Невзаимная любовь - эк2

(из серии стихотворений "Метаморфозы любви" http://www.stihi.ru/avtor/blslv&book=30#30, навеянных книгой "Уроки любви", Руслана Киреева,
Здесь - о не принятом к взаимности чувстве писателя и драматурга Николая Васильевича Гоголя к графине Анне Михайловне Виельгорской).

Талант и человек - объекты для любви.
Но в жизни не всегда они совместны -
Таланту, как тот (от любимой) ни цени,
Беда (для сердца) жить с отказом честным.

Коллизия такая к Гоголю пришла,
Когда влюбился в возрасте солидном.
Писатель, драматург, поэт - любовь нашла
Его талант недюжинный, всем видный.

Но сердце просит человеческой любви,
Где есть семья, растут на радость дети...
И для любви такой ему есть визави -
Графинюшка, он ей наставник в свете.         1*)

Он в Ницце с нею много был, как друг семьи.
Наставник, о религии вёл речи,
Она готова слушать, только позови,
И в письмах восторгалась бесконечно.         2*)

Ему уже за сорок (Анне двадцать пять).
Утехи плотские не привлекают,
Ему -  всего важнее Анны благодать,    
Она - им околдована без края.                3*)

Духовная симпатия - не значит страсть,
И даже плотское, в семье, сближение...
Нужна взаимности отчаянная власть,
Но... не дано ему судьбой "мгновение".

Писатель - давний лучший друг её семьи.
Они богатые аристократы,
Спесь знати тоже прячется у них в тени,
Но... Гоголь всё же хочет быть женатым!

Сложилось так, что старый холостяк влюблён!   4*)
И пишет с тем Вторую часть Поэмы,               
Где мир героев божьим светом напоён -
Любовь меняет Первой части сцену.

Там "чудная девица", Улинька, живёт,
"Невиданное странное видение",
В ней Анну, графа дочь, читатель узнаёт
И видит к ней писателя влечение.

Блаженствует, забыв апатию, жених,
Получено согласие семейства,
А Улинька за ним даже в Сибирь спешит -
Любовь взаимная являет действо.

Так Гоголь том Второй писал в своих мечтах,
Любовь взаимную представив свету -
Что тонко чувствовал, живописал в словах,
Обожествляя в жизни тайну эту.                5*)

А было ли от претендента сватовство?
Неведомо... Но можно догадаться,
Что был ОТКАЗ (не маменькин, с отцом) ЕЁ
Женою, вместо ученицы, зваться.               6*)

Отказ заочный (унижения здесь нет),
Через друзей, знакомцев дома графа.
Но Гоголю с ним полный прозвучал запрет
На жизнь счастливую, опору в браке.           7*)

Он по своей природе, в общем, нелюдим,
В сношеньях с женщиной не видел блага,
Но к Анне (звали Нози) с носом господин
Знал чувство, где любовная отвага!

И вот ему остался лишь духовный мир -
Есть рукопись для тома Два Поэмы...
Начало сам читал друзьям, как Света пир,
Но для печати... счёл доделать тему.

Не смог... Фиаско потерпев, ушёл в тоску,
В безденежье апатии скитаний -
Духовный мир его не заменил мечту
О прелестях любви взаимной граней.

Он сжёг мечту, не видя в жизни к ней путей.
Был честен, смехом выявляя мерзость,
Как антипод прекрасному среди людей...
Мечту сваял,.. но сил уж нет на путь к ней.  8*)
 
Примечания, с включениями и редакцией автора, взяты из книги "Уроки любви", Руслан Киреев, Рекл,-комп. аг. газеты "Труд", Москва, 2000 г., и
БВЛ "Н. Гоголь", т. 11 (75), "Мёртвые души", том 1 и том 2, стр. 315, 513, 645.

