Экологическое мировоззрение

- Министр экономики, какие новости?
- Плохая и хорошая.
- Начните с плохой.
- Экономика в ужасном состоянии, все показатели рушатся, банкротства, пенси...
- Достаточно, достаточно! Что с хорошей?
- Это состояние экономики невероятно стабильно.               

Не станем нарушать сложившую традицию и тоже начнём с плохой. Риторический вопрос.

Чем по сути является мировой сочетанный экономический, политический и экологический кризис? Результатом существующих методов управления общественным сознанием. Фундаментом любого метода управления является мировоззренческий логический принцип, лежащий в основании системы ценностей, сложившейся в группе под влиянием культурно-исторического контекста.

Если принцип группы отличается от принципа, обеспечивающего безопасность человеческого общества в целом, они входят в противоречие - возникает ценностный конфликт между общезначимым и групповым.

Мировоззренческий принцип коллективного сознания допускает применение неэтических средств к достижению цели, - деградация лишь вопрос времени, когда отрицательный потенциал превысит ПДН и построенные системы начнут рушится. Таким образом проявляется работа закона перехода количественных изменений в качественные. Это утверждение справедливо для любой экосистемы, будь то человек, семья, компания, общество, государство, цивилизация, природные экосистемы, планета в целом...

«Нечеткая граница вовсе не граница.
Ограждение с дырою — это то же самое,
что и полное отсутствие ограды»
 Л. Витгенштейн.

О каких нечётких границах идёт речь? О нравственных, о размытых границах дозволенного. Рассмотрим причинно-следственную взаимосвязь событий с точки зрения конфликта ценностей, нарушения принципа границ и работы в единой связке троицы законов диалектического развития/деградации:

*единства и борьбы противоположностей (полярность любовь - ненависть),

*отрицание отрицания (полярность вера - неверие),

*перехода количественных изменений в качественные (полярность надежда – отчаяние).

Логика исторического диалектического процесса в неравновесной системе

Правящий режим порождает систему ценностей, вызывающую её отрицание у отдельных групп. Накапливается сумма неразрешённых противоречий. Происходит проекция ненависти с самих ценностей на их носителей. Зарождается скрытый процесс противостояния между противоположностями. Накопление правящей прослойкой отрицательного потенциала до ПДН порождает открытое противоборство с противоположностями, что ведёт к социальному взрыву, в результате отвергнутая система переходит в иное качество - деградирует. Диалектический поплавок переворачивается и начинает заново накапливать отрицательный потенциал, ведущий к следующему социальному взрыву. В приведённой схеме сумма отрицательных величин превышает сумму положительных. Борьба всех со всеми - самый низкий этаж диалектической иерархии, ведущий систему не вверх, а вниз, поскольку отрицается единство противоположностей, универсальный ценностный стержень, объединяющий все социальные группы.

Рассмотрим на реальных исторических примерах. За точку отсчёта возьмём революцию 1917 года, которая тоже была закономерным результатом предшествующих событий

Открестившись в 1917 году от веры в самодержавие, под которым подразумевался союз ценностей монархических с религиозными, мы вытоптали с плевелами здравые семена, возведя институт высоких нравственных ориентиров на кровавом фундаменте. Мировоззрение нового государства строилось на принципе "свобода - это осознанная необходимость..." в насилии. Метод террора - непрочная точка опоры в мировоззренческой концепции борцов за «свободу, равенство, братство». Разница во взглядах между её участниками, а также с другими группами, приводила к конфликту интересов и порождала бесконечную волну расправ в отношении несогласных. "Справедливое" государство с собственным пониманием свободы слова, свободы воли и свободы совести недолго продержалось на зыбком ценностном фундаменте, не прошедшем проверку временем. Накопив отрицательный потенциал до ПДН, началась деградация созданной неэтичными методами системы. Диалектический поплавок начал менять полюса.

Осознание, что так жить больше нельзя, привело к эпохе нигилизма - перестройке. Базаровщине, отвергающей морально устаревшие жизненные принципы, но не предлагающей ничего взамен. Этот этап подготавливает почву, расчищает плацдарм для грядущих изменений.

Отвергнув кровавый опыт советской школы, собственные ценности мы так и не породили, предпочтя синхронизироваться с ценностями недавних оппонентов. Процесс присоединения (1984-2020) привёл к осознанию, что чужие культурные скрепы в ближайшем рассмотрении оказались чужды нашему менталитету. Поскольку декларативность новых всевозможных свобод без опоры на этический фундаментальный принцип также приводит к образованию подводных камней и двойным стандартам. Той же самой подмене смысла между общественнозначимым, групповым, частным.

Примерив ценности "другого" мира и войдя с их носителями в непримиримые противоречия, мы запустили новый диалектический процесс борьбы с противоположностями. Напоминая капризных фоловеров, изо дня в день то очаровываясь новыми кумирами, то разочаровываясь. Ведём себя как нейтрино - частицы неопределённой ориентации. Упуская из виду факт единства, и что проблема у всех одна. Оппонирующие стороны являются друг для друга отражением собственного внутреннего противоречия, свидетельствующего о неустойчивой точке опоры, отрицании универсального стержня, из которого вытекает возможность подходить к решению проблем с точки зрения фундаментального объединяющего принципа, а не с позиции конфликта интересов. Культурные различия лишь обёртка, видимость, иллюзия разобщённости.

