Ястребиный клик в Стране Поэзии

Анатолий Григорьевич Белов
Ястребиный клик в Стране Поэзии

Мир поэзии богат и многогранен. В нём отражаются высокие чувства и мысли, желания и сомнения, героика и обычный быт, надежда и любовь, ненависть и восхищение, и многие другие грани жизни. Чем талантливее автор, тем эффектнее и глубже, ярче и вдохновеннее, разумнее и интереснее возникают перед читателем поэтические конструкции, в которых необходимо соблюдать все технические законы и правила стихописания, способствующие достижению истинных творческих рубежей.

К сожалению, в последнее время среди работающих в жанре поэзии отмечается мощный наплыв графомании и неуважительного отношения к основам стихосложения. Поэтому, когда знакомишься с поэтическими сборниками, в массе появляющихся на свет, остаётся радоваться каждому живому слову, свежей рифме, точному и не штампованному образу… Появление новой книжечки стихов может стать истинным подарком для любителей поэзии, а может лишь глубоко разочаровать, что чаще и бывает. В данной статье, мне хотелось поговорить о стихах петербургского поэта Анатолия Белова, выпустившего в Свет сборник «Ястребиный клик…».

Приятно, что стихи автора относятся к тем редким исключениям, которые радуют. Основное достоинство стихов Белова в их искренности и естественности. Образы точны, потому что прочувствованы жизнью, пережиты нелёгкими днями судьбы. Герои книги правдоподобны, а сюжеты – близки большинству жителей нашей Родины. В произведениях поэта легко улавливается авторский стиль, чувствуется умелость человека, не боящегося, а любящего своё дело, и относящегося к нему творчески, с выдумкой и уважением к каждой строке написанного. Не буду голословным и для более полного понимания стиля и образа мышления поэта приведу ряд фрагментов из его произведений.

Большинство стихов Анатолия Белова посвящены природе, деревне, местам, где прошло его детство:

Я родился весенним утром
в селигерском краю рыбачьем.
Не поверив старухам мудрым,
я поверил мечтам ребячьим.
И, привыкший к просторам синим,
птичьим крикам и рыбьим всплескам,
круглолицым крестьянским сыном
я живу на проспекте Невском…

Скорее всего, именно поэтому у него в творчестве появляются столь точные образы, отражающие истинную суть жизни в сельской местности, где проживает его душа, которая никуда из деревни и не уезжала:

Застучали перепела что есть мочи…
Покачнулась и поплыла птица ночи,
окольцованная луной, - жуть и жалость! –
на мгновение надо мной задержалась:
мол, завязнувший в мелочах и запретах,
много ль знаешь ты о ночах, о рассветах?

Он горожанин, но только там ему хорошо, где шелестят листья и поют птицы, где плещется озёрная вода, и журчат лесные ручьи:

Стану ворону и стрижу другом дошлым.
И над будущим покружу и над прошлым…

Чувствуется стремление поэта к чему-то новому, он ищет свежие ощущения, присущие только творцу и созидателю удивительного:

И, словно псы лохматые, дороги
склубились в ожидание меня…

Следует отметить удачную работу поэта в создание пейзажа, в котором естественно переплетаются все грани природы и человеческого присутствия:

Гроза прошла. И перед взорами
косцов, вернувшихся на луг,
над потемневшими озёрами
остановилась туча вдруг…
А Мать моя небогомольная,
Перекрестившись невзначай,
уже настоянной на молниях,
воды начерпала на чай.
И обретали силу доводы
дедов, учивших молодёжь,
что, если тучи ходят по воду,
то завтра снова будет дождь.
И я запомнил это надолго:
два синих озера и радуга,
как два ведра на коромысле,
у тучи на плече повисли…

Порою просто восхищает лиризм строчек автора, тонкое чутьё и глубокое понимание происходящего, свежесть интонации и точность деталей, несущих в себе все нити сюжета. Радуют частые авторские находки, выполненные не только чисто технически, но и с высокой духовностью:

По-осеннему сердце заныло.
И осталось пойти и узнать –
где, когда и кого осенило
осень осенью взять и назвать.

Внутренняя борьба поэта, в которой тяга к природе бьётся с чувством городской оседлости, является причиной появления на Свет многих прекрасных стихов:

Беги помедленней река,
родным черёмуховым краем…
Когда нам больше сорока,
мы постепенно понимаем:
что крепко держат города,
что время спору прекратиться,
что в край заречный никогда
нам на совсем не возвратиться.