1*) Анна Михайловна Виельгорская, дочь человека весьма знатного, графа Виельгорского, приближённого к царю. Мать, немка, - урождённая принцесса Бирон.
Н. В. Гоголь - давний близкий друг семьи и наставник детей (1839-1850 г.г.)
2*) Зимой 1843-1844 г.г. Вильегорские снимали роскошный особняк в Ницце. Гоголю была отведена отдельная комната. По утрам он прогуливался по берегу моря с главой семейства и его младшей дочерью, жадно внимавшей каждому слову писателя. Или сиживал с нею на скамье за долгой беседой. Звали её в семье ласково Нози (англ. носатая) за выдающийся нос. Немалый нос был и у писателя. Знал он Нози с восьмилетнего возраста. Написал в Ницце для семьи Виельгорских правила "Жития в мире" и начал "Размышления о божественной литургии".
3*) Гоголь признавался близкому знакомому (врачу), что "сношений с женщиной он давно не имел да и не чувствует в том потребности, и никогда не ощущал от этого особого удовольствия". Анна в переводе с древнееврейского "благодать". Он писал ей: "Вы будете, точно, божья благодать для всего вашего семейства и всех вас окружающих".
4*) Осень 1848 года обозначается биографами Гоголя, как начало его романтических мечтаний насчёт Анны Виельгорской. Он зачастил в семейство. Писатель Соллогуб, женатый на одной из сестёр Анны, вспоминает: "Анна Михайловна, кажется, единственная женщина, в которую влюблён был Гоголь". Сам Гоголь признаётся, что предвкушая встречу с младшей Виельгорской (не наедине, а с сёстрами), у него захватывает дух от радости: "Нервическое ли это расположение или истинное чувство, я сам не могу решить". Всё-таки пришёл к выводу, что чувство, и чувство истинное.
5*) Те, кто слышал первые четыре главы Второго тома "Мёртвых душ" (сохранились в черновом варианте), например, Д. Оболенский, вспоминали содержание: "... в то время, когда Тентетников, пробуждённый от своей апатии влиянием Улиньки, блаженствует, будучи её женихом (отец Улиньки согласился), его арестовывают и отправляют в Сибирь (по обстоятельствам вольнодумия - авт.) Улинька следует за ним в Сибирь, - там они венчаются и проч." Ещё в конце Первого тома писатель обещал "чудную русскую девицу, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения". Прозрачно просматривается, что прототип Улиньки - Анна, а прототип Тентетникова - сам писатель, получивший, в мечтах своих, согласие отца Анны на брак, а от самой Анны - взаимность в любви и неразрывный, самоотверженный и вечный, союз с любимым.
6*) Попытка прощупать почву насчёт сватовства была предпринята через Веневитинова (брата поэта), который был мужем старшей сестры Анны. Тот, зная тёщу-принцессу, сказал ему, что дело безнадёжное. Сама Анна могла и не знать о намерениях писателя. В семейной истории Виельгорских нет никакого намёка на подобное событие. В письме-исповеди к Анне, написанному Гоголем весной 1850 г., он с мукой признаётся: "Писал, поправлял, марал, вновь начинал писать и увидел, что нужно изорвать написанное... Вы взглянете , может быть, на то, что лежит у самого сердца моего...". Он в Нози не уверен. Да, она была добра с ним (чрезвычайно!), да, интересовалась здоровьем (у Гоголя физическая слабость, немощное тело, хвори), да, нуждалась в нём,  но вот любила ли? Последнее её письмо к нему было в январе 1850 г.
7*) Наблюдательный писатель Сергей Аксаков в личном письме к сыну писал:               "... поистине, я не знаю ни одного человека, который бы любил Гоголя. Любил бы не за талант - таких, хоть пруд пруди, - а помимо таланта, как человека. Неужто даже Нози не была исключением?". И Гоголь надеялся, что была. Но... увы. Наступило жестокое отрезвление, о чём Гоголь писал в письме: "... Я много выстрадал с тех пор, как расстался с вами в Петербурге. Изныл всей душой, и состояние моё было так тяжело, так тяжело, как я не умею вам сказать". Поистине, даже великий писатель не нашёл слов для описания страданий от не взаимности в любви, так те  могут быть огромны. О любви же своей вспоминает: "Это было что-то чудное, и как оно случилось, я до сих пор не умею вам объяснить".
8*) Говоря о причинах уничтожения уже написанной набело (к печати) рукописи, Гоголь писал в письмах друзьям: "... Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже всё поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, когда даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого. Последнее обстоятельство было мало и слабо развито во Втором томе "Мёртвых душ", а оно должно было быть едва ли не главное, а потому он и сожжён".

Честный и требовательный по отношению к себе писатель хотел приблизить "честное и прекрасное" к сознанию читателя, избежать идеальности и надуманности.   
          


Рецензии