Циля Клепфиш

1. Ритмическое прочтение этого афоризма Рабана Шимъона бэн Гамлиэля-II
из 2-го радиоурока Цили Клепфиш (1927-2011) резко упрощает его запоминание:

* * *
Аль шлошА дварИм      ---  На трёх вещах
hа-олАм омЭд:                ---  Вселенная стоит:
аль hа-дИн, вэ-Аль        ---  на правосудии, и на
hа-эмЭт, вэ-Аль             ---  правде, и на
hа-шалОм.                ---  мире*.
_______________
* (здесь мир – отсутствие войны)

Весьма внушительно и благозвучно! Ритм: "Цик-цик-бум, цик-бум..."
Бум – ударный слог, цик – безударный.

"И веют древними поверьями..." (А. Блок) громоподобные слова (В.С.):
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Аль шлоша дварим hа-олам омэд:
аль hа-дин, вэ аль hа-эмэт, вэ аль hа-шалом.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
На трёх вещах покоится Вселенная:
на правосудии, на правде и на мире.

2. Мы помним, что пространство, время и движение неотделимы друг от друга.
Что не бывает пространства без времени, а времени без движения:
v=S/t, где v соответствует скорости (и движению), а S – расстоянию
(и пространству), пройденному за время t.

Поскольку троица "движение-пространство-время" является первичной, то с ней
можно соотносить любые другие троицы, например "правосудие-правда-мир" или
"справедливость-истина-благоденствие".

Я бы соотнёс деятельное правосудие с движением, неизменную правду-истину-естину –
со статичным 3-мерным пространством, а благоденствие-мир – со временем.

3. Единственный способ выговорить требуемое среднее между "л" и "ль" – это
произнести альвеолярное "л", касаясь кончиком языка альвеол – прикорневых
бугорков над верхними зубами.

То же относится и к парадоксальному требованию не смягчать "н", "т", "д" перед
"и" (в слогах "ни", "ти", "ди"). Это возможно только в случае альвеолярных "н",
"т" и "д". Значит, все указанные согласные являются в иврите альвеолярными,
что следует учитывать при произнесении слов.

С практической точки зрения (и с учётом принципа экономии движений органов речи)
это означает, что при говорении на иврите кончик языка постоянно тяготеет
к альвеолам и касается их в момент произнесения звуков л, н, т, д.

Альвеолярный характер звуков (л, н, т, д) позволяет понять, почему буква "шин"
может передавать "ш" и "с". Отсутствие зубов автоматически превращает зубное "с"
в альвеолярное "ш". Плавно переходя на выдохе от "ш" к "с" и обратно, легко
убедиться, что "ш" сопровождается загибом кончика языка к альвеолам.
___________________
Ссылка на радиоуроки Цили Клепфиш (MP3):
https://yadi.sk/d/-yY0bQjp9rLxMA?w=1

(2020)


Рецензии