Жизнь покажет. Рассказ

1.  Взятка.
   Как в народе, так и официально, взяточничество считается большим пороком.
   Отставной военный, Антон, работая охранником в областной больнице, тоже придерживался официального мнения. Он никогда и никому не давал взяток и был противником этого явления.
   Когда устраивался на работу, будущий напарник, Максим, предупреждал, что в здравоохранении это явление живёт и процветает.

   Это меня не коснётся,- уверенно заявил Антон.
   Жизнь покажет, - ответил ему напарник.- Люди рады оплатить даже бесплатную услугу, только бы облегчить участь родного человека: раньше сделать операцию, раньше установить диагноз, выписать необходимые лекарства. Провести на транспорте больного до порога приёмного покоя тоже стоит денег.

   - Как можно брать деньги с больных и бедных людей?
   - Жизнь покажет!
   - Скажи, пожалуйста, Максим, операция дорого стоит?
   - У каждой операции свой тариф.
   - И это официальный тариф?
   - Есть официальный, а есть - неофициальный.
   - А почему так?-возмущался Антон.
   - Потому что существует очередь. А кто-то желает эту очередь обойти.
   - Но есть какая-то честь, достоинство. Раньше пришёл - ближе очередь.
   - А есть люди, как совестливые, так и бессовестные. Бессовестные или сами прут паровозом вне очереди, либо своих туда пропихивают.
   - А, куда смотрят врачи? Как Клятва Гиппократа?
   - Врачи тоже есть двух порядков: совестные и без этого качества. Но зато с повышенной любовью к деньгам. Они сначала находили людей богатых, которые готовы были оплатить услуги и не по тарифам, а сколько закажут.
    
   Со временем ситуация получила развитие и не только богатые стали платить, а обязали всех искать деньги, брать кредиты и оплачивать. Если на первых стадиях врачи давали гарантии, то позже ни о каких гарантиях речи не могло быть. Деньги из больных выкачивали внаглую.

   - Выходит, врачи берут взятки?
   - Ответ ты получишь, когда узнаешь, сколько у каждого врача машин и каких.
   - Грустно об этом узнать.
   - Они и тебя постепенно вовлекут в свои махинации.
   - Меня вовлекут?.. Я не вовлекаемый.
   - Жизнь покажет...

                2.  Первое дежурство.

   Напарник многое рассказал об обязанностях, проблемах и о специфике работы. Многое, но не всё. Всё охватить за один час общения не возможно. Но Антон не новичок в профессии. Как-никак, но поработал почти год в двух отраслях: 8 месяцев - в медицинских, 3 месяца - в экономической. Не забыл напарник поведать о коррупции. от которого не совсем смешно, а больше - грустно.
 
   В первый же день дежурства несколько раз предложили услугу за услуги.
   В отдельно стоящем корпусе проводилась реконструкция. Работало несколько бригад. Организация хранения строительных материалов, инструментов и личных вещей работников организована отвратительно или не организована никак. Молодые узбеки-штукатуры попытался наладить доверительные отношения с охранной чтоб уберечь свои материалы:
   - Батя, пропусти, пожалуйста машину с инструментами на стройку. Оставлять их без присмотра невозможно - своруют. Помоги нам, пожалуйста!
   - Я не против, но вам нужно решать это со своими прорабами. Пусть они пишут заявку и подписуют у заместителя глав.врача на допуск транспорта на территорию.
   - Прорабы не могут подписать пропуск на проезд транспорта.
   - Тогда, как я могу вам помочь, если прорабы не заинтересованы?
   - Батя, но можно же решить?
   - Можно, но я не буду работать за твоих "боссов".
   - Я готов тебе, батя, помочь с любыми фруктами, которые ты скажешь, только сделай так, чтоб наша машина стояла на "стройке".
   - Я не всесильный и ничем не могу помочь.
   - Очень жаль, батя...
   Мне ничего не стоило бы дописать в утверждённый раннее список ещё один-два автомобиля. "И, пользуйся тогда благом - ешь фрукты, овощи. Но это будет классифицироваться, как использование служебного положения в свою пользу..."

   И второй случай не надолго задержался...
   Миловидная женщина из области привезла на личном автомобиле в областную больницу свою тётушку. А на территорию больницы автомобиль не принимают. Она пришла к охраннику:
   - Присмотрите, пожалуйста, за моим Аурисом, а то я боюсь, что злые люди воспользуются тем, что он остался за воротами. Здесь легко догадаться, что авто остался бесхозным, а хозяин его занят своим здоровьем. Соглашайтесь,  я вам заплачу. Правда много не могу, но по-божески.

    Я не могу с вами заключить такую сделку, потому что я дежурю по двое суток подряд и на вторые сутки дополнительное дежурство для меня окажется обременительным, не выдержу, усну. Единственное, что я могу пообещать, если проснусь и увижу, что вам наносится посторонними лицами ущерб, вызвать милицию. Устраивает вас такой вид охраны?
   - Да, устраивает, хоть так, а то я боюсь за своего "красавчика".
   - Но одно условие, обязательно.
   - Какое?
   - Никаких денег я с вас не беру. Я не взяточник!
   - Хорошо, я вынуждена согласиться. У меня нет выхода, а за машину я очень сильно опасаюсь и тётку жалею, не могу её бросить.
   - Тогда, договорились.
   - Спасибо вам...
   На следующий день женщина вернулась из города, куда ездила за покупками для тётушки. Для Антона и его семьи женщина принесла гостинцы в виде разных сладостей.
   - Надеюсь, вы не откажетесь от сладких покупок для жены, детей и внуков. Это не деньги, которыми вы боитесь очернить свою репутацию честного отставника. Примите, пожалуйста, я очень вас прошу.
   - Ну, почему вы не можете обойтись без подарков?
   - Согласитесь, что вот эти конфеты или шоколад являются просто сладостями и просто моим презентом, но никак не средством коррупционного воздействия. Не обижайтесь, пожалуйста, на меня.
   - Антону пришлось принять всё это, как сладости, чтоб не обижать милую и добрую женщину, попавшую в сложную ситуацию, связанную со здоровьем родственницы.
А читатель пусть додумает сам, правильно Антон сделал, что принял сладости, как сладкий презент.

