Юлия Покровская. Экспертный обзор. Июль-2020

Приятно удивлена общим уровнем участников конкурса. Респект отбиравшим и номинировавшим. Подавляющее большинство представленных стихов выглядит вполне достойно. Из-за этого выбор
Шорт-листа был не так уж прост и очевиден.
Не менее удивлена тем, что практически все конкурсанты (за одним исключением) исповедуют русский классический рифмованный стих.  Я предполагала, что по крайней мере половина участников будет представлена верлибрами, поскольку в периодике они часто превалируют.
Лишний раз убедилась, что рифмованный стих не мешает ни новаторству, ни разнообразию индивидуальностей.
Из общих недостатков: слабая энергетика, нехватка яркости, размытость или отсутствие собственной интонации.


ШОРТ-ЛИСТ

ИГОРЬ ГОНОХОВ «Москва, Нью-Йорк»
http://stihi.ru/2019/06/02/118 номинатор Stihi.lv
 
Кто-то с утра сочиняет отличный день.
Ты погляди: день становится ярче, шире.
Тень погружает в свет.
Свет погружает в тень.
Будто бы клавиши в музыку Дона Ширли.
 
Кто-то манхэттенским птицам шепчет: звончей.
Он же играется бликами на Никитской.
Я наблюдаю, как зреет в косом луче
длинная-длинная тень от бутылки с виски.
 
Кто-то зовёт в путешествие. Гонит прочь.
Вон человек проезжает вдоль стен и окон.
А в чемодане рубашки, бельё и проч.,
и раритетная вещь – нью-йоркский Набоков.
 
Что мне Америка, я ведь и не был в ней.
Пара клише вперемешку с пятнами мрака.
Гинзберг кичащийся списком своих парней.
Шприц для Берроуза, пьянство для Керуака.
 
Как расставляет судьбы невидимый Он?
Восемь часов не помеха Ему нисколько.
Виски в Москве, а в Нью-Йорке – налит бурбон.
Солнце пройдёт по бутылкам на барной стойке.
 
Он обживает событиями года.
Смешивает как характеры, так напитки.
Слышишь: на розах ветров звучат города.
И над Москвой распростёрлась музыка Шнитке...

Это стихотворение – готовый сценарий для маленького артхаузного
фильма, в котором есть все: атмосфера, готовый видеоряд, две страны,
два мегаполиса, знаковые фигуры мировой литературной и музыкальной жизни второй половины 20-го века, музыка Дона Ширли и Альфреда Шнитке. А еще – ощущение не случайности бытия и времени, которое проходит, но, по счастью, не исчезает совсем.


МИХАЭЛЬ ШЕРБ «Молитва»
http://stihi.ru/2020/06/29/8540 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."
 
Мы все – поселенцы колоний,
                прибрежных песков детвора.
Здесь строится дом на ладони,
                там речка течёт со двора.
Огнём пожирается небыль
                (обуглены в книге края),
И там начинается небо,
                где кончилась шея моя.
 
Пусть будет шиповник пурпурным,
                усатым и добрым – пастух,
Пусть музыка будет бравурной
                под яблочный стук-перестук.
Пускай расстилается местность,
                где воля Твоя на Земле,
Где взгляд наведётся на резкость –
                там имя святится Твое.
 
Под дождь, по дорогам идущий,
                прохлады и отдыха тень
Нам даждь, словно хлеб наш насущный,
                на этот и каждый наш день.
Ушедшим – да светит свеча им,
                простится и плоть им, и кровь,
Как мы, сокрушившись, прощаем
                несчастных своих должников.
 
Стирает бельё Навсикая,
                от пены разбухла струя,
А я для неё натаскаю
                сто строчек из небытия.
Чтоб не было смыслам предела,
                и звук – словно свет на лугах.
Чтоб каждая строчка хрустела,
                как хворост в огне, на губах.

«Молитва», по-моему, получилась. Она подкупает гармоничностью и
музыкальностью, не выпирающей, но тонкой и деликатной звукописью.
Видно, что для автора звук очень важен, не случайно он прямо говорит об этом в последней строфе стихотворения, сравнивая его со светом и желая, «Чтоб каждая строчка хрустела,
                как хворост в огне, на губах».


СВЕТА ХОХЛОМСКАЯ «Домино»
http://stihi.ru/2012/09/19/9254 квота Наташи Дубрау за редактирование отборочного тура
 
Белый
 
Выпал старший аркан Таро,
– рву и оземь.
Завтра Черному охранять
– ровно в восемь.
Крылья жмут, на стигматах соль
– божья метка.
Мне, хотя бы на полчаса,
– в человека.
Тело – флейта, да плох игрок,
– кода ниже.
Ты, почти что названный брат,
– только ближе.
Расстегни! к черту сбрось крыла!
– трусишь?! ну же!
Я, почти что твоя сестра,
– только хуже.
 
