Формула, Фюрер думает за нас, не самая самая

Как верно заметил уполномоченный по вопросам наркомании г. Гамбурга
 г-н Х. Боссонг, выступая в Санкт-Петербурге (февраль 1995-го):
 «Нельзя научить человека вести здоровый образ жизни под угрозой
уголовного наказания...»

«Я твердо убежден в том, что война против наркотиков приносит нашему обществу больше вреда,
чем само употребление наркотиков».
  Джордж Сорос

Вся наша цивилизация — сплошной стресс.

— У человека есть три витальных влечения:
 пищевой инстинкт,
 половой инстинкт и
 инстинкт менять свое психическое состояние,
 — говорит главный нарколог Москвы.

— Об этом еще Иван Петрович Павлов рассказывал.
Есть врожденная потребность человека регулярно менять свое психическое состояние.

Для этого человеку нужны либо психоактивные вещества, либо психоактивные действия.
А в реальности и то, и другое, и третье...

У каждого человека есть потребность испытывать восторг, получать удовольствие и неудовольствие... Если человек недополучает своей нормы эмоций, он впадает в депрессию.

Если человек долго не испытывает этих альтернативных «крайних» состояний сознания, он болеет. Именно поэтому в древности были так популярны карнавалы, они выполняли именно эту функцию — позволяли людям купаться в сильных эмоциях.

Человеку нужны были мощные внешние ограничители и катализаторы снимающие информационное,как правило неадекватное, накопление.
 Общее название этих системных ограничителей — культура.
 Религия, мораль, спорт, кино, игры, карнавалы... И наркотики.
 Как неотъемлемая часть культуры.

И если говорить правду, потребляющих наркотики — большинство.
 Просто все принимают разное и с разной частотой...

Чифир, кофеин, табак,алкоголь,и,не удивляйтесь, сахар ...
это только малое начало.

А есть группа людей (их порядка 30% населения), у которых порог этих психических реакций достаточно высок. Им нужны избыточные стимулы — гораздо более интенсивные, чем обычным людям, — для того, чтобы испытать хоть какое-то удовольствие, для того, чтобы увидеть некий новый смысл.

Эти люди — эмоциональные диабетики. Вот они-то и могут подсесть на легальные или нелегальные наркотики или стать адреналиновыми наркоманами — альпинистами, гонщиками, азартными игроками...

У каждого человека свой выбор допинга. Но замечено, что, если снижается количество легальных психоактивных веществ (тех же сигарет, водки), народ начинает употреблять нелегальные, потому что потребность в них не исчезает.

Видит бог, что-то странное творится сейчас в мире в области отношения к наркотикам, что-то сдвигается в общественном сознании в сторону большей наркотолерантности.

 Про Голландию и Швейцарию и речи нет, они уже давно в этом смысле притча во языцех.Те, кто бывал в Амстердаме  был шокирован. Действительно, во всем городе стоит специфический запах марихуаны. По площадям ходят обкуренные негры и белые туристы. На улицах продают экстази и крэк... Но давайте обратимся к фактам.

А они таковы: с момента легализации легких (безопасных) наркотиков потребление тяжелых (опасных) наркотиков в Голландии сначала перестало расти, потом начало падать и теперь по потреблению героина Голландия стоит на последнем месте в Европе! В отличие от тех стран, где проводится политика «хватать и не пущать».

 А вот не так давно Британия легализовала медицинское (пока что) применение марихуаны...

В Германии принят закон о создании в стране Fixerstuben — сети пунктов бесплатной раздачи и употребления слабодействующих наркотических препаратов. Первые пункты уже действуют в Гамбурге, Ганновере и Франкфурте-на-Майне.

Да что Европа! Даже Америка — страна, в которой борьба с колумбийскими наркобаронами стала национальным видом спорта, дежурным ритуальным заклятием каждого кандидата в губернаторы и бродячим сюжетом голливудского фольклора... даже эта жестокосердная Америка, кажется, дрогнула.

Жители Калифорнии большинством голосов одобрили избирательную инициативу, по которой теперь легализовано выращивание марихуаны и использование ее в медицинских целях.

 А вот аризонская инициатива еще круче — в соответствии с ней врачам теперь разрешено выписывать пациентам любые препараты в случае медицинской необходимости. Аляска, Колорадо, Невада, Орегон и Вашингтон тоже решили вопрос о медицинском применении марихуаны положительно.

В ноябре 1998 года в Секретариат ООН поступило необычное письмо. Необычна была не только тема послания — в письме содержалось требование пересмотреть «стратегию войны с наркотиками, доказавшую свою несостоятельность», — но и уровень подписантов.

 Войной с наркотиками оказались недовольны бывший Генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр, бывший госсекретарь США в администрации Рональда Рейгана Джордж Шульц, бывший премьер-министр Греции Андреас Папандреу, лауреат Нобелевской премии Джон Полани и многие другие известные в Америке и мире люди.

Недавно экс-кандидат в президенты Франции Лионель Жоспен высказался публично в том смысле, что уж лучше накуриться марихуаны и сесть за руль, чем напиться и сесть за него же. На кандидата в президенты зашикали, был страшный скандал. Сумасшествие какое-то?

Что вообще происходит на планете?..

