Пятнадцать витков над кольцом 13

Виток тринадцатый: Успеть до закрытия
(Ростов Великий)

Белы камни стен – над землёй парят,
А на них с высот облака глядят.
Чайки серые вторят криками,
Звонарям Ростова Великого.

Мы пришли к тебе из другой земли.
За короткий миг что узнать могли?
Шорох старых плит под подошвами,
Где-то рядом спит наше прошлое…

Пропустила внутрь, не закрылась дверь,
Цветом-памятью прорастут теперь:
В небе птица - тенью крылатою.
Облака в воде – белой ватою.

Между ними – храм.
Он и тут, и там.

А в Ростове Великом сначала немного заплутали: указатели водили по кругу, упрямо выводили на выезд из города. Белые стены знаменитого Ростовского Кремля будто прятались, предлагая подумать: а не довольно ли впечатлений на сегодня? Но путешественники были упрямы и в конце-концов выбрались из лабиринта улочек прямо к входным воротам.
«Идите, мы тут подождём», - напутствовали сёстры, и Павел с Мариной, собрав остаток сил, двинулись первым делом к звоннице – посмотреть на окрестности с высоты. Звонница была одноярусной: колокола, большие и малые, выстроились на открытой площадке, будто школьники на линейке перед строгим учителем – Успенским собором. Сверху была видна серо-голубая полоска Неро, будто в тон ему вокруг круглились серо-голубые и серые купола и башни Ростовского кремля, мягко лучились золотом кресты на куполах. Стало видно, как низко уже стоит вечернее солнце. Павел с Мариной спустились со звонницы, заглянули в Успенский собор на площади – там шли ремонтные работы и, наконец, подошли к кассе. Марина начала перечислять кассиру выставки, которые хотела бы посмотреть, но её ожидал холодный душ:
- Вы ничего этого не успеете, до закрытия экспозиций осталось меньше получаса. Можно погулять по внутреннему двору – здесь осмотр на час дольше.
- А хотя бы экскурсию по стене мы успеем?
- По стене только половину, вон, до того белого здания.
- Хорошо, давайте билеты.
Держа заветные билеты, будто эстафетную палочку, Павел и Марина взбежали на галерею по узкому тоннелю с кирпичными ступенями. И пробег наперегонки со временем стартовал. Как в странном сумбурном сне мелькнуло расписное полукруглое помещение (угловая башня?) в ней распевался вокальный квартет (откуда?), дальше, совсем как герои фильма «Иван Васильевич меняет профессию», они мчались (успевая фотографироваться) по крытой галерее вокруг внутреннего двора, только гнались за ними вовсе не стрельцы, а неуловимое и неумолимое время. Поворот, вот где-то здесь их должны остановить, но… Для тех, кто очень хочет, случаются маленькие подарки судьбы. Женщина-смотрительница в розовом вязаном берете придержала на несколько секунд уже почти закрытую дверь в очередной переход:
– Проходите скорее, я уже закрываю!
Под стук закрываемых за ними дверей Павел и Марина быстрым шагом двинулись дальше, по второй половине галереи. С этой стороны открылся архиерейский сад и вид на озеро Неро. И в этот момент, как уже не раз случалось под вечер, ожила звонница, грянули колокола: Сысой – 32 тонны, основной тон – «до» малой октавы, Полиелейный – 16 тонн, основной тон –  «ми» малой октавы, Лебедь – 8 тонн, основной тон – «соль» малой октавы, Голодарь – 2,7 тонны, основной тон – «ля» малой октавы, именные и безымянные большие и малые, включая самый маленький «Ясак» - 24 кг, основной тон – «до» третьей октавы. Они вызванивали свою песню над озером, над Ростовским Кремлём, над всем Ростовом Великим.
Так, под торжественные звоны Павел и Марина вышли во внутренний двор. За ними со скрипом закрылась очередная дверь. Время прекратило стремительный бег и теперь нежилось в светлых сумерках раннего вечера. Неторопливо проходили и тихо переговаривались последние посетители. В зеркально спокойной воде небольшого водоёма отражалось вечернее небо с лёгким пухом облаков, там же тянулись в глубину маковки храмов и белые стены палат. Всё это было смутно знакомо. Ну да, конечно. Здесь проходили съёмки не одного и не двух исторических фильмов.
Из этого покойно-созерцательного состояния Марину выдернул Павел.
- Слушай, а те ворота, через которые мы вошли, закрыты. Наглухо. А выходить как?
Марина представила, как останутся они здесь пленниками замершего времени-пространства. Навсегда? Да нет. Максимум, до открытия музея завтра утром. Да и это вряд ли. Вон, ворота сбоку, и кажется открыты.
Сразу за воротами, пытаясь сориентироваться, где же теперь искать сестёр и машину, они увидели их, обеспокоенных, шагающих навстречу:
- А мы сидим себе. Вдруг, смотрим, ворота закрывают, а вас нет. Решили идти искать запасной выход.
Таким вот маленьким приключением и завершился этот удивительный воскресный день.
Домой добрались быстро. Завтра вместе с тетей Милой предстояла поездка в страну детства – Рыбинск.


Рецензии