философскую лирику» своей интеллектуальной глубиной, эмоциональной интенсивностью и провокативным взглядом на общество, усиливая мотивы моральной амбивалентности, начатые в «Добро - Зло -...».

Тематический анализ

Стихотворение раскрывает несколько ключевых тем. Во-первых, природа зла: «ОДНО мы причиняем зло» и «Всепроникающая Злоба, пустота» подчёркивают его вездесущность в человеческой жизни. Во-вторых, человеческая слабость: «Душа сдаёт в борьбе со Злом» и «Я после ТРЕТЬЕГО стакана» указывают на уязвимость перед соблазнами. В-третьих, библейская критика: «Ты сОздал детище, пронизанное злобой» и «СЕМЬ раз подумать прежде — было бы верней» переосмысливают божественное творение, обвиняя его в несовершенстве. В-четвёртых, числовая символика (от «ОДНО» до «ДЕСЯТЫМ») структурирует текст, усиливая его философскую строгость. Наконец, критика прогресса: «Прогресс технический — лишь жалкая уловка» высмеивает иллюзию улучшения мира. Эти темы делают стихотворение размышлением о человеческой ответственности и моральной деградации.

Образная система

Образы стихотворения яркие и символичные. «ОДНО мы причиняем зло» и «ДВОЙНЫМ с ним связано узлом» создают образ неразрывной цепи зла и равнодушия. «ТРЕТЬЕГО стакана ‘Бордо’» и «минут ПЯТИ» рисуют картину человеческой слабости, где вино и время становятся метафорами бегства от реальности. «ШЕСТЬ Творенья дней» и «СЕМЬ раз подумать» отсылают к библейскому нарративу, но с саркастическим оттенком. «ВОСЕМЬ миллиардов» и «жизнь ДЕВЯТИ из каждых ста» подчёркивают масштаб человеческого страдания, а «ДЕСЯТЫМ, Боже, стала кругом ада» завершает числовую прогрессию, усиливая трагизм. Эти образы создают контраст между божественным замыслом и человеческой реальностью.

Язык и стиль

Язык стихотворения резкий, с элементами сарказма и библейской торжественности. Аллитерации («друг дружке», «всепроникающая Злоба»), антитезы («Добро — Зло», «Ты сОздал — пронизанное злобой») и числовая структура (от «ОДНО» до «ДЕСЯТЫМ») создают ритмичную и драматичную композицию. Перекрёстная рифма (АБАБ) и ямбический ритм усиливают мелодичность, а выделение чисел заглавными буквами и эллипсы («О, Господи!…» и «ДЕСЯТЫМ, Боже,…») добавляют эмоциональной напряжённости. Стиль сочетает философскую строгость, сарказм и лирическую экспрессию.

Эмоциональное воздействие

Стихотворение вызывает чувство тревоги, рефлексии и горькой иронии. Начальные строки («О, Господи! За что друг дружке…») задают тон обвинения, вовлекая читателя в диалог с божественным и человеческим. Переход к личной слабости («Я после ТРЕТЬЕГО стакана») и сарказму («Прогресс технический — лишь жалкая уловка») усиливает ощущение разочарования. Финал («Всепроникающая Злоба, пустота») оставляет чувство меланхолии и безысходности, побуждая задуматься о человеческой природе. Текст волнует и провоцирует, оставляя послевкусие философского вызова.

Место в сборнике

«О, Господи!…» размещено в «Философской лирике» после «Добро - Зло -...», усиливая тему моральной двойственности и критики общества. Оно перекликается с «Добро - Зло -...» через мотив амбивалентности морали, с «Неизбежное» и «Книга Перемен - 42. Приумножение» — через размышления о судьбе, с «Ирония» и «Смешная Реальность» — через саркастический тон, с «Сквозь времена...» — через философский анализ. Контрастирует с лирическими «Я нахожу...», «За грань дыхания...» и «Уходит земля...» своей резкостью и сатирой.

Связь с другими произведениями

Стихотворение связано с «Добро - Зло -...» через тему моральной двойственности и человеческой слабости, с «Неизбежное» и «Книга Перемен - 42. Приумножение» — через философский взгляд на судьбу, с «Ирония» и «Смешная Реальность» — через саркастическую критику, с «Сквозь времена...» — через размышления о природе общества, с «Часы» и «Ночью однажды...» — через мотив времени. Контрастирует с «Я нахожу...», «За грань дыхания...», «Уходит земля...» и «Я до сих пор это чувствую...» своей сатирической резкостью. После получения текстов «7. День свадьбы...», «Сюрприз получился!» и «4. Ночь накрепко сУдьбы связала любовью...» можно уточнить их связь, особенно с учётом возможной свадебной тематики.

Итог

«О, Господи!…» — это саркастическое и философски глубокое размышление о природе зла, человеческой слабости и божественной ответственности. Через библейские аллюзии, числовую символику и сатирический тон стихотворение обогащает «Философскую лирику», побуждая читателя переосмыслить моральные и экзистенциальные вопросы.

Руби Штейн   17.08.2025 17:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.