Кто-то рвется в нагие сны
– и без стука.
Прогорели давно костры,
– где та сука...
И козленочек, и швея
– в небо цоки.
Только камешек не забыл
плоти токи.
Только камешек с мостовой
– камертоном,
помнит пяточку и болит
нижним тоном.
 
Холодно мне на небушке, гарус да лед – все фенечки,
маленькие созвездия (ты да я) – боговы семечки.
 
 
Чёрный
 
– Виват, сестра, виват!
Дай наглядеться!
Я рад! О, как я рад!
Болело сердце?..
Уж я скучал, говел,
– смущай и дальше.
Немного оробел.
Немного фальши.
Уж как мы полетим!
как растревожим!
Нарушим карантин,
– вдвоем мы сможем.
А третий – нам не в масть,
а третий – лишний.
Как сладко ядра красть
из спелых вишен.
Он русый, я брюнет,
– летучи оба.
Две правды – тьма и свет
– всему основа.
Примерить не страшись
эмоций токи,
корицей пахнет жизнь
лишь на Востоке.
Я крылышки принес
и пару кукол,
да вот, боюсь до слез,
размер попутал.
А куклы оживут,
и будут детки
– без принципов, без пут,
без тесной клетки.
Смелее руку дай!
Минута танго.
У нас здесь вечный май,
дурманом – манго,
и где-то там, на дне
Земля боляща,
но все, что есть во вне
– не настоящее.
Забудешь навсегда
себя Другую.
Я боль твоей души
навек задую.
 
 
Туки-туки
(рыба)
 
сойдешь с ума как будто бы с трамвая,
с ухмылочкой исследуешь карниз,
мгновение… и, евушкой, из рая,
прямёхонько в родимую, без виз…
вокруг орут и бегают, и скачут,
и вкусно ногти девочка грызет,
но "внешние враги" совсем не плачут.
прошамкает старик немой – везет!..
везет… а может быть поторопилась,
в горошек зонтик твой не подкачал.
выходит, зря в окно синица билась,
выходит, зря во сне отец молчал.
и не было неверного шажочка:
– ни синяков, ни порванных колгот…
но отчего так сладко ноет почка,
но отчего на лбу холодный пот?..
то репетиция, а впереди – премьера,
костлявая припрётся из вольера,
ты к ней с опаскою, она тебе устало:
– все! туки-туки.
 
и тебя не стало.

Пожалуй, самое оригинальное и дерзкое стихотворение из всех представленных, с сильной энергетикой и ярко выраженной индивидуальностью.
Его нельзя не отметить.

 
НАТАЛЬЯ ЯВЛЮХИНА «в ночные дачи в обруче жд» 
http://stihi.ru/2020/07/13/6793 номинатор Термитник поэзии
 
в ночные дачи в обруче жд
сошло созвездье Девы, став огнем
в цветочной антрацитовой воде
прудов, полярным днем;
 
кричащий в бочку, с дырочкой в боку,
он ходит, спотыкаясь о труху –
фольга, бычки, чертополох в сугробах –
он сумасшедший или идиот
и ничего на свете не берет
таких как он, и слава богу (Богу)
 
молчит электросхема ноября –
зеленая пластинка с золотой
извилиной молвы (да он больной,
да он убьет когда-нибудь тебя)
 
и Спика, бессердечная звезда,
парковочным прожекторным лучом
из-под воды, из-под говна и льда,
высвечивает ту, что не видна
 
во всей тоске магическую ноту
наверное, ей имя простота:
поставить чайник, выпустить кота,
впустить кота, собраться на работу.

За этим стихотворением есть пространство, жизнь. Сказано больше,
чем обозначено словами. В сущности, это – одна из необходимых черт
поэзии.


