Исход этрусков

Вещают руны найденных скрижалей:
Вспаханы нивы, ждущие зерна,
Прошли года тяжёлых испытаний,
Чужих деяний призрачна вина.
Давно любимой родиною стала
Для ваших чад прекрасная страна!
И журавлей курлыканье ласкало
Слух её зодчих в сла’вны времена.

Пассионарна волна пилигримов:
Страсть приключений их властно ма’нит,
До основания Первого Рима –
Здесь их владения, здесь их твердыня!
«Иди и достоин будь» – воля гласит!

Что связь времен? – она столь эфемерна,
Что мы способны лишь предугадать –
Насколько ноосфера многомерна
И нам сигналы может подавать,
О путешествиях в пластах времён,
Поэт живет – где мыслями внедрён.

Уже призвал к терпенью и победам
На колокольне утренней звонарь.
Мне о исходе пращуров поведал
Ночной звезды негаснущий фонарь.





     В истории Европы осталось очень немного совсем уж неясных моментов. Одним из таких темных пятен и являются Этруски. Мало того, что абсолютно неясно откуда они взялись в Италии, так еще и язык их не расшифрован до сих пор. А ведь это народ у которого учились Римляне и даже одно время владевший Римом.
Этот народ достиг пика своего могущества в VIII - VII веках д. н. э., когда этруски владычествовали почти во всей Италии и соперничали в Средиземном море с греками и финикийцами.
Этрусские  цари  правили  Римом.  Именно с их свержения и начинается               по- настоящему история Римской империи. Римляне многому научились у них. Например, цифры, которые мы сейчас называем "римскими" на самом деле этрусские, да и латинский алфавит позаимствован видимо у этрусков. Да и много чего еще.
Но вот кто такие Этруски и откуда, римляне и сами не очень понимали. Споры об их происхождении начались еще в древности и продолжаются до сих пор.
В отрывке одного из трудов Геродота сохранилось: «… в царствование Атиса, сына Манея, была большая нужда в хлебе по всей Лидии. Вначале лидийцы терпеливо сносили голод; потом, когда голод не прекращался, они стали измышлять средства против него, причем каждый придумывал свое особое. Тогда-то, говорят они, и были изобретены игры в кубы, в кости, в мяч и другие, кроме шахматной игры; изобретение шахмат  лидийцы себе не приписывают. Игры эти служили для них средством против голода: один день они играли непрерывно, чтобы не думать о пище, на другой день ели и оставляли игру. Таким способом они жили восемнадцать лет. Однако голод не только не ослабевал, но все усиливался; тогда царь разделил весь народ на две части и бросил жребий с тем, чтобы одной из остаться на родине, а другой выселиться; царем той части, которая по жребию оставалась на месте, он назначил себя, а над выселившейся поставил сына своего, по имени Тиррена. Те, которым выпал жребий выселиться, отправились в порт Смирну, соорудили там суда, положили на них нужные им предметы и отплыли отыскивать себе пропитание и местожительство. Миновав многие народы, они прибыли наконец к омбрикам, где основали города и живут до настоящего времени. Вместо лидийцев они стали называться по имени сына того царя, который заставил их выселиться, имя его они присвоили себе и названы были тирренами».
Так звучит самый древний связный рассказ античного историка о происхождении этрусков, считавшего, что этруски не принадлежали к местному италийскому населению, и объясняющего, как возникло наименование «тиррены», которое греки употребляли для этрусков.


Рецензии