Неидеальные идеалы благих намерений

   Фреско во многом прав; но в то же время его взгляды на сущность общества и на каждого индивида в отдельности дышат каким-то узким практицизмом, отдают донельзя пошлой месопотамской утилитарностью, заботой сугубо об удовлетворении ежедневных материальных потребностей (римское «хлеба и зрелищ»), — какой-то неодушевленностью, что ли. То есть, будучи на редкость однобоки и поверхностны, они, по сути, являются недоработанными — потому как лишены самого главного: метафизического измерения жизни (религия в ее обывательском понимании здесь ни при чем); в них не просматривается экзистенциальной глубины, достойной (раз уж мы говорим о некоей перспективе, росте, развитии нашей цивилизации) хотя бы ницшеанского сверхчеловека. Складывается ощущение, что первоосновная задача его концепции — это банальное «накормить голодающих». Но мы все хорошо помним еще свежий пример Азии и Африки, когда в начале и середине прошлого века европейские государства тяжелым галопом «несли добро в мир», отчаянно окультуривая свои монополии: пытались дикарям, не знающим алфавита, прививать христианские ценности... Народ, неподготовленный духовно, щедро и недальновидно забросали гуманитаркой: пищей, одеждой, лекарствами, — в результате чего тот по-скотски обленился и все свои усилия направил исключительно на успех в гонке самовоспроизведения. Что и привело планету к пятикратному демографическому взрыву всего за сто лет!
   Идеи Жака неплохи, но, как и всем хорошим идеям, им также предстоит «полежать под солнышком и созреть», прежде чем они должным образом, по-настоящему эффективно смогут быть воплощены в жизнь. А это (если вообще вероятно) как минимум лет пятьсот, не меньше, — ибо созреть также должно и общество.


Рецензии