Нет, не от беспросветной нищеты Элвис Пресли помер в наркотическом угаре. Не от бедности американская богема сидит на кокаине, а американское студенчество — на марихуане. Не от социальной ущербности Высоцкий кололся, а Олег Даль пил водку. Причины наркомании не экономические и не социальные. Они биологические.

Сегодня все наркотики делятся на легальные и нелегальные. Легальны следующие вещества — этиловый спирт, никотин, кофеин. Курить табак, пить спиртное и заваривать чифирь у нас никому не заказано. Остальное запрещено.

Так вышло, что каждая культура легализовывала свой традиционный наркотик. У европейцев произрастал виноград, из которого добывали алкалоиды. Индейцы жевали коку и кактусы пейот. Народы Севера кушали мухоморы. Азия курила опий и гашиш.

Но сложилось так, что не индейцы завоевали Европу, а наоборот, поэтому теперь в Америке пьют, а не жуют. Европейцы колонизировали Север и запретили эскимосам и прочим чукчам употреблять в принципе безвредные грибы, но разрешили пить вредную водку.

И теперь народы Севера и индейцы Америки практически погублены. Ведь к традиционным наркотикам организмы людей поколение за поколением приспосабливались, поэтому европейцы могут пить много. А у северных палеоантропов, которые раньше водки и не нюхали, нет необходимого фермента, который разлагает алкоголь, они быстро спиваются и вымирают от «огненной воды».

Победившие цивилизации приносили с собой и навязывали свои «трациционные» ценности. Но и проигравшие не дремали. Глобализация в сфере наркотиков началась гораздо раньше, чем в сфере высоких технологий, интернета и финансов, поэтому в любой точке мира можно найти любые региональные наркотики.

Да еще хворосту в огонь наркомании подбросила химия, насинтезировав «много нового и много интересного».

— «Презентация» морфия и кокаина в Европе состоялась 150 лет назад. «Первый раз» у нас случился во время буржуазной революции 1848 года, — рассказывает главный нарколог Москвы, директор НИИ профилактики наркомании Евгений Брюн. — Это был новый аромат новой эпохи: Бодлер в умах, легкий декаданс в воздухе, ландаум во рту...

Потом интерес к восточным «травкам» неожиданно пропал. Более тесное и массовое знакомство европейцев с наркотиками произошло в конце XIX века. В Европе было относительно массовое увлечение морфином, гашишем, кодеином, набирал популярность героин.

Тогда еще мало что знали о наркотиках, и этот почти мистический дух Востока вызывал большой интерес. Россия в этом отношении всегда немного запаздывала. У нас первая нарковолна пошла только в 1913 году после объявления царского «сухого» закона. Дров в огонь добавила Первая мировая война, потом Гражданская. Всплеск наркомании в стране возник как раз на этих переломах. В моду вошли кокаин и морфин, а особенно кокаин со спиртом. Раньше даже фраза была крылатая: «Революцию выиграли вобла и кокаин».

НА НАРКОТИКИ МОЖНО ПОДСЕСТЬ, И ПОТОМ БУДУТ ЖУТКИЕ ЛОМКИ.

Это полуправда. Физиологическое привыкание вызывают только те наркотики, которые по своему химическому составу схожи с метаболитами — веществами, которые участвуют в процессе обмена веществ в организме.

 Это алкоголь, никотин, эндорфины, амфетамины, опиаты — они есть в организме всегда, поэтому регулярное принятие спирта, никотина, морфия, героина, опиума вызывает физиологическое привыкание — наркотик встраивается в процессы обмена веществ в организме вместо природного аналога, а затем при его недостатке у организма начинаются разной силы ломки.

Некоторые наркотики, которые вырабатываются внутри организма (амфетамины, эндорфины), отвечают за состояние эйфории, успокоения, подавление боли...

 Очень высоко содержание этих естественных наркотиков в крови у влюбленных, потому чувство влюбленности столь приятно.

 Некоторые особо продвинутые граждане умудряются с помощью специальных практик — восточных упражнений, хитрых диет и дыхательной гимнастики — поддерживать в организме достаточно высокий уровень физиологических эндорфинов и веществ амфетаминовой группы и поэтому постоянно находятся в «радостном состоянии», полагая, что достигли просветления...

 Кстати, на этом эффекте замещения искусственных наркотиков естественными построен один из способов лечения наркомании.

 Мало кто знает, но есть люди, которые подсели на гипноз. Один из авторов этого материала был свидетелем того, как гипнонаркоманы переезжают за гастролирующим гипнотизером с площадки на площадку, покупают билеты на каждое представление и выходят на сцену, где подвергаются галлюциногенному воздействию гипноза, которое аналогично действию наркотиков... Кстати, по некоторым данным, однократный прием ЛСД эквивалентен нескольким сеансам психотерапии, а стоит в десять раз дешевле.

Теория систем утверждает, что сложная система работает тем лучше, чем больше в ней центров принимающих решения. Применительно к обществу это означает, что каждый должен отвечать за себя сам.

Журнал "Огонёк" №27 от 07.07.2002, стр. 7
Александр НИКОНОВ, Дмитрий НАЗАРОВ, Дмитрий АКСЕНОВ


Рецензии