Поэма Где-где? В Караганде! Часть шестая

На фото: Часть малой архитектурной формы "Памятник дворникам" в городе Минске, скульпторы Владислав Рудковский и Андрей Жилинский.
               
                VI.

В октябрьский погожий полдень золотой,
Когда осеннее сияло солнце всюду,
Играл весёлый ветер сорванной листвой
И стаи перелётных птиц летели к югу,
Под тихий шелест не опавших крон,
Порой ещё зелёных, красных, жёлтых,
Под карканье круживших над людьми ворон,
В небесной синеве как уголь чёрных,
По пыльной улице в молчании людском,
Без плача громкого и томных причитаний,
В смирении уважительном, простом, 
Сопровождающем всегда часы прощаний,
Под Трисвятое: «Боже... Святый... Крепкий...»,
Молитвенный венец финала ипостаси,
С иконой впереди, простой, дощатой, ветхой -
Таким последний путь был Бабы Васи.

Так звали-величали эту женщину всегда,
А как по имени её и батюшке - совсем не знали.
«Ванесса, Васса, Василиса?» - иногда
Лишь только за глаза судачили - гадали.
Была она, как будто бы, с галактики иной.
Жила одна в бараке, в криминальной зоне,
Где «на отметку»(1) фраеров селили на постой,
И палисадник утопал в кленовых листьев лоне.
Она всегда большою модницей слыла,
Носила волосы, собрав их в дульку сеткой,
На шпильках в лодочках по улицам плыла,
В ажурных платьях и приталенных корсетках.
В годах шестидесятых моде задавала тон
Поселка женской половине трудового класса,
И в местном ателье заказчицы порою в унисон
Просили сшить им вещь, которую носила Баба Вася.

Она ходила в юбках - миди, раздражая дураков,
Не прятала неровных ног с костяшками коленок.
Почти всегда цеплялись взгляды мужиков 
За элегантности её капрона и чулочных стрелок.
И на лице её всегда был аккуратный макияж.
Припудрены и лоб, и щёки. Узенькие брови
Дугами огибали ровно веки двух печальных глаз,
И на губах была помада цвета алой крови.
Взгляд роковой из-за её больших ресниц,
Накрашенных обильно чёрно-угольною тушью.
Морщины времени и вены закрывали у её десниц
Перчатки белые, в серьгах иль клипсах - уши.
И в дамских сумочках она особый знала толк,
Они висели на её предплечье аристократично,
Подобраны со вкусом в тон её обутых ног,
Что для рабочего поселка было даже неприлично.

Работала она уборщицей в строительной конторе.
Наверное, тогда ей шёл уже десяток пятый.
По осени листвы, опавшей жёлтой, убирала море,
От пыли окна чистила и мыла пол проклятый.
Все знали, что когда-то Баба Вася выслана была
Из города Москвы, за тот рубеж сто первый.
Вот так подругами ей стали швабра и метла,
Две спутницы, в молчании бездушные и стервы.
И праведных сердец она ничьих не разлучала.
На лавке сидя с бабами, могла о жизни говорить,
Зайти в пивную, где по кружке полной выпивала
И в разных спорах мужика могла любого убедить.
И часто ребятня, когда из школы возвращалась,
Её с метлой во дворике конторском заприметив,
И крикнув: «Баба Вася!», - сразу разбегалась,
Она работать продолжала, будто не заметив.

И вот однажды, её сердце биться перестало,
Достойно люди в путь последний проводили,
Покрыв навеки погребальным покрывалом.
К кресту высокому табличку с именем прибили.
И этим завершились все гаданья-пересуды
Об имени её. Среди лежащих на могиле лилий,
Свечей горящих и венков прощальных груды
Там значилось, что здесь лежит ВАСИЛИЙ.
Грехи отпущены его в миру восставшей сути,
К истокам возвращён и снова первороден.
За женскую судьбу его земные осудили судьи,
Небесный суд – он справедлив и благороден.
Но даже в ту полужестокую эпоху Люди жили,
Которые разумны были, терпеливей века,
Терпимостью своей они детей своих учили,
Как в человеке видеть Человека.
 
Примечание:
1) Ссыльных поселенцев, бывших заключенных лагерей, а в 60-е годы – не слишком опасных преступников, отбывших наказание в тюрьмах, селили в комнатах фанерных бараках с общим длинным коридором. Работая где-нибудь поблизости, они должны были регулярно отмечаться в местном отделении милиции до тех пор, пока им не разрешалось вернуться в родные города и сёла. Это на жаргоне называлось «быть на отметке». Такие барачные поселки были снесены к концу 70-х годов, а их последние обитатели переселены в квартиры новостроек Караганды.


Рецензии