Видео, как это было...

     Андрею Тарковскому, западный интервьюер, задал вопрос, что такое жить при советской власти, жить в советском социализме, жить в СССР? Тарковский ответил, западному человеку подобное невозможно объяснить, это примерно то же, что объяснять здоровому человеку, что такое болеть раком. Ответ исчерпывающий, зная биографию Тарковского.
СССР как государство, перестал существовать в 1991 году. Жизнь для большинства граждан СССР. в годы развитого социализма, мягко говоря не соответствовала стандартам потребления "капиталистических государств", с которыми СССР постоянно боролся и конкурировал "на мировой политической арене". И казалась, довольно узкая тема "Видео в СССР", несёт в себе несколько довольно сложных аспектов, от банального ужаса тоталитарного государства до социально-культурных. Здесь же и идеология и её родная но нелюбимая сестра - экономика. Это всё совмещалось в уже далёком от двадцатых годов ХXI столетия - видеомагнитофоне. Вероятно. самое важное, что давал видеомагнитофон, обладателю, помимо статуса и престижа - это условную интеллектуальную свободу. И.Бродский в одном из эссе пишет, что в СССР было два вида свободного предпринимательства, - адюльтер и поход в кинотеатр. Но, что это было за кино.. и какие были очереди за билетами. Особенно, заметным подобное явление будет в 90-х гг, когда в "кооперативных ларьках", станут продавать самые удивительные фильмы, от признанных шедевров мирового кинематографа, до банальных порнофильмов, боевиков и несложных комедий. Соответственно, индивид, мог сам себе заказывать репертуар. вне зависимости от цензуры или временного ограничения. Всё это возникнет позже, и примет массовое распространение. Обычный гражданин а СССР, условный рабочий с месячной зарплатой около 180 - 190 рублей, году в 1985, в пору прихода к власти Горбачёва, мог о "видео", только что-то слышать. А.Макаревич, не самый бедный человек московской артистической тусовки, во время оно написал песенку про "видео-рай, видео-сон, там не надо играть и петь, можно просто молчать и смотреть".
Драматургия этой незатейливой песенки сводилась к тому что у героя решившего купить видио-магнитофон от вынужденной экономии "последние джинсы сносились до дыр", но появилась возможность смотреть цветной, запретный видиомир. Маленькая ремарка, для восторженных любителей Союза, в нём не живших, при Горбачёве в ленинградских универмагах по цене 150 рублей появились джинсы, это примерно восемьдесят шестой год, активная компания борьбы с алкоголизмом. Примерно месяц работы, если в финансовом эквиваленте.               
 Если попытаться обозначит несколько этапов... проникновения культур, а в этом жанре и Россия и СССР отставали от Европы в стиле исторической заданности, то любопытно взглянуть на дневники Владимира Высоцкого. Вёл он их недолго, но есть запись (привожу по памяти) о пребывании во Франции и просмотре на видео какой-то из серий "Эммануэль". т.е. это ещё 70-е гг. Примерно "... её все понемногу, но она не теряется впадает в лесбий". Иосиф Бродский, встретив сына в США, кажется в 1986, долго мучился дилеммой, купить или не купить Андрею, желаемый видеомагнитофон. И дело явно не в сумме, Бродский уравнивал полтора часа просмотра кино на видио, с дозой наркотика, - и первое и второе - дают иллюзию кратковременного ухода от окружающей действительности. Если вспомнить первые десять минут "Казино" Мартина Скорсезе, и русскую реальность 90 -х. то утверждение Бродского трудно оспорить. И всё же, отходя от мнения Бродского, я безоговорочно за видео, но по сути он прав. И конечно, из нас никто не знал, что Скорсезе, по собственному признанию, выстраивает кадр напрямую соотносясь с живописью Караваджо. Термины "внутрикадровый монтаж" и "тонибриза" мы узнали только в следующем веке.               