"...народ, то есть все остальные, не мудрые,
подобен реке, по которой плывет челнок,
а в нем — торжественные, пышно разодетые ценности
Заратустра"

Напрашивается очевидный вывод. Как бы прекрасно не выглядели одежды провозглашённых ценностей, они останутся декларативны при отсутствии заложенного в основание мировоззрения краеугольного камня, безусловного для всех сообществ. Находящегося в междисциплинарном пространстве антропологических практик - традиций, культур, стереотипов и менталитетов. Совести. Являющейся кроскультурной универсалией, фундаментальным природным ценностным механизмом, обеспечивающим экосистеме выживание.

«… человек свободен и по отношению к своей совести, но эта свобода заключается исключительно в выборе между двумя возможностями, а именно: послушаться своей совести или пренебречь ею… Если человек систематически и последовательно подавляет и удушает свою совесть, то доходит либо до западного комформизма, либо до восточного тоталитаризма - в зависимости от того, предлагаются ли ему общепринятые в социуме «ценности» или навязываются силой». В. Франкл

Очевидно, что конфликт между ценностями групп и общечеловеческими универсалиями происходит в поле аксиологии (Logos логический принцип, axio ценности).

Мировоззрение без опоры на универсальный принцип, заложенный в основание ценностного фундамента, порождает ложные выводы и допускает применение неэкологических средств, приводящих к деструктивным стратегиям «развития» и чудовищным последствиям.

Именно поэтому мы наблюдаем на внутреннем, межгосударственном и планетарном уровнях маркеры:

а) социального абсентеизма, которые свидетельствуют об инвалидных методах управления: болезни общества (алкоголизм, наркомания, гейминг... ), высокий уровень правонарушений, заболеваемости, продолжительности жизни, суицидов, протестных настроений, участия в экстремистских организациях, вооружённых конфликтов, отток кадров и утечка мозгов, безработица, уклонение от участия в выборах и тд…

б) растущей напряжённости во взаимоотношениях «противоположностей»…

в) деградации природных экосистем, что является результатом политики антропоцентризма, ставящей интересы отдельной группы выше интересов всей цивилизации, что создаёт угрозу жизни во всей экосистеме.

Говоря языком диалектики, мы наблюдаем маркеры недоверия к противоположностям (отрицание), ненависти к противоположностям (борьбы) и безнадёжности (переход количества ненависти и отрицания в качество). Поскольку принцип остался прежним.

 «Дайте мне точку опоры,
 и я переверну землю»
Диодор Сицилийский

Что делать?

Хорошая новость

Весь симптомокомплекс не только описывает проблемное поле, но и указывает на точки роста, плацдарм для формирования устойчивого развития.

Каким способом не допустить развития «пессимистического сценария»?

Начав с себя, выбрать устойчивую точку опоры.

*Переосмыслить исторический опыт с точки зрения позитивной смысловой ориентации:

1. посмотреть на экосистему, с которой нужно работать, как на пациента, которому требуется квалифицированная помощь

2. cместить фокус внимания с поисков виновных на локализацию изъяна в себе и системе

3. факт нежелательного события/стресс фактора… рассматривать как симптом, указывающий на участок локализации дефекта

4. снять все коммуникативные барьеры, способствующие умолчанию и утаиванию информации

5. собрать информацию и проанализировать

6. обозначить границы проблемного поля

7. определить первопричину дисбаланса

8. предложить наиболее целесообразный и экологичный способ решения проблемы

9. поощрять сотрудников, своевременно обнаруживших и сообщивших о прорехах

10. поощрять сотрудников, предлагающих экологические методы оптимизации

**Заложить универсальный мета-принцип, являющийся безусловной общечеловеческой ценностью и гарантом выживания, в фундамент мировоззрения группы на культурообразующем уровне: законодательном и образовательном.

Он давно известен в формулировке основоположника медицины греческого врачевателя Гиппократа (460-377 гг. до н. э.), открыт ему как главная заповедь врача и основной принцип биоэтики. Как краеугольный камень мироздания, не метафора, а фундаментальный закон природы, завещанный Создателем своему созданию: «Не навреди» (с лат: Noli nocere). Подробная его расшифровка была записана под диктовку на горе Синай и состоит всего из 10 пунктов.

Состояние общества детерминировано
состоянием системы ценностей

Представители всех предыдущих поколений, каждый в свою эпоху и в своей формулировке, говорили об этических максимах как категорическом императиве, не желательном, а обязательном к исполнению. Но мы несколько тысяч лет производим подмену смыслов, украшая себя надуманными «вечными ценностями, над которыми время не властно», отрицая очевидные законы биоэтики. Здесь можно прилагать длинный список от ветхозаветных имён до современных представителей науки и культуры, являющихся проводниками высших смыслов и высших ценностей. Всё всеми сказано, написано и проверено историей. Нужно быть всего лишь активным, внимательным и вдумчивым читателем.

Отсюда становятся очевидны пути становления или деградации для каждого в частности, для коллективного сознания и цивилизации в целом. И отчётливо вырисовывается миссия России, как страны, которая может на своём внутреннем уровне, начав с себя, заложить универсальный фундамент в книгу бытия_28статью конституции. Направив усилия на формирование экологического мировоззрения.

Ожидаемый результат:

*восстановление экологического равновесия;

*снижение уровня заболеваемости;

*снижение уровня болезней общества;

*раскрытие творческого потенциала каждого человека;

*высокое качество жизни для каждого.

Воспитание людей с самостоятельным мышлением, осознающих, что «свобода - это осознанная необходимость…» в соблюдении основного принципа биоэтики, ведёт цивилизацию к устойчивому развитию.


Рецензии
Елена, ЗдОрово сказано!

Долгирев Егор   07.02.2021 11:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Егор, я рада быть услышанной! Здоровья Вам и гармонии. И нам всем.

Елена Савёлова   07.02.2021 12:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.