Когда у слов есть крылья

                Очерк о писателе Валентине Ткачёвой


                ВСТРЕЧА В МУЗЕЕ

На старинных часах половина восьмого. За окнами минус десять. По заснеженным дорогам лёгкой позёмкой стелется метелица, и завывает и подсвистывает ей леденящий ветер: он то путается в ветвях оголённых деревьев, то исчезает в глубине тёмных переулков. В бездонной вышине мерцают маленькие точки. Местами они видны, но кое-где уже скрылись за набухшей эстакадой степенно ползущих по вечернему небу туч. Неуютный, но завораживающий и волшебный январский вечер!
В этот час наша немаленькая дружная компания, засевшая сразу по окончании праздника в стенах старого здания районного музея, не спешила расходиться. Вдохновлённые самим фактом встречи, лёгкой и непринуждённой беседой, удостоенные на главной сцене глушковского Дворца культуры  наград и почестей, мы пребывали в состоянии, близком к эйфории. И такое чувство имело под собой почву – недавно нашему отделению исполнилось пять лет, и оно, по признанию авторитетных мастеров русского слова и руководителей не только Курска, но и столицы, лучшее в области! 
Мы сидели за длинным столом, заставленным различными яствами, и читали друг другу стихи, отдавая дань классикам прошлых лет. Я же с неподдельным интересом слушала собратьев по перу, и от этого меня накрывала волна лёгкого умиротворения.
«Ну, что? Смотри, как выросли! А?» - улыбалась наша руководитель, слегка наклонив голову в мою сторону, и искренняя улыбка проявлялась на её красивом лице. В этот момент большие, излучающие свет глаза моей визави смотрели на меня с таким теплом и дружелюбием, что я уверенно осознавала себя неотъемлемой частью ее уникального «детища» – Глушковского отделения Союза курских литераторов. Именно Валентина Ивановна Ткачёва является его создателем и незаменимым вдохновителем.
Вдруг Валентина Ивановна замолчала, и её взгляд скользнул мимо меня, в сторону выхода. За моей спиной, в дверном проёме появились куряне.
- Ну, что, Валечка, ты уже собрала вещи? Готовы чемоданы? – спрашивал вошедший первым. Этот человек имел представительный вид, взгляд его был покоен и важен. Он кивнул головой в знак приветствия. Затем, показательно смахнув ладонью с пиджака невидимую пыль, сделался ещё более серьёзным и неколебимым. Мы уже знали, что руководитель областной писательской организации и председатель Союза курских литераторов Николай Иванович Гребнев, коим и являлся этот интеллигентный мужчина, имел свойство делать серьёзный вид, даже когда шутил. И сейчас в его словах явно присутствовала доля юмора. Ну, какие чемоданы могла собрать Валентина Ивановна прямо сейчас! А вот готовность в скором времени покинуть нашу команду и отправиться в столицу соловьиного каря, где её «заждалась» должность Сопредседателя областного Союза, являлась сущей правдой.
- Ты, Валечка, нам нужна! Без тебя никак! А твоя миссия в Глушковском районе достойно выполнена, – продолжал Гребнев, присаживаясь на стул. - Садитесь, садитесь, посидим на дорожку, - переключил он своё внимание на коллег, прибывших вместе с ним, – двух Иванов – старейшего писателя края Ивана Зиборова и баснописца Ивана Зарецкого.
И, словно не замечая наших огорчённых таким известием лиц, уже обращался к Марине Домашовой директору курского Дома литератора. На хрупкие плечи молодой женщины ложится основной труд по подготовке альманаха глушковских литераторов к изданию. 
Марина Геннадьевна улыбнулась, поздоровавшись с коллективом, после чего заняла почётное место близ Гребнева.
Я не стану описывать наше дальнейшее общение с курскими гостями. Скажу лишь, что новость об отъезде Валентины Ивановны стала для нас неожиданностью и потому глубоким разочарованием. Хотя в сердцах мы радовались за нашу наставницу, которая, бесспорно, должна занимать место в высоких кругах. За годы своей творческой деятельности она добилась многого. Сегодня она – руководитель районного отделения и Сопредседатель областного Союза, член Союза писателей России, обладатель престижных литературных и общественных наград, автор восьми книг и соавтор нескольких коллективных сборников, в том числе исследовательских работ, составитель литературного альманаха «Родник», автор литературного проекта для школьников «Роднички». И это далеко не полный её послужной список.
Но более всего мы боялись остаться без нашей поэтической музы. Той, которая всегда знала, какие слова поддержки сказать, чтобы мы – её подопечные – испробовали свежий глоток кислорода и продолжили писать. От её, пусть невидимых, но исполненных завораживающей энергией крыльев исходила доброта, всеобъемлющая любовь и неуемная жажда жизни. Недаром в писательских кулуарах и среди администрации Валентину Ткачёву называют Крылатой женщиной. И это «воздушное имя» она получила не только за разведение бабочек, к которым она испытывает неподкупную страсть.

