Хоть Россия и крепка Умом Задним...

Уж больше века
Россияне
Наблюдают с завистью
За бурным
Развитием
В заморских
Чёрно-белых США
Науки, культуры,
Техники ли,
Электромобилестроения
И телевидения,
Не понимя того,
Насколько
Россия
"Виновата"
В происхождении
Такого феномена. -

Мостостроитель
Степан ТИМОШЕНКО,
Физик-теоретик
Георгий ГАМОВ,
Изобретатель
Сикорский, -
Отец
Вертолётостроения,
В жизнь воплотивший
Первым
Эскизы
Леонардо да Винчи,
Набоков и Рэнд,
Баланчин
и Барышников,
Создатели
И Гугла и Фэйсбука , -
Все они
Выходцы
Из матушки-России,
Отторгнувшей их
И столкнувшей
В волны океана
Эмигрантской жизни
В чужой стране,
Обрекая
На врастание
В чуждый россиянину
Менталитет.
А в жёстких условиях
Талант
Вынужден
Оттачиваться.

Одним из
Гениев блистательных
Этой плеяды
Изгнанников
Был композитор
Джордж Гершвин,
Создатель
Первых джазовых
Двух опер, -
"Американец в Париже"
И "Порги и Бесс".

Не вытолкни*
Антисемитская
Самодержавная Россия
Волною черносотенных
Погромов, -
(С ведома
 Царя-антисемита
Александра Третьего), -
Родителей его
В далёкую
Заокеанскую Америку, -
Остался бы наш мир
Без этих опер,
Джазовых концертов
Джорджа Гершвина, -
(Которому Король Английский
 Георг У-ый
 После концерта
 В Лондоне
 Свой подарил портрет
 С короткой надписью -
 "От Джорджа - Джорджу"), -
И без 300 его,
Написанных для джаза,
Песен,
Которые сегодня
Попрежнему звeчат
Повсюду на Земле.



*- См. нижеприведенное Приложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Юлия Королько.   

           Джордж ГЕРШВИН -  РЫЦАРЬ, КОТОРЫЙ ВВЁЛ Леди ДЖАЗ
           КАК УВАЖАЕМУЮ ГОСТЬЮ В ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
                МИРОВОГО СООБЩЕСТВА.
               
   
               
                «Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты
                вокруг тарелки с горячим супом, ожидая пока он остынет,
                чтобы насладиться им, не опасаясь обжечь языки, поскольку
                они привыкли к тепловатой, дистиллированной жидкости,
                приготовленной поварами классической школы.

                Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла
                танцующей походкой через весь мир, вплоть до эскимосов на
                Севере и полинезийцев на Южных островах.

                Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как
                уважаемую гостью в высшее музыкальное общество.

                Джордж Гершвин совершил это чудо. Он смело одел эту
                крайне независимую и современную Леди в классические одежды
                концерта и до сих пор многие поколения музыкантов и
                слушателей наслаждаются музыкой великого композитора Джорджа
                Гершвина»
                (Дирижер Уолтер Дамрош).
               

        Легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане и его родителями называют темнокожих музыкантов.

        Но если вы полистаете американский музыкальный справочник, то убедитесь в  том, что не только они стояли у его колыбели: добрая половина звезд раннего джаза были выходцами из черты оседлости Российской империи или же их потомками.

        В конце 19 века по России прокатилась волна погромов, и около 2-х миллионов евреев покинуло неприветливую Родину отцов и праотцев.

        Куда только не заносила эмигрантов их горестная судьба: в Канаду, Южную Африку, Палестину, но большинство все-таки мечтало оказаться в Америке.

        Так попали в Новый Свет будущие родители  Якоба Гершовича, которого весь мир теперь знает как Джорджа Гершвина.

        Он появился на свет 26 сентября 1898 года в Бруклине у четы Моисея и Розы Гершовичей.

        Моисей был добрым и спокойным человеком.
        Мягкий как воск, он бесконечно любил красавицу жену и хотел лишь одного, чтобы она была довольна и счастлива, а семья не знала  нужды.

        Он перепробовал множество профессий, но был непрактичным мечтателем, шолом-алейхемским человеком воздуха, и деньги у него текли сквозь пальцы как вода.

        Полновластной главой семьи была мать, она твердой рукой вела семью сквозь все трудности и бури нелегкой жизни.

        Жили не богато, но и не бедствовали.
        В доме было даже фортепьяно.

        Его купили  не шумному и подвижному Джорджу, проводившему все свободное время на улице, а тихому и послушному старшему брату Айре.

        Джордж заинтересовался музыкой, услышав игру на школьном концерте еврейского вундеркинда Макса Розенцвейга. Его игра потрясла мальчика, и он сам страстно захотел заниматься музыкой.

