Время знаний, бремя учёбы

России не повезло. Древние римляне не строили у нас дорог, как в Европе, арабы не заводили университетов. Наши университеты и академии появились в 18в. с запозданием на несколько веков, но в середине 9в. Кирилл и Мефодий создали для славян азбуку-кириллицу, в Европе пользовались латиницей. Но до этого у них были руны, а у нас резы. Князь Владимир-креститель любил пиры, особой грамотностью не отличался, но создал первые церковные школы. Его сын - Ярослав Мудрый знал языки, любил книги, выдавал дочерей замуж в европейские страны. Анна Ярославна, королева франции, писала по-русски и по-французски, видимо, знала латынь и греческий, в отличие от многих баронов и королей, умеющих только расписываться. Борис Годунов в 1590гг. посылал недорослей учиться в Англию. В 17в. в России и на Украине были греко-латинские школы, затем бурсы. Русская классическая литература 18-19вв. возникла не на пустом месте. До конца 19в. были проблемы с женским образованием, но и это преодолели еще до революции. Инспектор народных училищ - Илья Николаевич Ульянов создал в Симбирской губернии 250 образовательных заведений.В сельской местности работали церковно-приходские и земские школы. В городах классические гимназии, реальные училища, епархиальные училища. Выше стояли семинарии, институты, университеты. В армии - солдатские школы, юнкерские училища, кадетские сухопутные и морские корпуса. Всеобщая неграмотность до революции - миф. Образованием были охвачены фактически все специальности и отрасли. Конечно, оставались глухие деревни и нищие рабочие окраины, где не хватало возможностей и времени на обучение детей. Правильное статистическое исследование при желании позволит сопоставить количество школ и населения. Советская власть дала бесплатное образование. Как сейчас с этим обстоит дело - общеизвестно.


Рецензии