                ЖИЗНЬ КОРОТКА - КРАСОТА ВЕЧНА

Знакомство с этой удивительной женщиной, буквально влюблённую в природу, а, следовательно – в жизнь, для меня стало честью. Будучи корреспондентом регионального еженедельника, в 2011 году я пришла брать у неё интервью. В рубрике «Увлечение» собиралась осветить тему бабочек. Валентина Ивановна как раз занималась разведением крылатых красавиц, выращивая их у себя…дома!
 Помнится, переступив порог её рабочего кабинета, вместо того, чтобы задать свой первый вопрос, я буквально потеряла дар речи. Меня поразила «лаборатория» моей героини. На стеллаже рядами стояли красочные альбомы с десятками фотографий редчайших видов животных, насекомых, птиц. На одних были запечатлены невероятные на первый взгляд гусеницы, на других – удивительные, сказочной красоты бабочки. В каждом снимке таилось дыхание природы, а в каждом образе «билась» короткая, но красивая жизнь, олицетворяющая чистоту и, как это ни удивительно, вечность.
А вот очередная стадия жизни зарождалась в маленьких стеклянных баночках – ими был заставлен практически весь кабинет. Банки и аквариумы повсюду – на столе, креслах, шкафах и даже на полу. Все аккуратно обёрнуты тканью или прикрыты крышками. В каждой крышечке – по несколько маленьких отверстий, через которые вовнутрь проникал воздух. Дно одних устилали листья, других – метёлки трав и кора деревьев. Всё это богатство Валентина Ивановна берегла с трепетной любовью, и упаси бог зацепить стеклянные разводники – хрупкие питомцы могли тут же погибнуть.
- А где же бабочки? – не скрывая своего изумления, спросила я.
- А ты присмотрись, - заулыбалась моя собеседница.
И я стала внимательно изучать содержимое ближайших банок. Неожиданно для себя среди зелёных листьев я увидела овальные комочки разных размеров.
- Это коконы, внутри них куколки, - не дожидаясь моего очередного вопроса, пояснила Валентина Ивановна.
- Возьми в руки, не бойся, - достала она из аквариума веточку сирени с семисантиметровой зелёной в сиреневую полоску гусеницей и протянула мне. – Посмотри, какая прелесть! Только осторожно держи – малейшая ранка приведёт её к гибели. Вот такая беззащитная красота!
В её словах звучала неподдельная нежность и восхищение.
 «Ну, откуда такая невероятная любовь ко всему живому, и как можно боготворить «это», похожее, скорее, на отъевшихся червей!» - мысленно удивлялась я, едва удерживая дрожащими руками будущую бабочку.
Ответ на свой наивный вопрос я узнала в ходе беседы. Любовь к природе Валентине Ивановне привила еще в детстве бабушка, которая много рассказывала внучке о животных и растениях. Не исключено, что именно бабушкины «лекции» и повлияли на выбор её профессии. По образованию Валентина Ивановна зооинженер. По призванию – краевед, исследователь, натуралист. Хотя почти три десятка лет отдала детям: прошла путь от старшей вожатой до учителя географии и биологии, много лет работала заместителем директора по воспитательной работе, более года возглавляла школу. Ветеран педагогического труда. Не один десяток лет тесно сотрудничает с Центрально-Чернозёмным заповедником и Курским государственным университетом, предоставляя специалистам необходимый материал по фауне Приграничья, в том числе редким охраняемым видам.
