И всё-таки ко всем надо обращаться на ТЫ

(Не взирая на предрассудки, а борясь с ними)

Доброго времени суток, любезный читатель!

В сентябре 2019-ого года мой знакомый школьник, Александр Бобров, похвастался на сайте «Пикабу» тем, что добился права обращаться на «ты» к своей молодой учительнице Елизавете. Хотя, по-моему, этого «права» и добиваться не нужно – просто «тыкать», и всё, и никто тебе ничего не сделает при достаточной смелости с твоей стороны. Главное – не робеть.
Большинство обывателей практически сразу осудило смелого школьника, апеллируя к необходимости соблюдать «принятые в русской культуре» традиции, согласно которым к старшему по возрасту и должности надо обращаться на «Вы». Более всего меня возмутило, когда против мнения Боброва написали целую статью, представив её на нескольких Интернет-ресурсах.
Я – не школьник Бобров. Я – преподаватель в ВУЗе, кандидат социологических наук, Дмитрий Леонардович Арсеньев, и Бобров стал называть всех на «ты» исключительно по моим советам. Это моя позиция, и спорить надо со мной, а не с ним.
Я признаю, что рассуждения Александра несколько наивны и не до конца сформированы. Но он поддерживает меня, и я готов вступиться и сражаться за Правду до победного конца.
***
Разберём аргументы противников «тыканья» по порядку.

*) Статья против Боброва называется «Ученики хотят быть на «ты» с учителями».
- В заголовке – правда. Но не полная. Правильнее было бы сформулировать так: «Разумные люди хотят быть на «ты» со всеми».

 *) Большинство настаивает на том, что речевые традиции, сформировавшиеся в языке, настолько незыблемы, что их нарушение – полный ужас и крах всего сущего.
- Ложь. Речь – это инструмент, при помощи которого человек коммуницирует с окружающими так, как ему удобно. «Вы» - множественное число. «Ты» - единственное. Точка. Ты хотя бы элементарные правила математики и грамматики заучи.

*) Отказ от обращения на «Вы» - это разрушение морали и нравственности.
- Нет. Разрушение морали и нравственности – это курить и пьянствовать с десяти лет; это рожать в четырнадцать от неизвестного парня; это обманывать ближнего с целью заработка; это грабить в переходе старушку (и многое, многое другое). Общаться со всеми на равных (на «ты») – это значит – уважать себя и не позволять утверждаться над тобой надуманному авторитету, в каком бы статусе тот ни находился.

*) Обращение на «ты» - это хамство и невежество.
- Нет. Хамство – это когда ты спрашиваешь у человека дорогу, а он тебе в ответ: «Экскурсовода наймите!» Это когда ты, устав после смены, едешь домой, садишься в автобус, а туда входит мамаша с 10-летним хамом после дамского магазина и вопит: «Слышь, а ну встаньте! Уступите моему ребёночку, он со школы умаялся!»
А когда ты обращаешься к человеку на «ты», ты уважаешь собеседника как равного тебе человека; как полноценную личность, созданную и одушевлённую Творцом.

*) Разрушение традиций – это плохо, и это губит общество.
- В основном, традиции – это надуманные, не имеющие ни капли здравого смысла, «правила», возникшие в период феодального и имперского строев с единственной целью – унижать простолюдинов, противопоставляя их «знатным особам». При этом «знатность» особы определялась лишь по факту рождения и приближенностью к монарху (за незначительными исключениями).
Приведу пример некоторых традиций, за исполнение которых впору применять самые суровые наказания:
• В некоторых восточных регионах принято делать обрезание девочкам, лишая их целого ряда биологических и психологических функций, напрочь калеча их существование до самой смерти.
• В некоторых племенах аборигенов принято кушать пленённых воинов из враждующей общины.
• В Средневековой Европе, с подачи властей которой и появилось «выканье» «вышестоящим», было принято подвергать девушек и женщин пыткам по малейшему подозрению в «колдовстве», а когда жертва признавалась, не в силах вынести мучений – сжигать на костре живьём. Про это написана «чудесная» книга «Молот ведьм», где обосновывается необходимость такого рода преследований и «воспитательных воздействий». Её авторы – уважаемые в те времена люди, учёные мужи, благообразно следующие всем принятым традициям.
А теперь скажи мне, читатель, что эти традиции не надо разрушать, и ты тем самым моментально распишешься в своём моральном уродстве. Так вот, «выканье» придумано ТЕМИ ЖЕ САМЫМИ людьми!

*) Каждый уважающий себя народ имеет традиции и чтит их.
- Может быть. Но каждый ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЙ человек не зависит от правил, придуманных людьми в далёком прошлом, особенно если эти правила вредят в настоящем. Разумное общество перерабатывает правила в более прогрессивные, более соответствующие современным реалиям и удобствам.
 
*) Что будет, если офицеры станут просить разрешения от солдат на командование ими?
- Всё правильно будет. Человек обязан защищать свою Родину, но только из искренней Любви к Ней, а не по сухому приказу, порой преступному, и не по любви к начальникам.