        Судьба свела Джорджа с талантливым учителем Чарльзом Хамбитцером, моментально оценившим его редкостный талант. -«Мальчик – гениален никаких сомнений; он сходит с ума от музыки и не может дождаться следующего урока. Время не существует для него, когда он играет».

        Музыка Америки всегда была огромным плавильным котлом, в который все живущие на новой родине добавляли свои мелодии.   

        Воздух ее улиц был наполнен музыкой марширующих духовых оркестров, креольскими мелодиями, клезмерскимимотивами, ариями итальянских опер и негритянским церковным пением.

       «Я слушал не только ушами, я слушал нервами, умом и сердцем, слушал с таким увлечением, что буквально пропитывался музыкой.
        Я шел домой, но музыка звучала в моем воображении.
        Я садился за фортепиано и повторял услышанное», – описывал свои чувства Джордж. И  в 15 лет он бросив школу,  решил связать свою жизнь с музыкой.

        Карьера Гершвина началась на знаменитой музыкальной 28-й улице Нью-Йорка, прозванной Тин-Пэн Элли, что в переводе значит «Аллея луженой посуды».
   
        Тин-Пэн Элли была буквально нафарширована нотными издательствами и магазинами. Звуки инструментов неслись из всех окон, создавая немыслимую какофонию. Кто-то сравнил эти звуки с огромной кухней, где хозяйки все время гремят сковородками и жестяными кастрюлями. Название быстро прижилось и словечко «Тин-Пэн-Элли» вошло в обиход как символ американской песенной «кухни».

        В один прекрасный день пятнадцатилетний Джордж, сел играть на рояле перед менеджером музыкального издательства «Ремик и К» и был принят на должность плаггера.

        Плаггер - это пианист, который торгует песнями.
        Он   наигрывает их на пианино для покупателей, подбирает репертуар исполнителям, и создает успех «своим»песням, насвистывая и напевая их во всех людных местах города.

        Эта должность была весьма скромной, но никто из педагогов не смог бы научить Джорджа тому, чему он учился сам, торгуя песнями: он научился понимать как на кухне Тин-Пэн-Элли «варится успех».

        Талантливый, красивый, всегда улыбающийся, энергичный и остроумный, Джордж скоро стал заметной фигурой на Аллее луженой посуды.

        Скоро ему самому захотелось сочинять шедевры.

        Летом 1916-го года популярная молодая звезда София Гукер впервые исполнила на Бродвее песенку 18 летнего композитора «Я становлюсь девушкой».

        Гершвин описывал это события со свойственным ему юмором: «Всю ночь я не смыкал глаз. Я мысленно спел «Я становлюсь девушкой» двести раз, каждый раз находя в ней все новые перлы. Устал я смертельно.
        Под утро я возненавидел эту мерзкую песенку, убежденный в ее кромешной бездарности».

        Настоящая слава в Джорджу Гершвину пришла, когда популярный еврейский певец Эл. Джолсон спел его песню "Swanee". Вся Америка точно помешалась на ней.
       За год было продано более двух миллионов пластинок и свыше миллиона экземпляров нот.

       Так началась его музыкальная карьера.

       Джордж Гершвин написал около 300 песен и постоянным соавтором стал его старший брат Айра.

       Едва ли можно найти столь не похожих друг на друга людей как братья Гершвины. -

       Джордж - заводной, шумный, общительный и нервный, он весь движение,  всегда окружен друзьями, всегда в центре событий.
       Айра - уравновешен и спокоен.
       Блаженно растянувшись на диване, не спеша, выкуривая одну сигару за другой, он мог не выходить из дома по нескольку дней, наслаждаясь покоем и тишиной. О его медлительности ходили анекдоты: «Сегодня мне предстоит поменять ленту в пишущей машинке, жаловался Айра брату, а это считай, что весь день пропал».

       Джордж был общепризнанным светским львом и покорителем женских сердец.
       Его романы с первыми красавицами Америки заполняли колонки светской хроники.
       Айра же в отношениях с женщинами просто поражал своей наивностью.

       Его счастливый, долгий и единственный брак не состоялся бы никогда, если бы девушка, в которую он был молчаливо влюблен много лет, не выдержала и сама, наконец, не предложила ему руку и сердце.

       Джордж – идеалист, витающий в облаках, он жил с сознанием своей высокой миссии художника, был одержим музыкой и мог работать где угодно, когда угодно и сколько угодно.

       Айра, в отличие от брата, обладал холодным, расчетливым  умом и был реалистом, твердо стоящим обеими ногами на земле.

       В одном, пожалуй, Джордж и Айра были схожи – и тот и другой стремились достичь в своем деле настоящего мастерства.
 
