Алмаз Мандукья

Ощущение внешнего мира соответствует звуку а, первому звуку. Это включает в себя деятельность и достижение

Тот, кто пробуждается к этой деятельности в свободе, достигает успеха.

Ощущение внутреннего мира соответствует звуку у, второму звуку. Это включает в себя утверждение и объединение.

Тот, кто пробуждается к этому звуку, утверждает традицию знания и объединяет разнообразие в жизни. Все, что приходит к нему напоминает ему о брамане.

Состояние сна без сновидений соответствует звуку м, третьему звуку. Это включает в себя измерение и растворение. Тот, кто пробуждается к этому звуку, растворяется в мире, и понимает измерение всего сущего„

Одна только чистая душа, которая неделима, которую невозможно описать, есть высшее добро, единая без второй, соответствует полноте аум. И тот, кто пробуждается к полноте аум, становится этой душой.

Санскрит - это наиболее древний язык в мире, и именно поэтому он заключает в себя определенную красоту, определенную гибкость, определенную поэзию, которые исчезли в современных языках. Современные языки - научные. Они ближе к прозе, математике, логике. Современные языки настаивают на определенном смысле, и именно поэтому они не такие подвижные. Они превратились в твердые блоки с четкими границами.

Санскритские слова имеют множество значений. Каждое слово - это радуга, целый спектр смысла. Поэтому есть так много смысла, который включен в слова, на разных планах. Поэтому каждое санскритское слово может быть определено множеством способов, каждое слово многомерно.

Эта основная сутра, бидж мантра, состоит только из одного слова, пурна. Это слово пурна может быть переведено тремя способами. Первое значение - это совершенство, так обычно это слово переводится учеными, пандитами, профессорами. Но это самый простой смысл этого слова, самый грубый. И так происходит по простой причине, потому что совершенство не относится к существованию.

Существование может быть совершенным только в одном смысле. И это совершенство заключено в его несовершенстве. Если бы существование было действительно совершенным, не было бы возможности эволюции. Совершенство означало бы смерть, совершенную смерть. Но жизнь растет, не только извне, но также изнутри. Жизнь постоянно движется как река к океану, к горизонту, и кажется, что она все время приближается к нему ближе и ближе. Но расстояние все равно сохраняется, вы никогда полностью не достигаете.

Другими словами жизнь - это паломничество без цели. И в этом заключается его красота, в этом заключается жизнь. Если цель достигнута, смысл теряется, тогда существовать дальше смысла нет. Совершенство означает самоубийство. Поэтому смысл пурна как совершенства - это просто ученость. Такое значение дают те люди, которые не испытали существования. Они изучили писания, но не растворились в океане жизни, которые не испытали ее. Это детские объяснения.

Учитель первого класса вел своих учеников в поход зоопарк. Каждому ребенку дали возможность угадывать какие животные перед ними: лев, жираф, верблюд, медведь, слон. Эти животные были угаданы без ошибок.

Учитель сказал маленькой девочке: «Теперь твоя очередь». Он показал на оленя и спросил: «Как зовут это животное?»

Маленькая девочка немного сомневалась, и учитель попытался вдохновить ее, произнеся: «Думай, думай. Как твоя мать называла твоего отца дома?»

«Так вот как выглядят обезьяны!»

Это детский смысл, и это также опасно, потому что все совершенство ведет неврозам. Сторонники совершенства не здоровы, в них нет здравомыслия. Они вынуждены сходить с ума, потому что они постоянно пытаются быть совершенными. А жизнь всегда не совершенна. Они пытаются плыть против потока, они пытаются выступать против определенных законов природы, вселенских законов. Аис дханд сахантанино. Они не текут вместе с существованием, они не расслаблены. Они напряженно пытаются добиться чего-то. Это ловушка эго.

Поэтому те, кто объяснил так слово пурна, как совершенство, придают этому слову неправильное значение. Но санскрит позволяет это. Он настолько текуч, в нем столько поэзии, что вы можете играть с любым словом как хотите.