Позже курянка подготовит не одну научную работу и выпустит в свет авторские сборники о дикой природе Курского края. В художественных заметках и очерках эмоционально расскажет о жизни пёстрых созданий, проиллюстрировав тексты яркими фотографиями. За что будет удостоена многочисленных грамот, дипломов, званий.
Чтобы читатель понимал, какой вклад наша героиня внесла в развитие лепидоптерологии, то есть науки, изучающей бабочек, важно учитывать разницу в понятиях «выведения» и «разведения». Хотя внешне эти слова отличаются друг от друга только приставкой, но имеют совершенно разный смысл. В отличие от выведения бабочки (из яйца, гусеницы, куколки), разведение подразумевает не просто полный цикл развития насекомого, а получение нескольких поколений. Такое метаморфозное действо сравнимо разве что с эволюцией жизни на Земле – ведь оно поистине весьма и весьма сложное, но одновременно – прекрасное.  Представьте, как из тьмы в свет, через толстую скорлупу времени, пробирается всё более совершенствованный организм. Когда на первый взгляд непривлекательная, кажущаяся мёртвой, куколка вдруг выпускает в этот мир идеал с изяществом линий и грациозностью движений.
Но чтобы этот идеал оправдал ожидания исследователя, нужно за ним кропотливо ухаживать, порой напрочь забывая об отдыхе. Учитывая, что личинки в еде весьма привередливы, а новорождённые и вовсе требуют свежую пищу каждые два часа, Валентине Ивановне приходилось недосыпать ночами, вставать ни свет, ни заря и вместе с мужем отправляться в лес и на луг на поиски пропитания. Бабочек и вовсе она кормила с рук. Выглядело это забавно: в крышку из-под пластмассовой бутылки наливала раствор мёда или сахарный сироп, затем раскручивала тонкий хоботок насекомого иголочкой и опускала его в нектар.
В результате за восемь лет самоотверженного труда Валентина Ткачёва подарила жизнь нескольким тысячам (более ста видам!) этих красочных созданий, стараясь увеличить их популяцию в нашем регионе. Причем, среди них многие очень редкие и занесены в различные Красные книги. Это бабочки-бражники под несколько устрашающим названием Мёртвая голова, орденская лента жёлтая, взятая многими странами под охрану, кистехвост обыкновенный, красавцы-кавалеры: Махаон, Подалирий, Поликсена. Кстати, последний вид считался в регионе исчезнувшим, но Валентине Ивановне удалось «открыть» его местообитание в Глушковском районе! 
В.И. Ткачёва написала не одну работу, основываясь на собственных исследованиях и проиллюстрировав каждую авторскими фотоснимками. Надо сказать, что труды нашей землячки заметили и по достоинству оценили учёные края. Результаты её авторских работ не раз входили в научные монографии КГУ и Алёхинского заповедника; в научной монографии «Редкие и исчезающие виды животных и растений Курской области» помещены 43 цветные фотографии, в книге-альбоме «Центрально-Чернозёмный заповедник» – семь. В областном центре дважды экспонировались персональные фотовыставки бабочек и других представителей флоры и фауны. В 2010 году её снимки послужили основой при оформлении интерьера Зала Природы в областном краеведческом музее.