                3.  Второе или следующее дежурство.

   Это дежурство столкнуло Антона с классическим взяточником, который прекрасно знает, как себя вести, как разговаривать и, как ошарашить клиента. "Взяточник" без стеснений властно и нагло заявил:
   
   - Мне нужно возить ежедневно родственницу на приём к врачу, на процедуры и т.д. и я буду её возить, а вы будете пропускать, когда мне это будет нужно.

   - Я не намерен бегать за должностными лицами, которые выдают эти разрешения и я им могу всё это сказать в лицо. Вы все здесь взяточники, в т.ч. и ваша охрана.
          
   "Взяточник" - толстый, краснолицый мужик, с выпирающим пузом далеко вперёд и с выпуклым широкоформатным седалищем далеко назад, выкатился из из двери своего обширного авто, которое он подогнал под самый шлагбаум. Это бесформенное тело больше похожее на дородное бабушкино, чем на крепкое мужское направилось к открытому окну КПП, которое входило в единый комплекс пропускного контроля. Он ещё не всё высказал на расстоянии и приближался чтоб договорить накоротке. И только на последнем метре его пути, Антон понял об истинном намерении этого "мяса". Ещё за пару коротких шагов до открытого окна левая рука мужчины выдвинулась вперёд, что-то скрывая в  зажатом кулачке. Антон почти успел понять или угадать содержимое кулака и тщательно до времени скрывавшееся, а вслух он уже протестовал:
   - Что это вы задумали? Не нужны мне ваши грязные деньги. Я не покупаюсь, я отставной военный и у меня, в отличии от вас имеется чувство достоинства. Не выйдет по вашему ни-ког-да!

   Краснолицый сморщил своё лицо в отвратительную гримасу:
   - Возьмите сто рублей и пропускайте меня, когда надо...
   - Не нужны мне ваши деньги! Убирайтесь! - рука всё же проскользнула в оконную щель, не успевшего закрыться окна, а Антон силился вытолкать её наружу.

   - Вы пользуетесь общими правами, общей очередью и не нужно злоупотреблять привилегиями, которых у вас нет и не может быть. Не помогут вам ваши банкноты, потому что я их у вас не возьму и ни один честный человек не возьмёт.

   - Вы уже взяли!
   - Нет!- Антон осмотрелся. В вагончике под окном валялась ненавистная ему банкнота достоинством в сто рублей, опущенная, по всей вероятности,"краснолицым".
Антон дождался, когда "взяточник" вернулся к своему автомобилю, уселся и поднял
на Антона торжествующе глаза победы. И в ту же секунду охранник ловко подхватил сторублёвку и вышвырнул её за пределы вагончика. Банкнота упала в метре от окна и не шевелилась. Погода благосклонно показывала взяточнику, что деньги не приняты, даже ветер их не смел шевелить. Антон многозначительно указывал высунутой в окно рукой на банкноту.
   - Вот, где твоя взятка, вот! Забирай свою гадость! Ты хотел её мне всучить, но не со всеми это тебе удастся, понятно? И без пропуска сюда больше не подъезжай!
   - Я всем раздам по банкноте, но в очереди не буду стоять и пропуск, хотя бы временный, но я получу. Пускай в очереди стоят другие.

   - Я тебе не открою! У тебя нет права проезда! Убирай машину с проезда!
   Время и случай подыграли "взяточнику". Вплотную под его буфер подъехал служебный автомобиль нач.медслужбы, а через несколько минут - ещё 5-6 автомобилей врачей. Целая колонна оказалась в зависимости от амбициозного человека. Службе контроля пришлось пропускать вместе с врачами нарушителя пропускного режима только ради больных людей, ожидающих у кабинетов и в палатах,а кто-то, возможно, даже, у операционного стола. Кому-то дорога каждая минута, ради которых стоит игнорировать бессовестными деяниями этого индивидуума.
   - Мне приходится поднять шлагбаум. А ты, "хитро изобретённый" , забирай свою банкноту!
   - Нет, не буду. Открывай шлагбаум!
   - А ты, всё-таки, подними свои деньги или потом  лови их на ветру!
   - Теперь уже ты лови, - произнёс водитель, наблюдая, как ветер поигрывает с новенькой банкнотой свою игру.
   - Она пропадёт, если ты не возьмёшь.
   - Сам подымай, она мне не нужна!
   - Откуда вы такие берётесь? Все берут, а этот - умник. Ему денег не надо?
   Твой предшественник брал постоянно.
   - Я не взяточник! И ты забудь сюда дорогу. Даже не подъезжай. Запущу только на общих основаниях, понял?
   - Ещё посмотрим. Ты не всё сам решаешь?не обидится и погонит вместе с опавшими листьями куда ему будет угодно.
   Машины, стоящие в колонне, нервно посигналили.
   - Да, конечно, конечно... Больные ждут...- поднимая шлагбаум, ворчал возбуждённый Антон. "Взяточник" включил передачу, Антон смотрел в его лицо.
   - А банкноты-то жалко, не правда ли? Считай, что дал взятку ветру. Вот и спрашивай с него, что ты там хочешь добиться?
...А жизнь покажет, кто прав, кто виноват... и честных людей намного больше!
   г.Тула  15.08.2020г.




 


Рецензии