Златоуст - уста медовы

ЗЛАТОУСТ – УСТА МЕДОВЫ

- из бесед калик перехожих


- Знай, Златоуст имел уста медовы,
Да отчего? То «Луг духовный» был,
С него сбирали мёд трудяги-пчёлы,
Слетались вместе, строили свой дом,
И сотами наполненными жили.

- При чём тут златоустый Иоанн,
Тот патриарх Царьграда, всех учитель,
Он что – на пасеке всё время проводил?

- Ах, как ты прост. Суть наша в символизме:
Мёд это мысли – сладки и верны.
А соты – то собранье свят Писаний.
Трудяги-пчёлы нам благой пример.
Пример смиренья, дружбы и труженья.
Пример семейного соборно пенья.
Ещё и сладость – мудрости полна,
Хоть горькие ведут туда дороги.
Премудрость Божия ещё открылась в том,
Что мёдом все болезни исцеляет
Лишь тот, кто сам со знанием, с умом.
Вот оттого в деревне пчеловоды
Всегда бывали редки и в чести!
Попробуй так: следить из года к году,
Как здравствует иль бедствует пчела,
И как ей угодить? Как улия построить?
Как и когда мёд с верностью сбирать…
Наук тут много. И стараний тоже.
Вот оттого всяк чистый златоуст,
Всяк проповедник да начётчик живы,
Коль учатся премудрости у пчёл.
Пасти чтоб стадо, «Луг духовный» нужен.
На нём пастух, как Божий Пчелоуст.


14 августа 2020 года – на Медовый Спас.

ПОЯСНЕНИЯ: Великий проповедник, архиепископ Цареградский Иоанн вошёл в историю, как Златоуст (Златоу;стый), конец 4 – начало 5 века.

Вслед за тем сборники проповедей также стали именовать – книги «Златоуст» были популярны на Руси XV—XVII веков. Это сборники уставных чтений, учительные сборник, в которые входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения. Можно сказать, что это был наиболее распространённый на Руси сборник нравоучительного содержания. Пользовался особым почтением у старообрядцев, неоднократно издававших «Годовой Златоуст» в конце XVIII — начале XIX века.

Ярких проповедников и начётчиков также называли – златоустами.

«Луг духовный» (также «Синайский патерик» или «Лимонарий») -  византийский сборник нравоучительных повествований о жизни христианских подвижников, написан в 7 веке. Переведён на славянский язык и впервые напечатан Спиридоном Соболем в Киеве в 1628 году.   


Рецензии