Хотя, мне кажется, что данное противостояние ещё ни раз будет способствовать созданию автором замечательных поэтических произведений.
Было бы несправедливо, говоря о творчестве Анатолия Белова, ограничиться лишь представлением стихов о природе. Он успешно работает и в направлении любовной лирики, где находит свои эмоциональные краски и яркую неповторимость. Очень интересно и красочно автор показывает нам образ героя в сельской местности, может быть, не всегда образцовый и показательный, скорее даже чаще бесшабашный и вольноопределяющийся, но понятный нам и очень жизненный:

Пройду по самой острой грани,
судьбу, пытая и кляня:
там женщины из-за гераней,
как судьи, смотрят на меня…

Но есть женщина, которая глядела на поэта не как другие из-за гераней:
Годы – на перелом, но позади не раз
счастье своим крылом всё же коснулось нас.
Новых разлук запас выберу до конца…
Только бы не погас свет твоего лица.

Конечно, поэты – необычный народ, и к ним не легко приспособиться, особенно в личной жизни, их жёнам:

Не я ль тебе и ты не мне ли
Опять твердим наперебой.
что до сих пор не поумнели
ни ты, ни я, ни мы с тобой,
что, несмотря на откровенность,
под тихой вывеской – семья –
царит моя обыкновенность
и исключительность твоя…

В этих строчках есть доля юмора, но в большей мере, чистая правда и, несомненно, поэтическая оценка жизни на селе. А уж, что касается поэзии, то автор строчек, конечно, на высоте. Вот очередной фрагмент из любовной лирики:

Неужто не в последний раз
опять со мной такое было? –
ты призадумалась на час,
а показалось – разлюбила…

Несмотря на то, что Белов больше пишет о природе, но, почти каждое его стихотворение, можно отнести также и к философскому жанру. За кажущейся простотой видны истинные философские глубины, открывающие смысл жизни, основную линию судьбы, мечту и надежду, доброту и духовность.

О многом хотим мы помнить, а многое лучше бы забылось… Однако память в деталях постоянно остаётся с нами всегда. Данную истину поэт обыгрывает следующим образом:

Радости слиняли, словно ситец,
свянули картофельной ботвой…
Вы же каждым летом колоситесь -
неудобья памяти живой.

Не забывает поэт и о гражданственной тематике, о войне и героизме русского народа. Воспоминания мальчишки возникают сегодня в виде строчек человека, переосмыслившего прошлое и давшего ему свою оценку:

Вспять летит обочина шоссейная –
Редко здесь машины тормозят…
Зёрнами железными засеяна
эта роща много лет назад.
Здесь вода в траншеях ржавых копится.
Здесь птенцы проклюнутся не вдруг.
Здесь пройдёт грибник – и стрелка компаса
бешено замечется вокруг…

Казалось бы, в строчках нет прямой картины войны, но мы всё понимаем, так как автор умело использует образы прошлых баталий, несущие в себе горе и смерть. Однако, жизнь идёт, боль осталась позади… А по лесу бродят уже не солдаты, а грибники!

Особенно сильное впечатление на поэта произвела смерть матери. Стихи, посвящённые этой трагедии, скупы на слова, но полны растерянности и трагизма потери родного человека:

Будто в детстве домой позвала,
отогрела, умыться заставила,
накормила, а после свела
в тёмный лес, и под ёлкой оставила.
И ушла по тропинке прямой,
неизмеренной, мучаясь мукою,
зная, слыша, что ночью, зимой
я по лесу брожу и аукаю…

Перелистывая поэтический сборник Анатолия Белова, встречаешь стихи разных звучаний и размеров, мелодий и красок. Многогранна тематическая линия произведений, заключающих в себе мелкое и большое, грустное и весёлое, важное и второстепенное. Поэт мне особенно близок своим безграничным оптимизмом и природной смекалкой, не чуждыми, видимо, ему и в обычной жизни:

Заступим за железную ограду,
задумчиво замедливая шаг,
не хвастая, что всё идёт, как надо,
не жалуясь, что всё идёт не так…

Чувствуется, что автора особо привлекают разного рода контрасты, необычности, яркие краски и высокие чувства. Ему удаются и печальные, и радостные сюжеты, что присуще лишь настоящим профессионалам. Вот грустная грань жизни:

Воздух паутинами расшит.
Каждый звук не тягостен для слуха.
Травами сушёными шуршит
внуков пережившая старуха…

Поэтическая игра на контрастах усиливает сюжетную линию большинства произведений поэта, повышая их эмоциональное и духовное состояние:

Шли в города плясуны и насмешники…
Вышли назад молчуны-ведуны.