                ТАМ, ГДЕ ЖИЗНЬ

Как я уже упоминала, неистребимая тяга к природе и любовь ко всему живому зародилась в сердце будущей писательницы ещё в детстве. Первые годы жизни Валентина Ткачёва провела  в самых живописных краях Курской области (где обитают реликтовые растения!) - в деревне Меловой Колодезь. К сожалению, после смены в стране политического курса, повлёкшего за собой экономический декаданс, как и большинство русских деревень, Меловое (так его чаще называют) постепенно начало вырождаться. Его традиционный быт, общинный уклад с нелёгким, но плодотворным крестьянским трудом навсегда канул в небытие. Людей значительно поубавилось. «Сжалась деревня до неприличного размера, - написала о своей малой родине В.И.Ткачёва в очерке «Родник души». – Потом закрыли начальную школу. Нерентабельна. Да и кому она нужна, если деток почти не стало?! Оставшиеся – бегут-торопятся в соседнее село…». Туда же – в Крутые Верхи – перебралась и семья Затолокиных. А после института муж увёз её в Курское Приграничье, за 300 километров от родительского дома. Но до сих пор как истинная дочь своей земли она возвращается к истокам колыбели.  Словно магнитом тянет Валентину, теперь уже Ткачёву, домой, к заветным меловым родникам. Туда, где когда-то жил её прадед, ставший первым поселенцем деревни. Он же и открыл, оборудовав в ней кристальной свежести, родник. Отсюда - название населённого пункта. «Этот колодезь много лет давал жизнь всей округе: поил её водой. Выходившие из-под меловой скалы крохотные роднички сливались в ручейки, образуя левый исток речки Стуженёк, сына реки Стужень…». А потом родник исчез: сползла меловая осыпь, из года в год подмываемая водами Стуженька. Лишь спустя время оживила земной источник наследница первого поселенца – правнучка, орудуя сначала руками, а потом – лопатой. В 2000 году в его честь был назван созданный ею в Попово-Лежачанской школе краеведческий клуб, а через годы проявился тот самый «родник» в красивом названии литературного альманаха.
Родник – Род – Родина... Чувствуете, сколько силы и смысловой глубины в родственных словах! Не удивительно, что жизнь на лоне природы курщины отразилась и на увлечениях, и на творчестве Ткачёвой. Село Попово-Лежачи, тесно прилегающее своим боком к приграничному посёлку Тёткино, она считает своей второй родиной, ведь в нём она родилась как писатель. По-прежнему не притягивает её городская жизнь, где серые многоэтажки, выстроенные вдоль трасс непрерывной цепочкой, напоминают, скорее, высокие коробы, а постоянно спешащие куда-то горожане редко обращают внимание на проблемы других. Свою отдушину Валентина Ткачёва видит в уникальной старинной архитектуре, в дореволюционных зданиях, которые сохранились в посёлках приграничья, но – главное! – в неподражаемой красоте его флоры и фауны. Этот край навсегда пленил сердце писателя-натуралиста! И она, с головой погружённая в научные исследования, готова лишить себя пищи и благ цивилизации, чтобы часами просиживать в колючих кустарниках и зарослях камыша; бороздить болотные топи и каменистые обрывы оврагов, спускаться в глубь мёртвого, где нет ни единой живой души, леса – и всё ради того, чтобы запечатлеть на фотоснимках прекрасные и неповторимые моменты из жизни дикой природы.
 «Маленькая Швейцария» – так назовет она Глушковский край в своих очерках. И в пятой книге – «Записки фотографа» – раскроет такую глубину и таинственность природы, которые доселе, может быть, не были замечены простым обывателем. Этот цикл, который она начала уже в далёком 2006-м, стал результатом её многолетних исследовательских трудов. С помощью высокохудожественного слова В.И. Ткачёва придала огранку научным материалам и вывела свою прозу на новый, более совершенный уровень. «Записки» были сразу замечены не только читателями, но и мастерами слова. В том же году, в сентябре, Валентина Ивановна удостоилась литературной премии М. Н. Еськова «Дорога к дому», который отметил сборник как «явление в современной русской литературе». А спустя месяц, книга принесла своему автору членство в Союз писателей России.