       Годы «восхождения» молодого композитора совпали с окончанием первой мировой войны и началом джазовой экспансии, и Гершвин был одним из первых композиторов, кто по-настоящему понял его возможности.   
 
       Двадцатые годы в Америке называют «веком джаза». Чикаго и Нью-Йорк стали  великими столицами новой музыки.

       Пластинки солистов Луи Армстронга, ДюкаЭллингтона, Пола Уайтмана расходились миллионными тиражами, а в клубах и танцзалах, где они играли, яблоку негде было упасть. Радио принесло джаз в каждый дом и, естественно, это не могло пройти мимо Джорджа Гершвина.

       В 1924 году Америка отмечала 100–летний юбилей Авраама Линкольна и  Полю Уайтмену, руководителю одного из самых больших белых оркестров, предложили выступить на концерте, посвященном этой дате. Уайтмену хотелось сыграть что-то новое, не звучавшее на эстраде.

       Он попросил Гершвина написать музыку специально для этого выступления. Джордж согласился и мгновенно забыл об этом. Каково же было его удивление, когда за месяц до концерта он прочел в «Нью-Йорк таймс», что знаменитый композитор Джордж Гершвин пишет для Пола Уайтмена новое произведение, которое обещает быть шедевром.

       Гершвин схватился за голову, однако нужно было срочно что-то делать.

       Вначале он хотел ограничиться простым коротеньким блюзом, но,
вспоминает Джордж Гершвин,«внезапно мне пришла в голову идея. Так много все болтали об ограниченности джаза, что  я решил разбить одним ударом эту ошибочную концепцию. Вдохновленный этой целью, я принялся писать с непривычной скоростью. У меня не было ни плана, ни структуры. Я слышал рапсодию как музыкальный калейдоскоп Америки – наш кипящий котел, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суету».

       С 7 января по 4 февраля 1924 года гостеприимная, шумная, всегда полная друзей,  квартира Гершвина закрыла двери для всех посетителей.
       Всюду – на рояле, на столе и на полу были разбросаны нотные листы.

       Братья работали так: Гершвин писал клавир рапсодии для двух фортепиано, оставляя пустые строчки для импровизаций пианиста.

       Как только лист заполнялся, его брал аранжировщик и оркестровал музыку для джазового состава. Затем ноты поступали к Полю Уайтмэну, и он начинал репетицию с оркестром.

       Свое детище Гершвин назвал «Рапсодия в стиле блюз». Слово Blue по- английски, означает не только синий или голубой, но и - хандра, печаль и блюз. Так что получается нечто вроде «Рапсодия в грусти», «Голубая Рапсодия» или «Рапсодия в стиле блюз». Премьера состоялась 12 февраля 1924 года, и эта дата  стала поворотной в жизни и музыкальной карьере Джорджа Гершвина.

      «Те, кто хоть раз слышал Гершвина в «Рапсодии в стиле блюз», тот никогда этого не забудет. -
      Разлетавшийся по залу блеск, виртуозность и точность ритма в его игре были невероятны.Он «заводил» оркестр и публику, буквально «сдвигая их с места» и это просто «наэлектризовывало воздух»,писали об этом концерте его современники.

      Гершвин проснулся знаменитым, и его слава вскоре достигла Европы.

     «Рапсодию» играют в Париже, в Лондоне, где Гершвина ждал настоящий триумф.
      Высокий, красивый, обладавший безупречными манерами, остроумный Джордж был нарасхват. В его честь дают обеды и приемы, а будущий король Британии Георг V дарит ему свой портрет с надписью «Джорджу от Джорджа».

     Вместе со славой пришел и достаток. В 1925 году Айра и Джордж покупают пятиэтажный дом на 103-й улице Нью-Йорка, куда и перебирается все многочисленное семейство Гершвиных.

     В 1928 году  Гершвин вновь гастролирует по Европе. -
     Лондон, Вена и, наконец,  Париж. Этот город в те годы был магнитом для разноплеменной богемы, слетавшейся туда со всего света.   
     Но не только феерический расцвет искусства в 20-е годы привлекал американцев. Европа за время войны обнищала, и на полновесные доллары можно было там жить припеваючи.

     Из Парижа Гершвин привозит замысел «Американца в Париже». Премьера, которого состоялась 13 декабря 1928 года в Нью-Йорке, и вскоре «Американец» вошел в постоянный репертуар многих джазовых и классических оркестров мира.

     В 1933 году тридцатилетний Джордж Гершвин на вершине славы, у него солидный годовой доход, его имя гремит по обе стороны океана, им написано множество популярных песен и поставленных на Бродвее мюзиклов.

