Дым

И вновь исторический цикл. Моя любимая историческая эпоха начало XX века, наша многострадальная родина. Тоска по покидаемой отчизне.

Вновь по сопкам кумар1,
Горький ветер степей,
Как заклятье хазар,
В перезвоне цепей.

Вместо сини небес,
серо-желтая бязь2 -
Третий день горит лес,
Скачут бесы резвясь.

За десятком шагов,
Вновь невидно ни-зги.
Очертанье Голгоф3,
Да короткой стеги4.

В этом мире теней,
Тамерланова рать
Вновь загнав лошадей,
Мчится в даль побеждать.

Подвенечный наряд,
Многоликой Иштар5 -
В нём и луки гудят,
И алеет пожар.

Третий день горит лес,
А дорога на юг,
Словно соль на порез –
«Убегайте, барчук6!»

Третий год без царя,
Красно-белая хмарь.
Мы мечтали зазря,
Умирали, как встарь.

А на камне Ильи,
Только строчка одна.
Потонуть в полыньи,
И тропинка видна.

Новый век – сапогом,
Левый марш, как чекан.
По спине батогом,
Мысли пляшут канкан.

Третий день горит лес,
А по сопкам кумар.
Разгулявшийся бес
Разжигает пожар.

Осимнадцать годков,
И французский Зефир7.
В этой смуте богов,
И засохших просвир8.

От отцовских могил,
Лишь дорога на юг.
«Так Некрас9 уходил,
Убегайте, барчук!»

А за сопкой Харбин,
Русский город в дали.
Сам себе господин,
Как фрегат на мели.
 
Робеспьера угар,
А похмелье сильнО.
Убегай от хибар,
Нам дано лишь одно.

Вновь по сопкам кумар,
Утро, жарко, перрон.
«Вот билет, комиссар,
Подъезжает вагон».

1- Кумар –дым
2- Бязь –хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, бумажный холст.
3- Голгофа — одна из главных святынь в христианстве, священное место, где, как сказано в Новом Завете, был распят Иисус Христос
4- Стега;. 1. рег. то же, что стезя: тропинка, дорожка.
5- И;штар, также Эштар, 'Аштар — центральное женское божество аккадской мифологии: богиня плодородия и плотской любви, войны и распри
6- Барчук (устаревшее) — сын барина, мальчик из барской семьи.
7- Зефир, греч.,  бог западного ветра.
8- просвира; — богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время Проскомидии
9- Heкpас, Игнат Федорович Некрасов (1660 - 1737) - донской атаман, один из активных участников Булавинского восстания. Родился в станице Голубинская. После провозглашения Кондрата Булавина атаманом Войска Донского (9 мая), был в 1708 году послан во главе повстанческой армии (3-5 тыс. казаков) на Волгу. 13 мая Некрасов занимает город Дмитриевск, который использует как базу для рейда на Саратов (26 мая), однако появление калмыков-лоялистов заставляет атамана отступить в Дмитриевск. 7 июня он захватывает Царицын и переносит туда свою резиденцию. Узнав о смерти Кондрата Булавина и о занятии Черкасска царскими войсками, спешит на Дон и останавливается в станице Голубинская. В решающей битве в конце августа потерпел поражение и вынужден был увести своих людей на Кубань (некрасовцы), на территорию Крымского ханства. С территории Кубани вплоть до 1710 года осуществлял вылазки на южные рубежи России. Сначала резиденцией Некрасова на Кубани была станица Некрасовская, а затем он переселился на Таманский полуостров. Заключив договор с крымским ханом, Некрасов учредил казачью республику, главным уставным документом которой являлись составленные им, согласно фольклорной традиции, «Заветы Игната».


Рецензии