Второй смысл немного лучше, чем первый. Это тотальность. Пурна может также означать тотальный. Но этому смыслу также не хватает истинного смысла. Потому что концепция тотальности - это математическая концепция, а концепция совершенства эгоистична. Тотальность означает всеобщее целое. Но всеобщее целое может не иметь внутреннего органичного единства. Тотальному может не хватать души. Что-то должно все соединять, удерживать вместе.

Тотальное означает просто полную сумму всего, но этого не достаточно. Существование - это нечто большее, чем просто сумма. В этом заключена тайна жизни. Это единство - органическое. Поэтому мы не можем назвать его просто тотальным.

Третье значение - это целостность. И это значение наиболее приближено к реальности. Посредством языка невозможно приблизиться еще сильнее. Если вы хотите быть еще ближе, вам придется сделать это посредством тишины, язык вам не поможет в этом. Но слово целостность очень приблизительное. Именно поэтому мы переводим нашу биджа мантру, это семя, которое содержит в себе всю суть Упанишад, все видение Упанишад так:

Из целого выходит целое, и несмотря на то, что из целого исходит целое, целое от этого не уменьшается.

Мир - это органическое единство. Мы не части этого единства в механическом смысле, потому что в машине части можно заменить. Части машины не главное машине, они заменимы. Другая деталь может быть поставлена на место первой. Но мы не детали в этом смысле. Даже самая маленькая травинка независима, незаменима, все существование нуждается в ней. И это не случайно.

Поэтому часть - это не просто часть, но также и целое. Успенский, один из самых главных учеников Гурджиева, говорит о том, что в начальной математике, которую преподают в школах, колледжах и университетах, часть всегда меньше, чем целое. Очевидно часть не может быть равна целому, и часть определенно не может быть больше, чем целое. Часть означает меньше, чем целое. Как моя рука может быть равна мне, или больше меня? Это моя часть! И этого уже достаточно для того, чтобы утверждать, что она меньше, чем целое.

Но Успенский говорит о том, что есть еще высшая математика. Упанишады принадлежат к высшей математике. Тогда все начинает меняться, обычные правила больше не подходят. И не только это, они не адекватны, они становятся совершенно противоположными истине. В высшей математике часть может стать равной целому, в определенных случаях даже больше, чем целое.

Вы равны целому, каждая часть равна целому. Но когда часть становится буддой, она становится больше, чем целое. Это уже совершенно другой закон.

Эта вселенная целостная, из нее исходит целое, и, те не менее, она целое остается целым. Вы можете извлечь целое, но ничто не потеряется. Вы можете добавить целое, но ничего не прибавится.

Это выражает всю суть Мандукья Упанишад. Я называю Мандукья Упанишад высшей философией, философией высшего. Это не обычная философия, которую волнуют мирские вопросы. Она раскрывает тайны высшего. Поэтому вы должны быть очень бдительными перед тем, как перейти к этой сутре. Это последние сутры Мандукья Упанишад.

Пусть эта чистая душа и звук аум будут как единые

Под чистой душой понимается то, что в вашем сознании не осталось загрязнения. Ваше сознание не имеет грязи, оно не отражает ничего. Зеркало остается совершенно одно и нет никакого отражения. Нет мыслей, нет памяти, нет желаний, нет воображения, нет ожиданий. Нет никаких кругов на поверхности вашего сознания. Озеро сознания совершенно спокойное, оно покоится в себе. Это называется чистой душой, вас больше нет. Ваше эго полностью растворилось. Вы стали частью целого. Капля росы соскользнула в океан, она превратилась в океан.

Пусть эта чистая душа и звук аум будут как единые
Ошо

Алмаз Мандукья

[Тайное знание древних риши]


Упанишады – это философские тексты на санскрите, которые подытоживают учения отдельных глав четырёх Веди обычно встречаются в завершающих частях брахман и араньяк. Многие упанишады сохранились до наших дней, и на них написаны комментарии представителей различных школ веданты. Упанишады не следует воспринимать как однообразные книги – каждый текст связан с той Ведой, в которой он встречается, и поучения той или иной упанишады зачастую подаются в контексте соответствующего специфического ведического гимна или ритуала. В традициях веданты упанишады упоминаются как шрути-прастхана, или богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана (Абсолюта).


Рецензии