     Джордж перебирается из общего семейного дома в новую двухэтажную квартиру, состоящую из четырнадцати жилых комнат, гимнастического зала, зала для  приемов и английского сада.

     Квартира была элегантной и респектабельной, интерьер  и мебель проектировались по эскизам лучших американских декораторов. У композитора еженедельно собирался кружок близких ему друзей, время и день могли меняться, но содержание никогда – главными действующими лицами этих встреч были только он и его музыка, и не было на свете более счастливого человека, чем Джордж Гершвин, садящийся за рояль.

     Следующий 1934 был для Гершвина годом невероятной активности.
     Он начался с турне по Америке, в котором за 29 дней было дано 28 концертов.
     Джорджа Гершвина приглашают на радио, и теперь каждый понедельник и пятницу блистательный ведущий выходит в эфир.

     Джордж загружен по уши и просто не понятно, как среди этой массы дел он находит время и силы для работы над своим самым знаменитым и значительным произведением – оперой «Порги и Бесс».

     Началось эта история в середине 20-х, когда Гершвин прочел книгу Хэйворда «Порги и Бэсс».

     Колоритный быт чернокожего населения американского юга, история любви калеки Порги и красавицы Бесс, нежность и страсть, предательство и верность, любовь и измена. О таком сюжете для оперы, можно было только мечтать. Прошло много лет, и Гершвин вернулся к идее написать оперу по понравившейся книге.

     В июне 1934 года Джордж Гершвин вместе с кузеном Гарри Боткиным, отправились для сбора материала на остров Фолли-Айленд.

     В  рыбацкой деревушке друзья жили  настоящими дикарями.
     В маленьком деревянном домике были две железные кровати, таз для умывания и старенькое пианино.
     Гершвин забыл о своих щегольских привычках, ходил полуголый в шортах и сандалиях,  отрастил бороду, был весел и счастлив.
     Собирая музыкальный материал для оперы, он облазил весь остров вдоль и поперек, пропадая на плантациях, в местных  церквях и лавках. В конце лета Джордж и Гарри возвращаются в Нью-Йорк.

     Полтора года продолжалась работа над «Порги» и все это время Гершвин жил с уверенностью, что опера будет лучшей его работой. На последней странице рукописи значится дата: 23 августа 1935 года.

    «Метрополитен-опера» предложила контракт на постановку оперы, но Гершвин отказался – темнокожие певцы не допускались на эту сцену, а композитор не мыслил себе других исполнителей.

     Оперу поставили в Бостоне.
     Премьера состоялась 30 ноября 1935 года. Публика приняла оперу с огромным энтузиазмом.

     Газеты после премьеры писали, что никогда прежде американская музыка не сверкала таким разнообразием народных интонаций. -
     Блюзы, спиричуэлс, духовные гимны,  элементы джаза и классика сливались в одну упоительную музыкальную ткань.

     Вслед за Бостоном  опера была поставлена в Нью-Йорке, Филадельфии, Питтсбурге, Чикаго, Детройте и в Вашингтоне.
   
     Но вскоре переутомление дало себя знать.

     Гершвина начали мучить головные боли и бессонница, он стал раздражительным и вспыльчивым.

     Врачи отправляют его отдохнуть в Мексику, но непонятная болезнь продолжало подтачивать его здоровье, ему становилось все хуже и хуже, и однажды он потерял сознание на одном из концертов.

     Джорджа помещают в клинику.   
     8 июля врачи убедились в том, что перед ними тяжелый случай рака мозга.
   
     Предстояла серьезная операция.
     Знаменитый нейрохирург Денди был в отпуске.
     По распоряжению правительства США два эсминца разыскали в океане его яхту и доставили профессора в клинику, где находился Гершвин.

     Операция не внесла изменений в положение больного.

     11 июля 1937 года Джордж Гершвин в возрасте 38 лет скончался.

                «Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты
                вокруг тарелки с горячим супом, ожидая пока он остынет,
                чтобы насладиться им, не опасаясь обжечь языки,
                поскольку они привыкли к тепловатой, дистиллированной
                жидкости, приготовленной поварами классической школы.

                Леди Джаз, украшенная интригующими ритмами, шла
                танцующей походкой через весь мир, вплоть до эскимосов на
                Севере и полинезийцев на Южных островах.

                Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее
                как уважаемую гостью в высшее музыкальное общество.

                Джордж Гершвин совершил это чудо. Он смело одел эту
                крайне независимую и современную Леди в классические одежды
                концерта и до сих пор многие поколения музыкантов и
                наслаждаются музыкой великого композитора Джорджа Гершвина»

                (Дирижер Уолтер Дамрош).



                12 августа 2020-го года.


Рецензии