В неё вошли очерки, рассказы и повести о дикой природе Курского Порубежья. «Голубое чудо», «Журавлиная мечта», «Родник души», «Курский соловей» и другие ориентированы, прежде всего, на тонко чувствующего читателя, любителя природы. Здесь – всё: и авторские наблюдения, и удивительные факты, и приключения, и драматизм действий. Лёгким, непринуждённым словом, разнообразием эпитетов, мастерски применив в тексте экспрессивность, в том числе эмотивность, Валентина Ткачёва создает в воображении читателя эффект присутствия, затрагивая самые тонкие струны человеческой души. И вот он – читатель – уже вместе с автором через густые заросли тростника и осоки наблюдает за голубым зимородком, изучая его поведение. Вот находит среди разнотравья близ одиноко стоящего дуба деревянные образы богов, являющиеся символом языческой веры, - как послание наших предков-славян из далёкого прошлого… И он уже полностью оторван от реальности и поглощён не только жизнью насекомых, зверей и птиц, но и влиянием какой-то неведомой Силы, передающей свою магическую энергию через века… Читаешь – и ясно видишь, как плетёт свой дом яркий паучок, пуская серебристые нити паутины по ветру, а ретивый ветерок их тут же подхватывает и разносит по окрестности, украшая ими деревья и кустарники. И где-то, быть может, совсем рядом, спрятавшись в камышах и рогозе болота, свистят жабы и шипят гадюки, а им вторят толстопузые гребенчатые тритоны (весьма редкие для Глушковского района земноводные), скрипят, пищат и подсвистывают... Или как, разместившись на большом листе лилии, выводит рулады квакша (ещё одна «невероятная» находка исследователя) в унисон своим зелёным сородичам, а те – на противоположном берегу маленького озерка – то замолкают, то снова заливаются завораживающим, рокочущим «квыа-ква-квыыаа…».
Не только в Попово-Лежачах, но и в регионе и даже за его пределами стал живой легендой аистенок Гошка, полюбившийся местным жителям. Обессиленного птенца рядом с пересохшей лужей В.И. Ткачёва и её муж подобрали в конце июля 2008 года недалеко от трассы. Забрали его домой и выходили, чтобы однажды птица поднялась к небу и воссоединилась со своими пернатыми родственниками… А по прошествии пяти лет вернулась из далёкой Африки и разыскала ту, которая подарила ей жизнь второй раз!
 И это не единичный случай, когда наша героиня спасала балансирующих на грани между жизнью и смертью братьев наших меньших. Был среди них и молодой воронёнок, упавший в муравейник и «пленённый» его рыжими обитателями. Что могла чувствовать в тот момент несчастная птица, можно только догадываться. Но когда она взмыла вверх с рук своей спасительницы, а спустя время признала и даже сопроводила её, совершая в воздухе почётные круги, можно уверенно делать вывод – птицы чувствуют нашу любовь и умеют быть благодарными настолько, насколько не всегда бывает благодарным человек.
Только после прочтения «Записок фотографа» в сердце читателя разгорается живой огонёк, который уже вряд ли когда-нибудь погаснет. И это – огонёк любви, умиротворения и той самой гармонии, с которой человечество связано с природой с самого начала его существования.
«Сквозь тернии – к свету»
На столе – две фотографии с изображением дочери: на одной Анжелика идёт в первый класс, на другой – она уже выпускница. В памяти тут же проносятся хронометражной лентой образы взрослеющей девочки. А вместе с ними – одновременно и радость, и боль. Тревога за единственную дочь – умницу-красавицу, которая вот-вот покинет отчий дом, не оставляет Валентину Ивановну, надёжно поселяясь в её сердце. Чтобы 17 сентября 2000 года выплеснуться поэтическими строками, посвящёнными её Ангелу.