        И ещё одна история, уже из собственной жизни.. в мае 1991, один молодой художник из Ленинграда уезжает на прииски, с желанием заработать тысяч семь рублей и по возвращении купить автомобиль. В сентябре 1991 уже в С-Петербурге, при стремительном обесценивании рубля он смог купить только видеомагнитофон, по весенней цене автомобиля.
Есть три фильма, где довольно хорошо обыграна тема видеомагнитофона. Это конечно. "Вокзал на двоих" (реж. Э. Рязанов) на 50 мин. героини Л.Гурченко и Н.Мордюковой, смотрят концерт Африка Симона, там же прозвучала цена видеокассеты. В "Курьере" (реж. К.Шахназаров) на 45 мин. молодые люди смотрят дублированный к/ст им. Горького в 1980 г., японский "Обречённый на одиночество" (реж. К. Ямагути). И А. Балабанов в "Брате", отчётливо и явно специально, крупным планом, показывает советский видиомагнитофон "Электроника", в верхним вложением кассеты, и вопросом Данилы, "- Где, тут у тебя кассеты вставляются?" это 48 мин. фильма. Отдельно должна проходить тема видеотехники, грандиозных денег и поставок, начиная от группы советских войск в Афганистане (это эпизоды в "Афганском изломе" реж. В.Бортко), и кончая контейнерами аппаратуры на почти законных основаниях в бизнес-историях первых отечественных, коммерческих долларовых миллионеров. Условный социолог или культуролог, в трёх маленьких эпизодах, найдёт массу информации для профессионального осмысления и анализа сопоставив время съёмок фильмов и время событий в фильмах показанных. В "Курьере" видио смотрят дети советской номенклатуры, и главный герой их сверстник из обычной советской семьи, "из простых" попавший в эту компанию случайно, испытывает явный психологический дискомфорт. Видеомагнитофон, как символ/объект причастности.., символ престижа, посвящения дополнил автомобиль и ауди-стрео-систему. В сентябре 1982 г. в СССР ст. 219 УК РСФСР, о незаконном хранении холодного оружия, приросла частью второй, "Преподавание каратэ, карается сроком от двух до пяти лет". Многим посаженным по этой статье, инкриминировали незаконное распространение порнографии. Некоторые из настоящих и не очень тренеров каратэ, имея средства к приобретению видеотехники, заказывали учебные и не совсем учебные фильмы, что и было представлено в ходе следствия. Первое в мире государство победившего социализма - имело монополию и контроль на всё и вся - от кино-видио продукции до занятий каратэ. Или от содержания газет до продукции обувных фабрик, если так понятнее. Были случаи, рассказы ставшие частью городского фольклора, когда получив информацию от бдительных соседей, что на некой квартире этажом ниже, есть видеомагнитафон и туда приходят молодые люди с девушками, милицейский наряд или оперативники приходили с проверкой, предварительно отключив в проверяемой квартире электричество. Кассета как улика. могла застрять в видеомагнитофоне.. дальнейшее дело юридических техник, труда не составляло.., года до 1986-87 это довольно широко практиковалось, пока страну. вместе с журналом "Огонёк" и "Детьми Арбата", не накрыло "ускорение" и широкое кооперативное движение получившее благословение партийного академика Леонида Абалкина, а главное поддержку Генсека ЦК, той же партии М.С. Горбачёва.

