Борзенко умер в нищете

Борзенко умер в нищете
На родине  безстыжей…
Когда-то выжил на войне
И в Бухенвальде выжил.
Вернулся и лечил людей.
Потом пришли злодеи
И нас на тысячи частей
Делили,
Как хотели.
Так можно в боксе победить*
И проиграть в Отчизне
И после этого не жить
Уже
При Коммунизме…

*Андрей Борзенко провёл в застенках более 80 боёв, выиграл все и выжил. Поговаривали, что немцы его калечили, а он побеждал чемпионов из СС.
Боксёр  Андрей Борзенко не выигрывал чемпионатов мира и не зарабатывал миллионы долларов. Но при этом не просто прославился, а стал легендарным героем.
Он боксировал в концлагере Бухенвальд в страшные годы войны. Немцы умышленно отняли у него ногу, но он продолжал драться и побеждать даже на протезе.
Борзенко родился в Ташкенте в 1920-м. Занимался боксом в секции легендарного тренера Сиднея Джаксона, американца, осевшего в южной республике ещё в 1916-м. До войны неоднократно становился чемпионом Узбекистана в тяжёлом весе, дважды побеждал на чемпионате южных республик СССР.
В 1941 году за несколько месяцев до начала войны был призван в армию. В боевых действиях участвовал с первых дней Великой Отечественной, дважды был ранен и попал в плен во  время отступления советских войск через Днепр. После двух попыток побега тогда же в 1941-м он был отправлен в лагерь Бухенвальд. Выжить в этом страшном концентрационном лагере ему помог бокс. Руководство Бухенвальда устраивало боксёрские поединки. В этих боях военнопленные дрались не только между собой, но и с местными надзирателями, а порой и профессиональными боксёрами, служившими в СС.
Борзенко был лучшим боксёром среди всех, кто участвовал в этих гладиаторских боях. Практически всегда он завершал поединки нокаутами. В одном из боёв он нокаутировал немецкого уголовника, который до войны был бандитом в Гамбурге и участвовал в подпольных схватках. В другом — победил  лучшего боксёра всех подразделений СС по имени Вилли.
Всего до освобождения в апреле 1945 года Борзенко провёл более 80 поединков и во всех одержал победы.
Подавляющее большинство сведений о Борзенко известно только от писателя Георгия Свиридова и его книги «Ринг за колючей проволокой», которая много раз переиздавалась в СССР и за рубежом.
Сам Свиридов, первый председатель федерации бокса СССР, историю Борзенко узнал из личной встречи на одном из турниров.
«Мы поехали на первый послевоенный чемпионат… И  там в финале сошлись поволжский немец Гельмут из нашей секции и неизвестный мне боксёр. Он отправил Гельмута в девять нокдаунов и боксировал с невероятной для советских спортсменов жестокостью. После окончания турнира я с ним разговорился…», — вспоминал Свиридов, не уточняя, что это был за чемпионат. Но точно не чемпионат СССР, в протоколах того времени Борзенко не было.

На основе этих разговоров и была написана книга. Писатель позже утверждал, что сидел в архивах КГБ, выяснял правильность имён, которые называл Борзенко, и говорил, что практически все упомянутые в «Ринге за колючей проволокой» персонажи подлинные.

После окончания войны он поступил в медицинский институт, стал одним из ведущих хирургов города, первым в Ташкенте стал проводить операции на сердце.

Правой ноги у Борзенко не было,   немцы умышленно его покалечили. Несмотря на это, продолжал драться с одной ногой, будучи на протезе, и неизменно побеждал.
Борзенко лишь в 1989 году получил медаль «за участие в Великой Отечественной войне». Когда СССР был на грани распада, уехал из Ташкента в Россию, где в 1992 году и скончался. В нищете на съёмной квартире в Ленинградской области.


Рецензии