Мои парусники. Корабли и большие суда

~
Ну, что поплыли, други, дальше?
Или пошли? Тут сразу анекдот.
«Мол, моряки лишь ходят, плавают к...шки.
Но, капитан, коль вдаль корабль ведёт,
Зовётся «плаванья, он, дальнего», а не иначе».
Вообще у моряков премного всяких всячин,
Что сухопутный человек так сразу не поймёт.
«Отдать швартовы. Паруса поднять. Вперёд».
Отдать... Вперёд... тут всё понятно вроде,
«А с парусами, что ж, - вы спросите, - не так?»
Сейчас не поднимают, зачастую, паруса,
А отпускают... Давай, читатель, разберёмся.
Про предысторию я парусов здесь опущу,
Но ко стихами всё ж предыдущим отошлю.

~
Век восемнадцатый шагает по планете.
Но завершается уже и он.
Царь Александр I Павлович у нас за всё в ответе.
Во Франции - Вандея, и слегка - Наполеон.
На море же.... всего - премного-много:
От, да, галер на вёслах, до громадных галеонов,
На смену коих стали приходить суда и корабли,
«Вооруженье полное из парусов» которые несли.
Вот тут настало время нам детально разобраться
В различиях существенных во кораблях, судах.
Всё дело не в размере или корпусах,
А в мачтах - их высоте, количестве, позиции от юта, бака.
Пока ж ликбез: от носа (бака) мачты - фок, грот, где ют - бизань.
Бушприт торчит из носа. Рангоут это всё, друзья.

~
И так, всего, по нынешним морским понятьям,
Две категории имеется морских судов:
Большие, малые. У малых - две иль меньше вертикальных мачты,
Бизань на юте - если две, а первый иль один - то грот,
Бизани выше он всегда. Теперь большие -
Не меньше двух имеют мачт. На баке - фок, за ним же
Один иль больше  - грот, и может быть бизань.
При этом фок иль ниже или вровень с гротом есть всегда.
Запомнили? Сейчас всё повторю про мачты вкратце:
Одна иль две: высокая и низкая, считать коль с носа -
То судно малое. Пониже первая, одна и более высоких, затем - короткая, возможно -
Большое судно это. Продолжим с ними разбираться.
Несут вооруженье парусное видов трёх они:
Прямое и косое, и смешать коль их.

~
С прямым - всего три типа. Здесь я оговорюся:
Бизань на мачте на последней - не в расчёт.
Фрегат. Бриг. Барк. Нет, правда, не смеюсь я.
Детали оглашу сейчас, и всяк меня поймёт.
Быть может, кто уже спросить собрался,
Мол, знаю больше я. Давайте разбираться.
Сначала разберём понятие «фрегат» -
Он всё, чего осталось с тех времён, когда
Суда военные делилися «по пушкам»:
Линкор со рангами (60-130)’. Фрегат (40-60). Корвет (30-40). И шлюп (10-30).
Не менее трёх мачт они имели все! То без бушприта на носу.
И паруса несли прямые мачты эти. Тут то
Внести нам ясность в термин некий уж пора.
Его представлю ниже в прозе я:

«Отличаясь друг от друга размерами и мощью артиллерийского вооружения, линейные корабли, фрегаты, корветы и шлюпы в парусном отношении были однотипны. Они все несли на себе ПОЛНОЕ ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ. Так говорят о судах, на которых не меньше трех мачт и на всех мачтах стоят прямые паруса (исключая, конечно, гафельный парус, бизань или контр-бизань, который жизенно необходим для маневрирования).
Надо подчеркнуть, что морские правила предписывают лишь такое парусное судно именовать термином КОРАБЛЬ. Остальные парусники следует называть судно».

~
Прошли года, и пушки перешли на корабли из стали,
Оставив нам одно названье мирное - «фрегат»*.
Для закрепления про мачты оного я тут поповторяю:
Не меньше трёх, причём на всех - прямые паруса.
Теперь про «бриг». То махонький такой фрегатик,
Две мачты ибо у него - фок, грот. Но всё ж на каждой
Прямые паруса всяк гордо бриг несёт.
«Ла Грейс»* пример - желающий в сети найдёт.
Теперь про «барк». Считать коль  по-морскому,
Он судно, не корабль, хоть мачт бывает до пяти.
Причина - бизань «сухая»: без реев для парусов прямых.
Наш «Крузенштерн»* пример. В сети его найдёте.
Закрепим же. Фрегат - от трёх, на всех прямые паруса.
Две со прямыми - бриг. А барк - от двух с прямыми, а последняя - сухА.