Началась экономическая фаза "перестройки" и многочисленные кооперативы, рукою рынка внесли колоссальную коррекцию в кинематографическое воспитание и восприятие целого поколения. Недоступное, стало возможным. Появились видео-салоны, и целые кинозалы с "видио на большом экране". В конце 80 -х, это была серьёзная альтернатива и вариант досуга. Сначала, - видеозалы, были плохие и очень плохие. Обычно пять-шесть цветных телевизоров, подключённых на один видеомагнитофон. в отведённом невнятном помещении. За рубль можно было посмотреть многое, и не только "Терминатора" и "Выход дракона". Объявления о текущем показе как правило писались от руки фламастером. Если бы во время сеанса, зрителям бы выкрикнули: - Спокойно, это ограбление! Никто бы не удивился. На Литейном, в лоне библиотеки Лермонтова, уже на "большом" экране были просмотрены фильмы Пьера Пауло Пазолини.. И после "120 дней Содома", взгляд на возможности кинематографа, как искусства изрядно изменился. В кинотеатрах города, стремительно ставили проекции видео на большие экраны. Качество изображения оставляло желать лучшего, но содержание перекрывало изображение. "Челюсти" (реж.С.Спилберг) настигали массового советского зрителя примерно через четверть века. Видео на большом экране появлялись повсюду, например в "Колизее", "Родине", или ДК. им. Горького. Всё тот же рубли постепенно превращался в два, но привкус кавказского криминала, от видиосалона с телевизорами исчез. Из мест заключения стали выходить люди осуждённые за распространение порнографической продукции. Некоторые из них с горьким удивлением, смотрели на афиши, предлагавшие невинную по нынешним стандартам эротику - "Греческую смоковницу" или очередную серию "Эммануэль", ту самую порнографию, за которую они получили свои срока заключения и исправительные работы. "Дикая орхидея" (реж. З. Кинг) и "9 1/2 недель" (реж. Э. Лайн) , показывали в "Баррикаде" и в снесённом нынче ДК Железнодорожников на Лиговском проспекте. В середине 90 -х в городах миллионниках, видеомагнитофона в определённой возрастной группе не было только у ленивого, или запойного алкоголика. Каждый "реальный пацан", считал правилом хорошего тона, иметь свою запись "Крёстного отца" - все три фильма. А.Шварценеггер и С.Сталлоне стали важнее и главнее всех космонавтов, панфиловцев, ядерных физиков, и попутно футбольной сборной. Шварценеггер, Сталлоне и Аль Пачино (в роли Тони Монтано "Лицо со шрамом" реж. Браймо де Пальмо) завоевали мир. Их знали все мужчины в возрасте от 20 до 35, - это были античные боги. Президенты и рок-звёзды шли вторым эшелоном. Фильмы смотрелись помногу раз, техника "медленного чтения", получила распространение в многократных просмотрах фильмов, просмотрах групповых и индивидуальных. Появление нового фильма, могло быть причиной для сбора компании и совместного просмотра. "Прирождённы убийц", я поехал смотреть в Стрельну, путь не близкий, но это оказались вёрсты, так и не показавшиеся крюком. И как-то вдруг, появился огромный выбор видеокассет, фильмы переписывались, не только приятелями соединившими два магнитофона "на запись", а в количествах вполне студийных. Это был бизнес, в котором, как в любом бизнесе были свои законы, свои короли и неудачники... Дубляж, оригинала, синхронный перевод, голос за кадром - это ещё один аспект видеокультуры, тех лет. Мало кто задумывался, о том кто предоставляет важнейший языковой мост.               
   Стоит сделать небольшое отступление, ибо бросается  глаза невероятный разрыв   возможностей владения информацией и прикосновение к мировой культуре как таковой, даже  её массовом изводе в стране победившего социализма. В книге Николая Караченцова, кстати члена КПСС с 1968 года, и разумеется члена "Единой России", "Корабль плывёт" (поневоле вспоминается фильм Феллини, который мало кто видел в СССР), находим воспоминание жены Караченцова: "Андрюша Миронов собрал у себя дома по тем временам роскошную видеотеку. И как-то он принёс Коле несколько кассет, которые тот просматривал поздними вечерами после спектаклей. Он был просто в восторге, потому что до этого мы не видели бродвейских постановок мюзиклов". Что тут сказать, если их не вдели московские актёры, вряд ли о бродвейских мюзиклах знали жители Читы, Челябинска, Чебоксар или Череповца. Жаль Людмила Поргина не сообщает читателю, какой это был год. Видеомагнитофон как до того "кольт", а после компьютер - уровнял многое и многих.