КУРУХУРУ «Илья»
http://stihi.ru/2020/05/12/7902 номинатор Саша Неместный 
 
илья спрыгивает с коня
говорит это не для меня
смотрит на солнце из-под кулака
говорит пускай принесет река
просто сяду на берегу
буду сидеть навстречу врагу
и так проходит сорок минут
мимо бабы шныряют кокошник мнут
а там по реке бежит волна
могла бы две-три штуки сполна
самых спелых врагов принесть
илья кровью наливается весь
потому что мимо вода вода
никакого тугарина никогда
никакого распоганого соловья
да хотя бы дохлого воробья
и уже проходит пятьдесят минут
мимо бабы шныряют кокошник мнут
илье приходит смс от мчс
дело такое тугарин здесь
илья кряхтит и встает с бережку
встряхивает косматую башку
потягивается всеми костьми
бабы голосят и уже с детьми
а потом вступает казачий хор
в руках ильи кладенец-топор
и всего-то прошло пятьдесят две минуты
а ноги уже по пояс обуты
бабы начинают махать платком
звонит колокол все знают по ком
хор затягивает отходную тварям
где-то внезапно икает тугарин

Неожиданное, веселое и ироничное стихотворение, хорошо написано.


АЗАЧЕМ «В ожидании Годо»
http://stihi.ru/2020/04/29/3701 номинатор Маргарита Шмерлинг
 
      «Владимир: – Мы завтра повесимся. Если только не придет Гoдо.
       Эстрагон: – А если он придет?
       Владимир: – Мы будем спасены…»
       Сэмюэл Беккет. В ожидании Годо
 
Слиплись минуты вязко в стылую лаву дней.
В дымчато-белой маске солнце висит над ней.
Будничны выходные, неотличимы от.
Начисто печень выел душу проскребший кот.
Дикторы жгут с экрана, в ранах вертя ножи.
И помирать-то рано, и жутковато жить.
Время остановилось где-то в полях чудес.
Мрачных прогнозов вилы в воду вонзает бес.
 
Счетчик собьется скоро, счет потеряв телам.
Пир в апогее мора. Впору упиться в хлам.
Чтоб не жалел, не плакал и никого не звал…
В пику наличным знакам снова в чести безнал.
Скачут на старость цены, кверху задрав хвосты.
Где-то под рампой сцены старый суфлер остыл.
Тупо стоят актеры, сходу забыв слова.
Главный, худрук который, дремлет, коллег послав.
 
Ждем перемен. И масок. Гречку на нет скупив.
Страх повсеместно-массов, дозы надежд скупы.
В каждом дворце и хате зреет нарывом стресс.
Где же он, наш спасатель – тот, что на днях воскрес?
С ним обретем защиту махом большим одним,
Пляжи и общепиты заново наводним.
Сложим героям оды, гадам раздав пинки…
 
Но не приходит Годо.
И дефицит пеньки.


Это стихотворение точно отражает последний временной отрезок нашей жизни, которая в самом деле все чаще напоминает театр абсурда, довольно жутковатый. Как тут не вспомнить Беккета и устоять перед узнаваемыми реалиями, иронией с привкусом горечи, хорошей энергетикой и звуком.
Однако оно (стихотворение) вполне может пережить свою злободневность.


ЕЛЕНА ЛЕРАК МАРКЕЛОВА «Про ребёнков и котов»
http://stihi.ru/2020/06/03/8089 номинатор Ильдар Харисов
 
Воскресенье.
Нет, я не Мурзик. Я — терпила. Страдать неистово доколь?
О бог кошачий, дай мне силы влачить без ропота юдоль.
Пройду ль долиной смертной тени? Звериный ангел, сохрани!
О сколь немыслимых мучений стерпеть пришлось за эти дни.
Я моряком  нырял в корыто, спасался от горошин-пуль...
Энергии переизбыток у внука вашего, бабуль!
Меня спасите от сатрапа, не то снесёте на погост!
Хромают все четыре лапы, редеет шерсть и ломит хвост...
 
 
Пятница.
Кричу весь день своей старушке (вспотел, устал, охрип слегка).
Она в ответ: "Ты хочешь кушать?" —  и наливает молока,
кладёт мне рыбу и печёнку, и сыплет разные корма.
Я не хочу!  Вер-ни ре-бён-ка! Я без него схожу с ума.
Уже волнуются соседи:  "Вы что, —  мол, —  мучите кота?"
Бабуууууль! Ког-да вну-чок при-е-дет?  Эх ты... святая глухота.
Замолк. Лежу с унылой рожей, весь этот мир в тоске кляня.
Звонок. Уррра! Приехал всё же! Беги скорей искать меня!

Очень милое, позитивное, умело написанное стихотворение.
Абсолютно точный выбор лексики.


JAG «Попытка N5»
http://stihi.ru/2019/08/16/3285 квота Юлии Малыгиной за редактирование отборочного тура
 
                "Все стою на камне..."
Козьма Прутков и Автор, в бытность его Козьмою
 
Как-то в последнее время неуютно в собственном теле –
То справа кольнет, то слева – ворочаюсь на постели,
И дни не приносят радости, и ночи осточертели.
 