«…Где же девочка та,
В новой форме и с белым бантом,
Что тихонько ко мне
Робко жалась, вздыхая несмело?»

Слово за словом, строфа за строфой совершенствуются в первое стихотворение В.И. Ткачёвой под названием «Дочери», ставшее своего рода материнской молитвой. 

…Звёзды вечный свой путь
Будут рядом с тобою водить.
Падать лунная пыль,
Серебром на висках оседая.
Знай: где бы ты ни была,
Через что ни пришлось бы пройти,
С тобой сердце моё –
Твоей матери пристань живая.

С этого момента она начинает писать стихи, создавая всё новые и новые поэтические образы.
Центральное место в творчестве Валентины Ивановны занимает тема малой Родины и природы.  И она не перестает воспевать их в поэтических строках, обнажая свою душу и изливая сакральные чувства.

…Засохший осокорь в мольбе,
Как руки, тянет к небу ветки.
И только старенькой соседки
Жив дом, став дачею уже.
Ромашек жёлтые глаза
В ресничках белых, с укоризной
Мне в след глядят, - укор Отчизны
Печально в лепестках тая…

«Ностальгия», написанная В.И. Ткачёвой в начале января 2001 года, о её родной деревушке – Меловом Колодезе.

...И оказалось как-то, вдруг, -
Нет в сердце ничего роднее,
Чем эта речка, этот луг,
Который так же зеленеет.
Но только чибис уж не мне
Кричит с упрёком: «Чьи вы? Чьи вы?»
И ветками кивают ивы,
Но, кажется, опять не мне...

У автора воспоминания о родных местах вызывают грусть, так как она понимает, что-то время безвозвратно прошло и никогда не возвратится. Поэтому стихотворение «Ностальгия» можно по праву считать своеобразным прощанием не только с родным домом, но и с детством.
Не удивительно, что, став взрослой, Валентина Ткачёва не престает мысленно возвращаться в прошлое, черпая вдохновение в своих воспоминаниях, которые хранят «запах сада», «шелест кленовых листьев», «аромат смолы» на соснах и «теплоту весеннего солнца». Она вновь и вновь возвращается мыслями в ту «золотую пору», пытаясь воскресить образы и передать всё то, что чувствовала много лет назад, когда была маленькой и беззаботной. 

…Горечь полыни на губах –
             ковыльный сон!
Как в детстве мама на руках
             качает он.
И нет надёжней в мире рук,
              добрее глаз…
В который раз от тщетных мук
              меня он спас…

И вновь поэт находит утешение в родном крае, малой Родине, в любимом Меловом...

          ...Заплутаю вновь
          В дебрях Стуженька,
          Где каждая тропа в детстве пройдена…
          Как причастья дар, свежесть родника
          В сердце унесу,
          Родина.

          А наступит день –
          Призовёт Господь –
          Значит, всё на Земле этой пройдено.
          Из-за звёздных бездн птицей возвращусь,
          Чтоб шепнуть тебе:
           «Здравствуй, Родина!»

Свою первую книгу – сборник стихов «Я – крылатая женщина!» она выпустит лишь спустя семь лет.

