Конкурс. Метаморфозы жанра в Августе - 2020

                Дорогие друзья!

    Начинаем новый конкурс из серии "Метаморфозы жанра по месяцам". Наш месяц АВГУСТ - период сбора урожая, отпусков, выезда на природу в поисках деревенской идиллии и слияния с природой, а потому жанр месяца:

            ЖАНР деревенской лирики - ПАСТОРАЛЬ.

Заглянем в историю возникновения жанра (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, а также из других источников):

Пастораль (литер.) — или пастушеская поэзия — так наз. особый вид поэзии, где в качестве героев выступают пастухи и пастушки. Древнейшим образчиком пасторали считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в III в. до Р. Хр. Пасторальная тенденция, т. е. желание противопоставить шумную и суетную жизнь больших городов простой и близкой к природе жизни, пастухов, пробивается, однако, у Феокрита довольно слабо; он изображает своих героев людьми грубыми и необразованными, а жизнь их — исполненной лишений и далеко не завидной, Феокриту подражали греческие поэты александрийской эпохи Бион и Мосх и римский поэт Вергилий, эклоги которого проникнуты не только пасторальной, но и политической тенденцией: главной их целью было прославление АВГУСТА.
   К I в. по Р. Хр. относится новелла греческого софиста и философа Диона Хризостома (см.). Хотя в этой новелле действующими лицами являются не пастухи, а охотники, тем не менее пасторальная тенденция выступает весьма ярко. Автор показывает, что деревенские бедняки не только счастливее, но и щедрее, добрее к ближнему, чем утопающие в роскоши городские богачи. Под влиянием новеллы Диона был написан знаменитый пастушеский любовный роман "Дафнис и Хлоя", приписываемый греческому писателю IV в. по Р. Хр. Лонгу (см.). Древнейший памятник пасторальной поэзии на Западе Европы — "Амето", Боккаччо (1340); это нечто среднее между романом и драмой. Элемент античный — нимфы, дриады, поэтические состязания пастухов и т. п. — сливается здесь с элементом христианско-аллегорическим, возникшим под влиянием Данте и превратившим здоровую юношескую любовь Амето в идеальное поклонение и спиритуалистический восторг. Хотя в Амето описывается быт пастухов и охотников, но простая жизнь не противополагается жизни искусственной, городской. Наоборот, пасторальная тенденция сквозит в каждой строчке "Аркадии" Саннацаро (1541). Автор откровенно высказывает ее в предисловии, уверяя читателей, что лесные птицы, щебечущие в тени зеленых листьев, более пленяют наш слух, чем их городские сестры, сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечно выше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах и т. д. Саннацаро ведет рассказ от своего имени и повествует, как, гонимый несчастной любовью, он удалился в Аркадию и нашел, на вершине горы Партения, прелестную долину, куда ежедневно сходились окрестные пастухи, упражнялись в стрельбе из лука, в метании копья, пели, танцевали, а по праздникам устраивали между собой поэтические состязания. Описание этих развлечений и составляет содержание и главный интерес романа. Разговоры пастухов слишком утонченны и совершенно не соответствуют их простому быту: они кажутся не настоящими пастухами, а переодетыми в платье пастухов дилетантами пастушеской жизни. Несмотря на это. "Аркадия" имела громадный успех, выдержала в Италии, в продолжение XVI в., около 60 изданий и была переведена на многие европейские языки. Ее очень хорошо знал Шекспир, заимствовавший оттуда имя Офелии. В Италии влияние Аркадии особенно заметно в двух драматических пасторалях: "Aminta", Торквато Тассо (1583 г.), и "Pastor Fido", Гварини (1590 г.); в Испании "Аркадия" послужила образцом самому популярному пастушескому роману — "Диане" Монтемайора (см.). Под влиянием "Аркадии" и "Дианы", с одной стороны, и рыцарских романов Артурова цикла, с другой, написал свою "Аркадию" (1580) Сидней (см.). Его поэма сделалась любимой книгой мечтательных душ, искавших в ней забвения от земных страданий. Карл I, перед казнью, почти не выпускал из рук книги Сиднея и любил читать своим приближенным поэтическую молитву заключенной в темницу Памелы, несчастья которой напоминали ему его собственные. "Аркадия" Сиднея была родоначальницей пастушеского романа в Англии и вдохновила собой пастушеские романы Грина и Лоджа, послужившие источником для Шекспира; из нее заимствовал Шекспир эпизод о Глостере и его сыновьях в "Короле Лире". Одному месту в "Аркадии", заключающему в себе характеристику завистливого человека, подражал Ричард Стиль в своем известном эпизоде о "Зависти"; несчастия Памелы и само ее имя были перенесены Ричардсоном в его знаменитый роман "Памела". В 1610 г. вышел свет вдохновленный "Дианой" Монтемайора лучший из французских пастушеских романов — "Астрея", Оноре д'Юрфе.
 В XVII в. пастушеский роман во Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым, а пастораль ищет себе убежища в драме. В XVIII в. пастушеский род поэзии падает во всей Европе; за исключением идиллий "Цюрихского Феокрита", Гесснера, нашедших свой отголосок во Франции, и некоторых стихотворений Андрэ Шенье нет ничего в этом роде, что можно было бы поставить выше посредственности. В XIX в., когда поэзия, помимо художественности, стала ставить себе широкие общественные задачи, пастораль не только выходит из моды, но и совершенно прекращает свое существование.