*) Если учитель слышит в свой адрес «тыканье», он опускается до уровня ученика.
- Если учитель ляпает такую ерунду, ему вообще не место в педагогике. Во-первых, слово «опускается» сразу подразумевает, что учитель считает ученика существом ниже себя. А ниже – значит, хуже. Человеком второго сорта, друзья мои.
Школьники – это наше будущее, и если их воспитывать в духе подчинения, на выходе мы получим жестокое бесчеловечное бюрократическое стадо. Такое стадо можно будет шпынять, как вздумается власть имущим; а если ученик, приученный унижаться перед «старшими по должности», добьётся власти, то будет аналогично притеснять своих подчинённых. Мы никогда не отойдём от феодальной иерархии = мы никогда не построим достойное гражданское общество, выгодное простому народу.

*) Ведь это учитель отвечает за ученика, а не ученик за учителя. И это учитель проверяет знания ученика.
- Да. Вот пусть и отвечает, и проверяет пусть. Какое отношение к ответственности имеет обращение ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ?! Не загромождайте образовательный процесс догмами.

*) Обращение на «Вы» дисциплинирует общение, выводит его на «деловой уровень», обеспечивает субординацию.
- Ложь. Деловое общение отличается от дружеского предметами обсуждения, а не формами обращений. Следуя утверждению выше, у кавалера-дворянина с дамой в XIX веке было сугубо деловое общение, а у купцов новгородской артели (тогда были все на «ты») – личное, задушевное.
Сотни предприятий, как в бюджетном секторе, так и в бизнесе, давным-давно перешли на всеобщее «ты», и деловые обороты компаний от этого не поубавились. Скорее, наоборот…

*) Ученики и так не уважают учителей, а вы ещё предлагаете им на «ты» переходить – вообще край!
- Не уважают, потому что учитель орёт, унижает, придирается не по делу, не ценит в ученике личность, не уважает его социально-политические взгляды. Если ты знаешь хоть один случай, когда уважение было, а потом рассеивалось с переходом на «ты» - предъяви мне его.
Большинство учеников не уважает большинство учителей, потому что уважать не за что. Это прискорбный, но факт. Изменяйтесь сами, и отношение к вам изменится тоже.

*) Обращение на «ты» к учителю/старшему будет выглядеть странно. Меня коробит.
- Привыкнешь. Также, как привыкли твои предки, которым Пётр Первым навязал «выканье» старшим по «Табелю о рангах». Человек – существо динамичное – он должен переосмысливать свои заблуждения, бороться с ними, а не следовать за пастухом. Преодолевать фобии, в конце концов!

*) В английском языке все общаются на «Вы», и у них даже есть формы особого почтительного обращения.
- Да, есть. В этом Бобров, конечно, ошибается. Но кто сказал, что английский должен служить примером нам, русским людям? Вот именно, что никто! Английская культура по своей сути построена на дискриминации и ранговости. Хуже в этом плане только у японцев и некоторых других восточных народов. Но не с них нам брать пример!
В качестве хороших примеров отсутствия речевой дискриминации я могу привести такие языки, как испанский, шведский и норвежский. Несмотря на то, что во всех них присутствует «уважительное» «выканье», де-факто оно уже давно не используется в речи, и это замечательно. Это показывает, что общество развивается и отходит от традиций, необъяснимых с точки зрения здравого смысла.

*) Нет такого правила, чтобы к учителю на «ты» обращаться!
- Во-первых, правила, что к учителю надо обращаться на «Вы», тоже нет. Если есть – покажи мне его.
Во-вторых, правила формируются людьми, и далеко-далеко не всегда по справедливости.

*) На самом деле ученики сами не хотят обращаться к учителям на «ты», равно как и чтобы их называли на «Вы».
- Ученики чаще всего «хотят» того, чего их приучили «хотеть». Просто нужно прививать правильные ценности демократического, но делового общения, и тогда всё будет в порядке.
Такие, как Бобров – исключение. Исключение положительное, когда школьник не следует заученному, а размышляет собственной головой.

*) С возрастом человек становится умнее, мудрее, поэтому начинает заслуживать обращение на «Вы».
- Да, человек становится умнее и мудрее (хотя далеко не всегда), но вторая голова, как у Змея Горыныча, у него от этого не вырастает. И не вырастет никогда, даже если он доктором наук станет. А обращение на «Вы», как понятно каждому дураку, это МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО! Если тебя приучили думать, что «выканье»=вежливость и уважение, то это только твои проблемы. Этикет – не божья скрижаль. Думай.
***
Несмотря на настоящую пещерную дремучесть, с которой столкнулся Александр, рассказав о своей победе над Елизаветой, находятся и адекватные люди, понимающие, что лучше вежливо, но на «ты», чем по-хамски (с издёвкой, например), но на «Вы». Это зрелые личности, и я желаю стать такими всем. Всем тем, кто ещё не осознал элементарных вещей.
А обращение на «ты» необходимо всячески популяризировать «сверху». Как я вижу, большинство людей не хочет воспринимать аргументы, продиктованные чистым разумом. Но всё равно настанет момент, когда всеобщее «тыканье» станет непреложной нормой. В своё время Пётр Первый палкой и хлыстом внедрил нам «выканье», пришедшее из королевско-имперской Европы, но мы избавимся от этой ереси! Избавимся навсегда.
***
До свидания. Насхледаноу. Дмитрий Арсеньев. Арсеньев Дмитрий.
2020 год.


Рецензии