…14 октября 2003 года Валентина Ивановна едет в районный центр на семинар для молодых поэтов, который проводят писатели из Курска. На суд строгому жюри своё творчество тогда представили жители, прибывшие почти со всех окрестных поселений. Любителей поэзии собралось столько, что в зале Дворца культуры едва хватало мест. Одухотворённые, нуждающиеся в профессиональной оценке, но, ещё в большей степени, поддержке, самобытные авторы из приграничья смотрели на авторитетных писателей с надеждой и ожиданием. Но каковым же было их разочарование, когда на каждого из участников обрушился шквал жёсткой критики. По рядам прокатился лёгкий гул негодования. Люди недоумевали, шептались и возмущались, украдкой поглядывая на сидящих за столами «грозных судей». Валентину Ткачёву в тот день назвали «открытием семинара», настоятельно пригласив на Межрегиональный поэтический семинар «Край соловьиный», который был запланирован на весну будущего года…
23 марта 2004-го. «Столица» Соловьиного края. Огромный актовый зал заполнен зрителями, в том числе гостями из Воронежа, Орла, Белгорода и Москвы. Её альма-матер – Курский сельхозинститут, который она окончила с отличием, встретил свою выпускницу радушно: Валентина Ткачёва представляла своё творчество в первой пятёрке, сразу после окончания торжественной церемонии открытия семинара.
Когда она закончила читать, зал взорвался аплодисментами. Слушатели, покорённые выступлением нашей землячки, не скрывая эмоций, щедро осыпали её самыми тёплыми словами поздравлений. Не сдержал своих чувств и руководитель областной писательской организации Владимир Павлович Детков, озвучив наилучшие пожелания поэту. Именно он так долго и настойчиво убеждал Валентину Ткачёву приехать на эту встречу. И только лица заседавших в президиуме оставались непроницаемыми...
А в последний день семинара, на подведении итогов, на голову обрушился «смертельный приговор» руководителя секции курского поэта Вадима Корнеева: ни одно из представленных ею поэтических произведений не было отобрано им для публикации в коллективном сборнике. Похоже, это известие стало полной неожиданностью не только для начинающего поэта. Сразу после его вердикта из-за стола президиума демонстративно встал и через весь зал понёс «опальному участнику семинара» свою книгу Юрий Петрович Першин. А руководитель соседнего региона Владимир Молчанов предложил увезти «тетрадки» Ткачёвой в Белгород, чтобы там выпустить её первый поэтический сборник. Но она отказалась. Боль непонимания: «За что? Если так плохо пишу, зачем так настаивали на участии в семинаре?» - уже захлестнула душу непролитыми слезами. А потому, спустя месяц, отклонила очередное предложение опубликовать книгу – на этот раз в Украине. С этой целью из города Белополье к ней домой лично приезжал главный редактор местной типографии...
Бросила писать? Нет, конечно... Как результат несломленности её Духа – выход в свет в 2006-м первого рассказа из цикла «Записки фотографа», который в будущем принёс своему автору известность. Но всё, созданное после тех курских событий, теперь никому не читалось, лежало мёртвым грузом в столе...
Потом, как гром средь ясного дня, страшный диагноз врачей (к счастью, не подтвердившийся). Словно очнувшись от летаргического сна, Валентина Ивановна вдруг поняла, что жизнь слишком коротка, чтобы зацикливаться на неудачах. И на стол редактора Курской городской типографии легли материалы её первой книги. Презентация состоялась 3 сентября 2007 года в Попово-Лежачах, во время открытия первой в области модельной библиотеки.
В 2010-м подборка стихов из этого сборника принесла В.И. Ткачёвой победу на I Региональном музыкально-поэтическом фестивале «Яблоки в траве», который стартовал в Паниках Медвенского района. Ее «Ностальгию» напечатала «Курская правда» и новогодний номер израильского литературного альманаха «Хронометр». А через год, 17 сентября, уже в статусе организатора Валентина Ивановна принимала гостей II Международного фестиваля имени Н. Мельникова «Яблоки в траве» в Попово-Лежачах, на котором её единогласно приняли в Курский союз литераторов. Этот день стал своеобразной «точкой отсчёта» и в создании нашего отделения.