Колотится сердце, тюкает. Мешает шнурок на шее.
Проснусь в темноте и думаю, все думаю о душе я.
Так душно и тесно, Господи, как будто лежу в траншее.
 
А как я любил бытийствовать! Рожденному, что века мне!
Я вечность готов был выстоять в пустыне на голом камне.
Бессмертие Прометеево над серой морской пучиной
Шутя на себя примеривал. И с банькою паучиной
Свыкался (пока в теории). Но, помнится, много чаще
На некоем астероиде я видел себя стоящим.
 
Обломок скалы, навершие – узнал бы из тысяч звезду мою!
И время там, как умершее. А я все стою и думаю...
 
Последняя тьма заграбала и звезды, и свет, и тени. Я
Мог видеть одни параболы, квадратные уравнения,
Рабочие декорации окончившейся мистерии,
Мерцания гравитации, фантомные сны материи.
 
На грифельных досках Космоса как будто разводы мела.
И своды готовы к росписи, и в рукописи пробелы –
Пиши, заполняй лакуны – соцветия, волны, луны...
 
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 
Горилла (я думал дальше)
Коль ей предоставить Вечность
И пишущую машинку
Гомерову Илиаду
На клавишах отстучит.
 
Но я-то не обезьяна!
Да я же за эту Вечность!
Я вновь напишу все книги,
Всю музыку, все картины!
Встряхну числовую ось,
Рассыплю ее горошком,
Просею сквозь решето
Бедняги Эратосфена.
Все сложные числа выкину,
Оставлю одни простые
И буду на них любоваться.
 
Потом я переоткрою
Все мыслимые законы
И нехотя обойму
Дрожащее необъятное.
 
Потом
я не знаю
потом...
Потом я повстречаю тебя, у нас родится ребенок, и я стану смертным.
Смерть – это те, кого мы любим.


Солидарна с автором: перед любовью и обычным человеческим счастьем могут померкнуть и вечность, и космические амбиции. Но любовь делает нас уязвимыми.
Как сказал другой поэт: «Все осязаемое уязвимо».


АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «и я представила твой дом засыпал снег»
http://stihi.ru/2020/06/21/7484 отборочный тур резидентов
 
и я представила
твой дом засыпал снег
по самый край
по горлышко лебяжье
и ты внутри не шелохнёшься даже
совсем ещё молочный человек
и знать тебе не надобно того
какие обступают зиму вёсны
ты крошка мук букашка и плевок
из-под чугунной поступи колёсной
потом потом уедешь к братьям гримм
и гимнастёрку тёртую примеришь
и станешь твёрдым схлёбнутым тугим
похожим не на мальчика но зверя
но это после
сказочке блестеть
на белом теле снегом взятой крыши
под половицей перешёпот мыши
с зимой самою на её хвосте
 
и я поверила в печурку и огонь
и тесное такое задыханье
в неописуемую схлопнутость окон
и кромку льда
на молоке в стакане
не открывай ни голосу ни сну
ещё всего так мало и неправда
ещё живот тебе не полоснул
и не уснул с тобой запанибрата
бродячий дух
и волк ему судья
и мякоти твоей
не тронет пёсье
рычание
и ты такой серьёзный
каким бывает в сумраке дитя
 
и я поставлю чайник
на печной чугун
и он присвистнет
лебединым носом
под этим снежным
медным купоросом
ты на молочном маковка лугу
и я тебя по слогу сберегу
и обогрею и превозмогу
мышиный строкот
и раскат колёсный


Видна авторская индивидуальность и небанальное восприятие действительности.


ГАЛИНА ИЗЗЬЕР «Альцгеймерова соната»
http://stihi.ru/2020/05/29/6878 отборочный тур резидентов
 
                Посвящается моему мужу
 
вашу жену похитили говорит детектив
при современном развитии криминологии не составит труда
здесь довольно много дигитальных следов
отпечатки тоже важны ну да
 
долго шла по улице не разобрать примет
отразилась покупка на станции автобус или метро
возможно на пригородную электричку купила билет
— она любила природу
— вот волокна ее пальто
зацепились за турникет
 
постояла 
ждала кого-то но тот не пришёл
отразилась в витринах 
по лицу размазался свет
— да, я помню привычку следить за названьями сёл
вдоль дороги но чтобы уехать туда?.. нет
кто-то жёсткий решал за неё за неё дышал
 
она колебалась сопел и жевал вокзал
 
глядела
снующие буквы названия звёзд
звёзды названий срывались вправо и вниз
может она решилась вот так всерьёз
— я её понимаю кстати что это за жизнь
— вы ошиблись инспектор она обожала здесь всё
 