~
Волну морскую рассекал форштевень.
Бушприт купался в белой пене брызг.
Фок с гротом напрягали свои реи -
Их паруса, надувшись, бриг вперёд несли.
Барк шёл размеренно и чинно,
Три мачты парусов несли его чрез волн пучину,
А на четвёртой, с бака коль считать,
Косые паруса рулю стремились помогать.
Фрегат. Корабль, а не судно, это.
И этим сказано, я полагаю, всё:
Рангоут: мачты, реи - прямо, лес на нём,
Все паруса прямые полнЫ попутным ветром.
Все трое морем весело бегут.
Нас же суда иные очень-очень ждут.

~
И так. Косые паруса. Не забываем:
Мы про суда большие говорим.
Бишь мачт не меньше двух, так ж важно,
Что первая пониже иль равна, которой позади.
Косые паруса: один тип - шхуна.
А мачт бывает до семи. Покуда
Ответим на вопрос: «Косые паруса чем хороши?» -
Ответ: «Во управлении значительно легки.
Не надо реи поднимать и опускать не надо,
Матросам лазать вантами и бегать пертами то тож.
Поэтому и экипаж поменьше. Экономия - итог».
Есть шхун премного всяких видов разных:
По виду паруса косого, так ж парусам прямым, несёт что фок.
Хотел отправить я вас в сеть самим искать... не смог)))

~
Давайте проведём ликбез мы снова.
Два главных вида мы имеем парусов косых:
Бермудский - просто «вертикальнодлинный» треугольник*,
Из дерева имеет только снизу «палку» - гик.
И гафельный* - как б у бермудского макушку косо срезать
И «палку» - гафель там приделать.
Но ту макушку не отправить в вторсырьё,
А топселем назвать, отставив наверху. Понятно всё?
По этим парусам названья шхуны носят:
«Бермудская» иль «гафельная». А теперь
Про паруса прямые, которые на шхунах есть.
На фока-рее может быть брифок. Он тягу добавляет просто.
А если есть со парусом марс-рей и даже стаксель-рей,
То шхуну «марсельной» иль «стаксельной» именовать лишь смей.

~
Про «смешанный» мы тип уж говорить готовы -
В терминологии морские стали, прям, волкИ.
Всё очень просто.... Тут прервусь я снова,
Чтоб кой на чём вниманье заострить.
Мы приближаемся к известнейшему типу судна,
Что вместе с каравеллой знаком есть всем и всюду.
Уж догадались, други, или нет ещё пока?
Да, это бригантина! Один лишь вариант.
Всё просто в ней. Две мачты - фок и грот. На фоке -
Все паруса прямые. Косые паруса несёт лишь грот.
Легка, манёвренна, быстра - как песня по волнам плывёт.
Добавишь гротов ей «косых» - получишь баркентину* ты в итоге.
«Уходит бригантина от причала...» и «.... в море бригантина поднимает паруса» .
Послушайте вы эти песни по завершению читания сего стиха.

—-
*- придуманные мной «мнемонические» подсказки для запоминания типов парусников
Фрегат - Ф - Фсе)) мачты с прямыми парусами - ПП
Ла Грейс - Г - бриГ
Крузенштерн - К - барК
Бермудский, что? - треугольник - форма паруса
Гафель - кафель - плиточки-кусочки))) парус из двух «кусочков» - трисель и топсель - ТТ
БриГантина - бриГ (две мачты)
БарКентина - только её и осталось просто запомнить.
-
‘ для общего развития - ранги линейных кораблей
1 ранг – от 100 и выше;
2 ранг – от 80 до 100;
3 ранг – от 70 до 80;
4 ранг – от 60 до 70.

-
##
Что же касается столь часто встречающихся названий, таких как каравелла, каррака, клипер, ост-индиец, флейт, галеон, бомбардирский кеч, гукор, краер, джонка и многих других — данные суда можно отнести к какому-либо типу из перечисленных больших и малых судов. В  то же время, так как на них могло быть установлено различное число мачт, то их невозможно точно отнести к определённому классу. Их названия отдельно выделены в литературе благодаря либо уникальному строению корпуса, либо обшивки, либо назначения.

Такие же суда, как драккар, дромон, дирема, трирема, шнека, ладья (название ладья переиначено в современном языке, изначально лодья с ударением на О) и ряд других вовсе не попадают в данную классификацию, так как на них чаще всего хоть и был установлен парус — он играл только вспомогательную роль, а основная работа по перемещению судна осуществлялась с помощью вёсел. Такие суда называют вёсельными.

С благодарностью Марикиладзе из пикабу


Рецензии