                ЗОРКО ЛИШЬ СЕРДЦЕ

Все эти годы Валентина Ткачёва пишет прозу. Именно творчество стало её отдушиной среди «рутины» дел, которые порой полностью поглощают её, не оставляя ни минуты на отдых. Долгими вечерами и даже ночами, подобно Жорж Санд или Флоберу, создаёт рассказы и повести о природе, биографические заметки, статьи, очерки, в том числе краеведческие. Одновременно трудится над очередным номером альманаха «Родник», консультирует работу творческого проекта «Истоки» и художественно-литературного альманаха «Соловушка» соседней Коровяковской школы; руководит Глушковским районным отделением Союза курских литераторов, и уже в качестве Сопредседателя областного Союза организует и проводит в районе и области культурные мероприятия, в том числе смотры, фестивали, выставки.
Только после приёма в Союз курских литераторов, за шесть лет кропотливого труда В. И. Ткачёва выпустила восемь авторских сборников. Такой работоспособностью мог похвастать разве что Александр Сергеевич Пушкин, чьи труды порой издавались ежегодно. Талант Ткачёвой уже давно признан и оценен по достоинству не только в нашем регионе, но и в России. Так, при вручении Валентине Ивановне членского билета Союза писателей России Сопредседатель СПР Сергей Катькало назвал её «достойным продолжателем традиций Е.И. Носова». И я не ошибусь, если скажу, что на скрижалях истории литературы среди имён современных писателей-классиков запечатлено и имя нашей землячки. На малой Родине писателя её книги уже несколько лет включены в школьную программу по внеклассному чтению, благодаря чему дети увлечённо изучают жизнь дикой природы Курского края. Ежегодно она удостаивается самых высоких наград (на сегодня их более ста!). Это грамоты и дипломы различного уровня, в том числе Почётная грамота Министерства образования и науки РФ, нагрудный знак «За заслуги в воспитании молодёжи» Комитета по делам молодёжи и туризму Курской области, две Почётные грамоты Правления Союза писателей России. В.И.Ткачёва – обладатель Гранта Правления СПР, лауреат литературной премии им. А. Гайдара, финалист литературного конкурса им. А. Фета, обладатель Памятной медали и почётного нагрудного знака «Призёр конкурса» Всероссийского литературного конкурса «Герои Великой Победы» ... И это только часть её заслуг, на которых я, пожалуй, остановлюсь. В противном случае для полного списка не хватит и страницы.
Однако, несмотря на высокую оценку её творчества, самой дорогой наградой за свой труд Валентина Ивановна признаёт результат работы глушковского отделения литераторов. «Будет ли эта «постройка» крепка и востребована – покажет время. То, что я создаю, творю и «строю», необходимо людям?» – задаёт Валентина Ивановна вопрос в своей восьмой книге. И тут же находит ответ: «Судя по глушковским литераторам – девять книг к юбилею отделения – да!»
          Районное отделение курских литераторов окончательно оформилось в день памяти Святой Великомученицы Варвары, 17 декабря 2011 года – под эгидой Курского регионального отделения Союза писателей России.
     «В этот день под неистовые завывания ветра и рыдания не по-зимнему разгулявшейся непогоды мы приветствовали в отделении сразу пятерых новых членов», – вспоминает Валентина Ивановна в своей книге «Огонёк свечи». Новый литературный «тандем» благословил настоятель Феодосьевской церкви отец Иоанн, вручив на презентации первого номера альманаха «Родник» каждому его члену житие небесной покровительницы. Да благословил так, что за недолгий период существования отделение пополнилось новыми литераторами. Сегодня в его составе 23 поэта и прозаика! Впрочем, не только количественным составом оно может похвастать. Качество ничуть не уступает работе отделений других районов. Более того, Глушковское отделение ежегодно подтверждает лидирующую позицию в областном рейтинге.
Что ж, не каждому руководителю удаётся не только организовать слаженную работу подопечных, но и вывести её на высокий уровень. «Для меня творчество наших литераторов – большая радость, ведь они объединяют людей, – поделилась как-то Валентина Ивановна. –  Книга для меня, как икона для верующего человека. Это связующая нить – одновременно и духовная, и материальная – между поколениями».

                ПЕРЕДАЙ ДОБРО ПО КРУГУ

И теперь (я возвращаюсь в январский вечер 2017 года) после того, как Н.И Гребнев сообщил о скором переезде Валентины Ткачёвой, мы впервые осознали, как много значит для нас наш руководитель. Мы слушали Николая Ивановича и с болью и огромным сожалением поглядывали на куратора. А Валентина Ивановна, облачённая в шикарный красный жакет-баск, на который ложились густые локоны её длинных светлых волос, задумчиво смотрела на высокого курского гостя. В её больших, цвета глубокой морской лазури глазах, отражался весь её внутренний, духовный, мир. И в этот момент я вдруг поймала себя на мысли, что действительно вижу свет и чувствую энергию, исходящие от нее.
В конце вечера, когда гости начали расходиться, я спросила у моего наставника, откуда в ней столько оптимизма и самоотдачи и почему она готова бескорыстно помогать, в то время как за помощь не всегда можно услышать слова благодарности. На что та ответила: «Знаешь, Светлая (так она часто меня называет), на Земле и без нас достаточно зла. И если мы не поможем миру устоять, он исчезнет. Только добро делает сердца чистыми и прозорливыми. А ведь «зорко одно лишь сердце», потому что «главного глазами не увидишь». Верю: если сегодня я помогу кому-то, то завтра или спустя год, или десять лет, этот человек обязательно протянет руку помощи другому, тот – третьему... Так что: «ПЕРЕДАЙ ДОБРО ПО КРУГУ!»


Рецензии