В лирических стихах автор умело использует весь спектр поэтических художественных средств и все грани человеческих чувств:

Ветками сплетались наши руки.
Радуясь безветрию в судьбе,
были мы уверены друг в друге –
двое, неуверенных в себе…
К звёздам улетали наши взоры.
Будущее строя наугад,
мы не замечали на заборе
надпись: «Осторожно, листопад!

И ещё раз хочется подчеркнуть оптимистическую позицию поэта, который, сталкиваясь в жизни с определёнными трудностями и проблемами, всё же остаётся в своих стихах сильным и старается не загубить веру в лучшее будущее. Так о деревенском забвении он говорит:

Но этим жизнь не завершится.
Заглянешь в следующий век –
Цветёт болотная пушица
И срубы ставятся у рек!

Анатолий Белов работает в поэзии красиво, умело, применяя многообразие художественных средств и приёмов, он добивается самобытности своих поэтических картин, которые рассвечивает яркими тонами и глубинами мысли, что позволяет стихам стать истинно художественными произведениями. Приведу ряд примеров творчества поэта, где художественные средства особо подчёркивают силу образов и их глубину. Так, использование метафор, позволяет управлять лексической выразительностью, повышая образно-эмоциональный эффект, привносящий новые краски и чувства:

Покачнулась и поплыла птица ночи…

или

Счастье своим крылом всё же коснулось нас…

или

Огня ветровая грива металась туда-сюда…

и т.д.

Поэт умело использует и силу гипербол, повышающих эмоциональное воздействие строк:

На глазах у всего поднебесья я просёлком тебя проведу…

Читатель чувствует, как меняется смысл простого прохода по посёлку или прохода – на глазах у всего поднебесья…

Похожие картины наблюдаются в большинстве стихов Белова: «Кедры в полнеба…», «Дубы стоят, как монументы…», «Пилюль – на целую аптеку…» и т.д.

С помощью обратного приёма гиперболе – литоты автор активно занижает значимость образа или героя: «Как длинен день! Как целый век недолог…». В данном случае поэт намеренно укорачивает длину века.

При построении строки с повторением одинаковых или созвучных согласных или гласных звуков, возникает особая острота звукописи, что значительно повышает лёгкость запоминания строк:

Тропинками укрытыми рябинами, ракитами…

или

И садилась обессилев. И смеялись косари.
А со стога дед Василий…

или

Стыли скромные яства на монастырском столе.
Думалось: пастырь и паства…

В первом случае приём аллитерации соответствовал частым повторам в строках букв «Т» и «Р», а во втором и третьем – повторам буквы «С». В случае, когда повторение имеет место с гласными звуками (ассонанс), происходит повышение эмоционального настроя строки и насыщение её звукописью с открытыми звуками:

Молвилось слово благое, сеялось Божье зерно.
Горько, что раньше в другое мы открывали окно…

В приведённом примере отмечаем постоянное повторение звука «О», что добавляет звучность строчкам и делает их легко произносимыми, с естественным усилением акцента на каждое слово и повышением выразительности стихов.

Ещё долго можно приводить примеры необходимого применения художественных средств в стихах, на образцах поэзии Анатолия Белова, мастерски владеющего данными приёмами, для усиления какого-то поэтического момента, образа, детали или углубления идеи строки, но каждая статья имеет свои пределы.

Закончить данный материал мне бы хотелось отрывком из стихотворения о Родине, каковых в книге талантливого автора в достатке:

Вселенских мельниц жернова тысячелетья размололи…
А Русь, по-прежнему, жива ростками памяти и боли!

Читая поэтический сборник, чувствуется, что автор поэзию уважает, работает без спешки, солидно, ищет лучшие варианты. Возможно, эти строки он написал о себе:

Душа пилигрима согрета надеждою утренней.
Непреодолима преграда рецензии внутренней!

Вероятно, именно поэтому его книга пестрит удивительными образами, отмечается свежим углом зрения на окружающую действительность. Анатолий Белов крепкий поэт, со своим стилем и голосом. Его любовь – край, где он родился и вырос. Его жизнь – поэзия добрая и честная, чуть сказочная, но и реальная, весёлая и печальная… Его стихи для добрых людей, способных услышать ястребиный клик и с открытой душой войти в Мир, где смогут прикоснуться к прекрасному, становясь чище и лучше, умнее и естественнее.

Игорь Деордиев


Рецензии