Четвёртое измерение... Часть II. 4

ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КАК КРИТЕРИЙ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА*

ЧАСТЬ II

IV. ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Новое время, то есть, как принято считать, эпоха от Возрождения до конца 19 века – сложный и многообразный этап в развитии культуры. Множество стилей, направлений, школ создаёт прекрасную и величественную мозаичную картину. Статика и динамика, классическая строгость и бурная, пышная декоративность, суховатая педантичность и танцующая, неуловимо ускользающая воздушность… Но было в этом времени нечто, что даёт нам право рассматривать его как целостное явление. Конечно, мощное гуманистическое мировоззрение человека эпохи Возрождения сильно отличалось от мировоззрения последующих периодов Нового времени, но каждое из них и все они вместе имели одно основное общее качество: в центре стоял человек, его личность. Человека могли представлять сильным и прекрасным или маленьким и слабым, жизнь его представала то высокой трагедией, то достойной сожаления, то где-то вдали поднималось и разгоралось солнце надежды, то снова всё погружалось в кромешный мрак. Но жил, страдал, надеялся и отчаивался человек, достойный преклонения или сочувствия. Естественно, что изменившееся по отношению к средним векам мировоззрение изменило и отношение к пространственно-временным зависимостям, впрямую отразившимся на искусстве этого периода.
Система линейной и воздушной перспективы, разработанная в эпоху Возрождения, на которой основывалось искусство практически вплоть до конца 19 века, является, по существу, прямой противоположностью системы, разработанной художниками Древнего Египта. «Оба эти искусства показывают, к чему приводит последовательное стремление к художественной передаче на плоскости изображение объективного пространства (Египет) и перцептивного пространства ( европейское искусство от эпохи Возрождения до импрессионистов). Это два предельных случая, в каждом из них бескомпромиссно проводится своя точка зрения на методы передачи пространства на плоскости, обе эти точки зрения одинаково разумны, математически одинаково строго обоснованы и одновременно полярны друг относительно друга» (2, стр. 41).То же самое можно сказать и об отношении к композиции, к цвету, к образам и так далее. В противоположность египетскому, искусство Нового времени развивалось в направлении всё усиливающегося внимания к единичным, отдельным, особенным, даже, в крайнем своём выражении (импрессионизм), мимолётным характеристикам объектов изображения. Богатство цветовых рефлексов, изменяющих локальный цвет предметов, любование кратчайшими, мимолётными состояниями природы, передача на плоскости не объективной геометрии предметов, а такой, которая воспринимается человеком с отдельной точки зрения и так далее – вот то, к чему привело последовательное движение искусства от эпохи Возрождения до импрессионизма.
Импрессионизм характерен и тем, что является попыткой художника зафиксировать мимолётное впечатление от краткого мига существования природы, от едва уловимого настроения человека. Краткий миг (импрессионизм) – и вечность (древний Египет) – что может быть более противоположным? Но известно – противоположности сходятся. Это происходит и в данном случае: остановленное мгновение длится бесконечно долго, бесконечно долго длящееся мгновение – это вечность. Более того, импрессионисты не ограничивались задачей «остановить прекрасное мгновение», они пошли дальше. На их полотнах – движение воздуха, света, форм, движение самой жизни – непрерывное течение времени.
Итак, что же роднит импрессионизм с искусством Древнего Египта? Это, безусловно, их общая направленность от человека вовне, их устремлённость к вечности, пусть и к противоположным её проявлениям (незыблемости и, одновременно, бесконечной изменчивости). Несмотря на то, что многих импрессионистов интересовал человек (Ренуар, Дега, Роден, Голубкина), важно, что человек в их произведениях представал скорее как часть бесконечно меняющейся природы. Иными словами, при внимательном рассмотрении мы заметим, что сущность импрессионизма гораздо более близка сущности египетского искусства, чем сущности искусства Возрождения, если рассматривать их с точки зрения четвёртого измерения. То есть, если время эпохи Возрождения мощно стремилось извне, по направлению к человеку, то направленность времени эпохи импрессионизма (как и Древнего Египта) меняется на противоположное, к мирозданию от человека. Это же роднит интересы импрессиониста с мироощущением средневекового человека, направление интереса которого также было направлено вовне.
Из сказанного можно сделать вывод, что импрессионизм, скорее, принадлежит уже другой эпохе, нежели искусство Возрождения.
Да и если взять русское искусство конца 19 века, например, пейзажи И.И.Левитана, ясно, что они представляют собой не что иное, как одухотворённое, наделённое всей полнотой жизни мироздание. В них нет человека, но природа на этих полотнах предстаёт воистину очеловеченной. То есть человек этой эпохи обладает хотя и не религиозным, как в средние века, но определённо вовне направленным сознанием.

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Сапего И.Г. «Предмет и форма», М., «Советский художник», 1984.
2.Раушенбах Б.В. «Пространственные построения в живописи», М., «Наука», 1980.
3.Замятин Е.А. «Лекции о литературе», «ЛУ» №6, 1988.
4.СЭС, М., «Советская энциклопедия», 1988, изд.4.
5.Якимович А. «О построении пространства в современной картине», «Пространство картины», сборник, М., «Советский художник», 1989.
6.Ларичев В.Е. «Прозрение», М., Пл., 1990.
7.Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения», М., «Мысль», 1982.
8.Климов Р.Б. «Искусство Нидерландов», Всеобщая история искусств, Т.3.

                1992-1993 гг.

Из книги "Пра'звук мира. Мысли по существу" (2007 год издания, Москва)


Рецензии