 В России пасторальная эклога получает отражение в творчестве А.П.Сумарокова («Еклоги», 1774), а также в песенной книжной поэзии. Образец ее—стихотворение П.М.Карабанова «Сердца приобретаются искренностью» (1786), названное им впоследствии «Искренность пастушки», которое было использовано в пасторальной интермедии оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (1890). Среди обращавшихся к Пасторали русских поэтов — М.М.Херасков (1733-1807), А.А.Ржевский (1737-1804), И.Ф.Богданович (1743-44 1803), В.В.Капнист (1758-1823).    
____________

Возникает вопрос: теряет ли сей жанр свою нить развития в 18 веке? Удивительно, но в современной поэзии часто прибегают к поискам идиллии человека и слияния его с природой. Часто поэты дают даже названия своим стихам "Пастораль". К примеру, стихотворение известного автора нашего сайта Полины Орынянской "Пастораль" http://stihi.ru/2020/06/25/4077. Или вот, пожалуйста, другая поэтесса, Галина Росси "Пастораль" http://stihi.ru/2011/09/05/415

Поэтому, можно с уверенностью сказать, что развитие жанра продолжается! И у нас есть возможность внести свой посильный вклад в этот процесс!

Итак, выделим главное, что может отличать жанр ПАСТОРАЛЬ сегодня:

1) слияние любовной и пейзажной лирики
2) сцены деревенской жизни, включая пастушков и пастушек, овечек, соответственных музыкальных инструментов, к примеру рожок. И всё это необязательно буквально - возможна игра образов, метафор и прочих стилистических приёмов.
3) аллегоричность - игровая составляющая должна быть понятна современному читателю
4) состояние идиллии и покоя, возможно, беззаботности и раскрепощения. Однако, возможен и другой подход - противопоставление идиллии  трагичности реальной жизни. Предчувствие войны, сложной жизни, из которой труден выход. Поэтому можно на контрасте усилить впечатления, вызывая определённые чувства.
5) тяготение к простоте и упрощению стиля жизни и соответственно самих отношений между героями, реплик, понятий и т.д.
6) наличие диалогов в поэтическом тексте не только допустимо, но и желательно.

Но, учитывая все выше перечисленные особенности, не будем забывать про изящество и меру, и не будем скатываться в стёб и сплошное просторечье. Так можно далеко отойти от жанра, характеризующего огромный пласт литературного наследия. Пусть наши метаморфозы наполнятся изысканным вкусом изящества и тонким вкусом, который несомненно стоит развивать. Желаем всем удачи в этом направлении!


******************************************************

Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в АВГУСТЕ 2020-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к РАЗДЕЛАМ ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ: ЗАПАД... или ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА, возможна также и ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА, но СТИХИ, которые отвечают требованиям жанра деревенской лирики - ПАСТОРАЛЬ, как Вы её понимаете, конечно. 
Другие стихи приниматься не будут.

 Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения  жанра деревенской лирики - ПАСТОРАЛЬ В АВГУСТЕ, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре, написанное в АВГУСТЕ 2020 года. Будем внимательны!

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.

Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Не забываем, что ПАСТОРАЛЬ - это ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ жанр. Поэтому стиль ТОНКОЙ ИРОНИИ, вместо грубого стёба, предпочтителен!

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца АВГУСТА. Затем 1 СЕНТЯБРЯ будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Иллюстрация: Фрагонар Жан Оноре, картина "Пастораль с отдыхающими пастухами"

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование будет объявлено в течение дня...

Маллар Ме   01.09.2020 05:50     Заявить о нарушении
Голосование открыто: http://stihi.ru/2020/09/01/4982

Маллар Ме   01.09.2020 14:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.