Мажой ралли, или Мама сказала...

Это маленькое чудо произошло в Горном Алтае.

До землетрясения 2003г., пока ещё не засыпало дорогу, учебные сборы МЧС проходили в долине реки Мажой.

Максимально приближенный базовый лагерь, позволял охватить обширный горный район для альпинистской подготовки, и повышения квалификации спасателей.

Маашей, Каракабак, цирк Шавлинских озер. О красоте этих мест говорят названия вершин; Сказка, Мечта, Красавица!

Моей внедорожной фишкой в тот период была заброска водников на слияние истоков Шабаги через горное плато Ештыкёль, оно же Моховое, оно же преревал Орой.

Шабага в большую воду пригодна для сплава на каяках, это правый приток р.Шавла.
На туристическом слэнге такая автозаброска называется - колёсами в воду...

На своём шишарике день через день, а то и ночью, я регулярно барражируя мимо базового лагеря МЧС с их КАМАЗами, всегда останавливался попить чайку, привозил по просьбе особо жаждущих различные напитки и деликатесы на закусь, и просто общался, слушая песни под гитару у костра...

В один из таких моментов спасатели познакомили меня с Андреем. Он с трудом передвигался на одной руке и ноге, и еле-еле выговаривал несколько слов.

Они привезли его с собой из Красноярска, пояснили кратко: погранец, геолог, дтп, инсульт, кровоизлияние в мозг, спасительная операция, но частичная парализация...
Волевой, неутомимый, жизнелюб, любит горы, и утверждает, что обязательно совершит ещё не одно восхождение.

Я сказал хоп, чем смогу - помогу, и объяснил место своей дислокации...
С тех пор, в течении нескольких лет, Андрей на недельку-другую становился моим штурманом.

Сначала я немного подсаживал его и кое-где поддерживал, но ввиду экстремальных условий, не всегда получалось уделить ему должное внимание, и постепенно он научился сам забираться в кабину несмотря на "отключенную" ногу и руку.

Речь его стала более внятной, но всё чаще я понимал его вообще без слов...
А вскоре не я ему, а он мне начал помогать и словом, и делом!

Из-за завалов после землетрясения шавлинская заброска удлинилась на 60км.
Появился объезд по скотогонной тропе времен СССР. Добавился интересный брод через Мажой, который из-за мощного потока, и отсутствия диагональных вариантов проезда приходилось торпедировать перпендикулярно на максимально возможной скорости.

Зрелище эффектное!
По большой воде газик почти весь нырял под воду, а т.к. группы в основном были водные, то, как правило уже в этом месте выставлялась страховка на живца, включались радиостанции, пристреливались "морковки"...

Дальнейшее передвижение проходило по "гималайской системе", одни налегке уходят вперёд и вверх, мы остудившись их обгоняем, ждем, уходят другие...и так по кругу до упора...

Один раз Андрей попал на заброску группы из 28 человек.
К броду подтягивались двумя отрядами, половина на авто в окружную, другая половина налегке маршброском ~8-9км. от Менки (старая плотина на р.Чуя).
 
Всё прошло нормально.
Переправились, соединились, но темп предполагался жесткий, и я скрепя сердце, безапелляционно высадил Андрея именно в том месте где мы с ним познакомились!

У него была палатка, спальник, котлы и всё необходимое для жизни. Но несмотря на это в глазах его мелькал какой-то, то ли страх, то ли упрек...
Но так было более безопасно для него.
Все его подбодрили, а я сказал; - Бог с тобой!
И пообещал, что к вечеру вернусь...

На моё удивление и успокоение, на обратном пути, ещё спускаясь с перевала в долину реки, я увидел приветливый дымок...

Палатка идеально установлена, сварен обед! Суп, второе, компот!
Кто бы мог подумать... Но вскоре подумать нам пришлось вместе.

Погода начала резко портиться, и наши планы пройти брод утром по малой воде были похерены т.к. налетел ураганный ветер с дождём!

Быстрый сбор, подготовка машины, и старт. Привычный нырок в пенящийся от ливня Мажой... Кабина ушла под воду!
Фары высветили дно... Красиво!
Выехали на противоположный берег чуть левее накатанной колеи, сбило мощным течением. Но передок уверенно зацепился за каменистый грунт и вырвал нас из бурлящего потока...

За бортом уже темно. Шквальный ветер валит деревья, гром и молния нагоняют мандраж!
Впереди подъем с местами в 45-50 градусов, и крутыми поворотами на 180, в которые с одного "тычка"  и не вырулишь...

Эта дорога почти моя ровестница.
Срезку эту делал совхозный бульдозерист из Чибита в начале 70х годов. Остов его бульдозера до сих пор валяется в кювете, периодически притягивая к себе в компанию различные джипы...

Ждать погоды бессмысленно, всё равно придётся пропиливать упавшие стволы.
Дежурной бензо-хускварны тогда в авто ещё не было, и "Дружба2" компактно занимала почетное место за сидением.

Впереди крутой подъем, и поваленные деревья... Сколько их было? Пять, семь, десять... Не помню! Машина стоит на скорости и ручнике, горят фары и "луна"... Андрей в кабине, я пилю, подъезжаю к следующему "шлагбауму", снова пилю... Всё на автомате. Привычная мужская работа, пули не свистят, мин нет, жить можно, и нужно!

Одно дерево пружинит и придавливает мне ноги. Двуручка, сделав такой музыкальный звук - ПАУУ - отлетает в сторону...
Всё обошлось. Подкопал руками сначала одну, потом вторую ногу, вытащил их, и со злостью столкнул эту деревяху в пропасть...

Андрей в это время что-то кричал мне из кабины, но я не расслышал... Подхожу к нему, он уже почти вылез, и ухватившись за поручень висит на одной руке...

Когда машина стоит в подьем, не каждому здоровому то легко удаётся из неё выбраться, дверь норовит закрыться, а земное притяжение опорную ногу отправляет мимо ступицы...

Впихиваю его обратно, и сам запрыгиваю в уютную, и почти уже родную кабину. Пауза...
Андрюха, что будем делать - спрашиваю я...
Снова пауза...
Андрей, как обычно, чуть заикаясь, начинает говорить: - Мм..Ма..Ма Сс..Ска..Зз..За..Лл..Ла Сс..Сна..Чч..ала Нн..Надо Уу..Ус..Пп..По..Кк..Ко Ии..ться...
МАМА СКАЗАЛА СНАЧАЛА НАДО УСПОКОИТЬСЯ!
После этих слов, как после волшебного заклинания затих ветер, закончился дождь, и я нашёл за сидением завалившуюся эНЗэшную чекушку... 
И настало такое спокойствие и умиротворение...
Вот что значит МАМА СКАЗАЛА!

К рассвету мы благополучно добрались до Акташа, и вечером уже ехали на Чулышман с другой группой...


на фото: брод через Мажой


Рецензии