цеплялась с дрожью за лица даты и сны
по вехам вчерашним шагала ноги не замочив
держала в ладонях приметы
предметы с прошлой весны
давеча стёртый из памяти просила напеть мотив
нить бывало роняла но были ей не тесны
стены забвения ищите говорю я вам ищите ещё
 
— но здесь название стерто и ваша ли это жена
она изменилась
похититель изрезал лицо
скомкал губы и стан
вы говорите что ищете ради неё
а по-моему пуст стакан
 
следующая транзакция не отражена
 
— может она не похищена а ушла от вас?
был уже такой питер не удержавший жену
построил дурак скворешник для тепла постелил палас
затолкал её для удобства в тыквенную кожуру
 
— скорей потеряла дорогу замкнулась стеснялась спросить
 
— кстати давно ли заметили давно начала молчать?
может она не похищена а бежала бочком-бочком
— разогревала вчерашнее робко дышала на чай
вглядывалась в чашку незрячим сивильим зрачком
во взгляде скорее бездна чем боль или там печаль
 
— может наскучила ей бесприметная сторона
может сманил подлец алоис и был таков
может быть вы убийца зачем вам беспамятная она
был уже такой парень синяя борода так он...
— инспектор ищите я оплачу каждый час вдвойне
— может она не похищена а прячется где-то в стене
 
— инспектор я плАчу
это банально как анекдот
я не знал что мы анекдотны что наша судьба как наст
что рок наш уроден и хром
балансируйте дальше отпечатки сверяйте а там как Б-г даст
вот найдете вотвотвот
за что это нам выпало на роду
киндерсюрпризом выпали именно эти катушечки хромосом
 
— спасибо что ты отыскал меня милый в округлых скорлупках в снегу
под кедром под мусором в беличьих странных снах
сама не пойму концы не сведу
как я сюда
зачем я сюда
но зверя страшней несмерти
наверно нет
я верно от вечности пряталась в шелухе
по слухам лекарство будет
найдут же врачи ответ
как я посмела без прошлого налегке
как хорошо что я помню
твой шарф берет
 
— то ли ошибся дверью то ли любовь вела
то ли лю ля распевается начинающая весна
 
— вот это было в почте
диагноз не подтвержден
память вернули
в конверте вернули жизнь
вы ошибались эксперт по поимке жен
все еще будет
сюда
за меня держись

Полноценный психологический детектив, в котором воедино сплетаются черты поэзии и прозы. Оригинальный сюжет и современная манера письма.


БЕРТА ЛУЧЕВА «читая ошо»
http://stihi.ru/2016/09/18/7982 номинатор Александр Крупинин
 
никогда не беспокойтесь об отрицательном / ц
 
запах горького шоколада
вытеснил желание сочинять о плохом
да и кому это надо
развалины ашхабада...
один незнакомый проживающий по адресу
за несколько лет и зим превратился в нэцке
маленький неподвижный цвета слоновьей кости
не ходит в гости и к себе никого не зовёт
слушает:
вот как всегда упало в матушкин огород
а я в подвале в подвал не попало
иногда выходит чтобы занять очередь
получает богпомощь – масло крупу суп с котом
замечает бабочку на увядших флоксах
крылья плащом по краю траурная полоска
и говорит ей – я тебя помню зая
ты прилетала когда я учился в школе
сидела на тёплом окне
и говорила – здесь запятая и здесь запятая...
он прощается с ней идёт в свой подвал
становится бледным и неподвижным
здесь у него рай и ад
 
не хотела про это думать
не хотела
просто закончился шоколад

Хорошее стихотворение, с одним неудачным словом: «сочинять». Это слово  многозначно, но здесь на первый план вылезает значение «выдумывать».  «Сочиненный –  надуманный, не соответствующий действительности» (из словаря). А ведь речь идет далеко не о фантазиях, а о вполне себе если не трагических, то драматических событиях.
Надо бы нейтральное «писать».


................

От ГР БЛК

По ходу дела для экспертов июльского тура было сделано в виде исключения отступление от традиционного правила "от пяти до десяти стихотворений в шорт-листе". Юлия Борисовна включила в свой шорт-лист 11 стихотворений.


Рецензии
Спасибо Вам большое, Юлия Борисовна. Стихотворение простенькое, можно сказать - бездумное, просто для улыбки. И, конечно, не совсем в формате БЛК. Очень приятно, что Вы взяли его в свой шорт. и отдельное спасибище за лексику )))

Елена Лерак Маркелова   18.08.2020 19:47     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.