Мои парусники. Малые суда

Про малые суда мы тут порассуждаем.*
Да, дело зачастую в не размере их,
А в мачтах, то есть сколько и как располагают
Судостроители рангоут. Ну, что, готовы вы?
И так, одна иль две лишь только мачты,
Причём условие строгО, которая от носа дальше
Короче быть должна. Бизань зовут её.
Одна иль первая зовётся кратко - грот.
Теперь о парусах - они всегда у них косые.
Бермудский - треугольник, он к мачте длинной стороной.
А гафельный - макушку если у бермудского «долой»
Шпринтованный - в нём «палка-растопырка».
А люгерный  - он на рейкЕ за мачту прицеплён.
Латинский есть латинский. В общем то и всё**

~
Теперь про собственно судов узнаем типы.
Вот кэт - один имеет грот и парус так ж один.
Коль стаксель лишь один пред гротом видно,
То шлюп. Со кораблём из прошлого попутать не моги*.
Теории немного: стаксель это треугольный парус -
Без мачты он, на штаге держится (верёвочка такая).
От кливера он отличается лишь в том,
Что он над палубой всегда, а кливер над водой.
Добавить если кливер нам один иль больше,
Получим судно типа тендер мы.
Теперь про те, что мачты две имеют. Их
Всего два типа: кеч и йол. Различие в «рулёжке».
Коль «рулевой» меж мачт, то йол. А на корме,
Бишь за бизанью, это значит судно - кеч.

——
*-мой стих «Мои парусники. Корабли и большие суда»
**-все малые суда, как и шхуны, называются по типу паруса на гроте - бермудский кэт, гафельный шлюп и т.п.
))
«Мнемонические» подсказки, придуманные мной для себя.
Бермудский, что? - треугольник
Гафельный - кафель-плитка - кусочки
Шпринтованный - ясно
Люгерный - люгер-флюгер - на ветру качающийся
Латинский - уж знаете
-
Кэт - кошка, что проще? Кошка гуляет сама по себе, и ей ничего не нужно))
Шлюп - Ш - штаг - стаксель - парус на штаге /штаг + сель («парус» по-нем.)
Тендер - торги - ТТ - три треугольника - кливер, стаксель, грот
Кеч - КЧ - корма с человеком
Йол - не кеч


##
Что же касается столь часто встречающихся названий, таких как каравелла, каррака, клипер, ост-индиец, флейт, галеон, бомбардирский кеч, гукор, краер, джонка, яхта и многих других — данные суда можно отнести к какому-либо типу из перечисленных больших и малых судов. В  то же время, так как на них могло быть установлено различное число мачт, то их невозможно точно отнести к определённому классу. Их названия отдельно выделены в литературе благодаря либо уникальному строению корпуса, либо обшивки, либо назначения.

Такие же суда, как драккар, дромон, дирема, трирема, шнека, ладья (название ладья переиначено в современном языке, изначально лодья с ударением на О) и ряд других вовсе не попадают в данную классификацию, так как на них чаще всего хоть и был установлен парус — он играл только вспомогательную роль, а основная работа по перемещению судна осуществлялась с помощью вёсел. Такие суда называют вёсельными

—-
С благодарностью Марикилидзе из Пикабу.


Рецензии