Ad meliora tempora

              Хотя мир в целом двигается вперед,
              молодежи приходится всякий раз начинать сначала.
                И. В. Гёте
               
              Кочует заблуждений вереница
              Из века — в век, из рода — в род:
              С уверенностью твердой ясновидца
              Слепой слепого за руку ведет.


С тех пор, как я до отрока возрос,
Гнетет меня единственный вопрос:
Как силу высшую познать возможно? —
Рассудком здравым, эмпирически надежно:
Законам физики не противоположно.
Двухмерный разве может персонаж
Трехмерный трезво оценить пейзаж?
И вроде бы изрядно углубился
Иглой концепций в бытия иммунитет
Гносеологии авторитет —
А в результате сам в конвульсиях забился.
Слабы антропохромосомы
Дрожащим студнем колебнуть
Математические аксиомы...
(Что и сказать, и даже ртуть
Не смеет пить, кто весь — вода:
Хоть та и жидкость — а руда.)

Но так ли дерзко намеренье
Постичь иное измеренье? —
Живо предание еще ведь о веках,
Когда соседняя с Землей Венера
Воспринималась фантастической химерой;
Модель вселенной нынче же не столь узка.
Но кто мог зреть прогресс издалека?

Античный гений, проклявший стереотип,
Загадку Сфинкса что раскрыл, Эдип, —
Где ты, софоклов уникальный муж!
Родился, помер, слег, объелся груш?
Меж современников найдется ль светлый ум:
Да Винчи, Эдисону, Тесле кум, —
Златой десницею б кого звезда взошла
Сверхтехнологии над миром (в ней б нашла
Тьма миллиардов утешенье
И философия отраду за терпенье!):
Небесны сферы преломляющая призма? —

И вновь с трибун втирают дурь монотеизма
Адепты архидревнего канона,
Сбежав едва из лапищ фараона,
Еще Мойсей кой ниспустил с Синая! —
Ветвь первоконституций «внеземная»;
У скопищ к зрелости сбивая градус рвений:
К устоев смене, к новизне мировоззрений.
(Теперь все то же, что и встарь,
Взамен лишь чадных всесожжений
Пред Богом должен возложить ты на алтарь
Главы с сомнением разрыв сношений...)
Сия их оппозиция взросленью
Дедов и молодого поколенья
Элитных вид лишит прерогатив:
Сверхчеловечеством стать перспектив.

И несмотря, что в свойствах люд в приходе пестрый,
Положено им зваться «братья-сестры». —
От этакого в кастах разнобоя
Волей-неволей на луну завоешь!
Одной рукой подать до преступленья
Зажатому в тисках сего давленья, —
Когда и мысли резвой чтоб не пропустить:
Убийства, кражи, блудодейства, —
Надобно вовсе отказаться от мышленья
И недруга восторженно любить...
«Табу на думы — только действо!
Чихать на безысходный фатум!» —
Вероисповедального семейства
Вот ультиматум.

Я расповедаю вам по секрету —
Уверен я и постою за ересь эту, —
Что, невзирая на писаний свод,
Из преисподней в рай есть черный ход...
Науки той хранят от нас заветы,
Ведь, догмой разделив свет пополам,
Так проще в дураках держать планету.
Религиозный в мозг нам сыпят хлам
И индуизм, и христианство, и ислам.

К тому ж, чтоб строй не нарушало стадо,
Сковать его кольцом морали надо.
Не палка — тут обман к созвучью мост:
Идет послушно за главою хвост,
Лишь нос учует дух мясного чада.
Слепцам, как воздух, нужен поводырь,
Чтоб глаз их не подвел под монастырь. —
Точь сестры неразлучные, друзья,
Здесь этика и теология.

И пусть сияют истин хризолиты, —
Утаек пеленой те вечно скрыты,
В тумане недомолвок, среди рифов
Иносказаний, басен, притч, легенд и мифов.
Пройди иной способный абитуриент
Сквозь бездны факультетов коридоры,
Собственноручно он не вскроет ларь Пандоры, —
Немаловажен в деле этом ein moment:
Бессильны знания без богословских лент...
Добра и зла истоков знать не должен ты:
На то есть батюшка — мерило правоты,
Иль попадья, на крайний случай, —
Вдвоем они, поверь, тебя научат,
Богоугодство что, а что кощунство.
(Запреты их доходят до безумства.)
А к оступившимся — миндальничанья нет!
И без уплаты штрафа
Левитовому «графу»,
Преемнику Кайафы —
В костёл не призовет их минарет.
За индульгенции суды синедриона
Дерут с наивного чела и фунт и крону.
И всё честной народ они страшат,
Хоть сами с удовольствием грешат.

Чей ж взгляд на мир не льстит святым отцам,
Кому милей прозрачней парадигма,
Где лишня арамейская энигма
Для расшифровки надприродных криптограмм:
«Ослицы тот упрямей Валаам!
Ученых книжек восхвалитель,
Церковных постулатов истребитель,
Священных жертв сквернящий фимиам:
В геенне ждет антихриста обитель!»

Столь вольнодумства смелые реформы
Христьянские не позволяют нормы.
За мысли агитацию такой
В эпоху суеверных заблуждений
Смутьяна враз со всей его семьей
Казнили б без суда и сожалений.
Водой не принял кто крещенья
И к храму божью сердца не простер,
Тех инквизиции крестил костер,
Грех исправляя отреченья:
Обрядом тем епископов когорта
Из бунтарей искореняла чёрта. —
И невдомек ханжам с отъетой брюха массой,
Что под поповскою скрывался дьявол рясой...

Уж если сам изрек Тертуллиан:
«Я верую, ибо абсурдно», —
Извлек я мудрость, ряд изъездив стран:
Жить без богов и впрямь на свете трудно.

(2019)


_________________
            * Ad meliora tempora — До лучших времен (лат.).


Рецензии