  Видеокассета, - носитель информации, постепенно перестала быть ценностью, появились пункты проката, и интенсивный обмен кассетами, как лет за десять до, обмен книгами. В некоторых домах, видеокассеты выставлялись хозяевами на книжные полки, книги сдавали позиции. Марки видеотехники, телевизоры и видио, также имели свою табель о рангах. Авторитет "Sony", был абсолютен, хотя знатоки утверждали, что "Philips" не хуже. Про "Telefunken", широкие слои населения знали мало, точнее ничего. В моду входили ТВ со встроенным видеомагнитофоном. "Своих по духу", можно было узнать по списку фильмов, Обладание приличным фильмом, хорошей копией, давало некоторые дивиденды в "узком кругу". Владелец "Белых ночей" с Михаилом Барышникоым (реж. Т. Хэкфорд) или добротной коллекцией "фильмов о самураях", смотрел с нескрываемым презрением и сожалением на любителей и собирателей "Полицейской академии". "Левую копию подсунули, козлы", - возглас Данилы Багрова из "Брата", нынешним двадцатилетним, понять уже сложно. Механик из салона игровых автоматов, где я работал охранником, принёс мне "Конформиста" (реж. Б. Бертолуччи), цветная, "нерезаная" копия, скорее "оригинал". Разумеется, с механиком, априори можно было разговаривать не только о грядущем курсе доллара. Разговоры продолжались каждую смену, сутки через двое, пока я в очередной раз не поменял частную-охранную фирму. Свою первую видеокассету, "Апокалипсис сегодня" (реж. Ф.Коппола), я купил за три месяца до приобретения видеомагнитофона летом 1994, в неизвестном, удалённом от станции метро кооперативном ларьке на Проспекте просвещения. Видеомагнитофон, ликёр "Амарето" и джинсы стали невероятно доступны, миф переродился. А главное, зашатались мэтры советского кино. Журнал "Сеанс" делал своё черно-белое просветительское дело, "Советский экран" - выдохся. Закрытые кинопоказы, очереди на "фестивальные фильмы" - исчезли. Большой прокат прогорал. Михалков превращался в клоуна-жлоба, кем он и оказался по сути, а фильмы Рязанова смотрели только пенсионеры. Из городских кинотеатров, шедевров советской архитектуры 20-30 годов, делали ночные клубы (читай бордели) например кинотеатры "Москва", "Прогресс" - и казино. Из нескончаемой плеяды отечественных режиссёров осталось помимо С.М. Эзенштейна, ещё три великих фигуры - Андрей Тарковский, Алексей Герман и Кира Муратова. Куда определить Сокурова, понять было сложно. Видео рынок нашёл и полюбил своего потребителя. Мои последние VHS - "Падение Берлина", "Иван Грозный" и фильмы Такеши Китано, дальше начиналось время DVD.


Рецензии
Выверенно чуть иронично уловлен Zeitgeist восьмидесятых, убедительно описано и перечисленно все что мотивировало нас в те годы. То ли мы инфантильны с нашими варенками и групповым просмотром Рэмбо впятером за пять рублей с рыла. И нравилось. А о том что есть электроные фотоаппараты не очень верилось. но все вошло в нашу жизнь плавно и неумолимо. И каждвй в метро держит перед собой "кинето" это по гречески. И два маного глупостей и системных обманов именно сейчас.Но жить надо, значит будем. Спасибо автор, за пержитый вайб юности той поры...)

Сергей Белорусов   29.04.2025 00:25     Заявить о нарушении
Сергей. спасибо что прочли. Разумеется, кто тогда смотрел "Рембо" - знает о чём пытался написать. И всё вдруг обесценилось...

Дмитрий Попарев   29.04.2025 22:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.