Светлые строки поэта

  http://stihi.ru/avtor/gatsen

         Интернет расширяет возможности общения, а, тем более, на сайте Стихи.Ру, где немало площадок с конкурсами на самые разнообразные темы, где авторы объединились во имя поэзии и общих интересов, сообщают творческие новинки, где возникают обсуждения и обмен мнениями. Виртуальное общение часто превращается в реальное.

«Пришла пора познакомиться», – такими словами начал одно из писем поэт Олег Гаценко. До этого мы с ним немало говорили о поэзии и обсудили не одно стихотворение. Олегу «нравился профессиональный подход и в смысловом плане, и в поэтическом». Моему виртуальному собеседнику было интересно, каким я  представляю его по стихам. Итак, есть результат:  представляю вам книгу «Я сердце своё обнажаю стихами».
 
Признаюсь, стихи сразу привлекли внимание стройностью речи,  поэтическими тропами, их оригинальностью, особым светлым настроением. Словом, стихи словно распахнуты в природу. Это широкий простор творчества и красоты. Каждый  поэт писал стихи о дивном чувстве любви, а сколько песен о весне пето-перепето! Но вот душа поэта вновь озаряется волшебным светом любви,  вновь льются строки, вновь слагаются рифмы. Юной весной пульсируют слова: «в душе родник медовым васильком, хмельным нектаром, соком сладострастным вольётся в жизнь». Автор открыто говорит своему читателю о любви, о восторге перед весной  (стихотворение «Весна»). Это любовь «сорванным подснежником коснулась губ». Любовь коснулась нечаянно, взлетая в небеса, а результат волшебный:

И поцелуя трепетное чувство
В лучах рассвета утренней звезды —
Цветущих яблонь белое безумство —
Раскрасило унылые сады.

Стихи увели в удивительную невесомость, в них не просто разговор о любви и весне, а сама весна и сама  л ю б о в ь,  «любви пленительный восторг».

Оркестром грёз написанная повесть,
Слезой берёзы бьётся нервный пульс —
Невинности застенчивая совесть —
Я обмануться в ней не тороплюсь.

Автор дружен с природой. Он радугу  приглашает «в гости// Поболтать, за озоновым чаем» («Дождик проснулся»).  Неистощимая фантазия рождает яркие, удивительные метафоры. Реальность асфальта, луж, бурных потоков в сливном водостоке  предстают в олицетворениях очеловеченными. Мы видим умытое лицо асфальта, и город спешит умыться: ведь дождик уже нетвёрдо шагает по лужам, даже опирается о ветер (это вообще два неразлучных друга, либо в догонялки играют, либо в обнимку шалят).
Марафон капель прекращается.
 
Обратила внимание на отзывы в Интернете на стихи Олега Гаценко.
Борис Воловик  в рецензии назвал стихи красивыми, лиричными, «до этих строчек хочется дотронуться рукой и прислонить к сердцу» («Праздник удался»).
 
«Мне очень нравится Ваша поэзия. Истинная поэзия», –  оставила благодарный отзыв  Вера Кириченко, редактор альманаха «Планета друзей» («Воздух дрожит»).
Гаценко пишет легко, мастерски создавая образы природы, словно  она сама рисует метафорические картины. «Ранним  утром» под звоном колоколов расстилается  красивая картина: след дыма над водой, словно девичья коса, ромашки в капельках росы, шмель, расплескавший капельку росы.  Выразительные, нежные образы наполняют природу, стихи звучат мелодично, ритмично.
Ночь. Обычно ночь называют волшебницей, грешной сводней, таинственной и мечтательной девицей. А у Олега в стихотворении «Видений кинолента» его «старушка – ночь»  –  это нечто!
Она «сны вяжет»

С вязаньем ночь пришла из сказки –
и вирши льются – дар богов…
Свяжи мне, ночка, сон из ласки:
из речки, солнца и цветов.

Черёмуха благоухает,
а ночь – из трелей соловья.
Душа трепещет, сердце тает,
и в звёздах неба кисея.

Здесь и камерное изображение ночи, которая пришла к лирическому герою в сон из сказки, затем картина ночи панорамно расширяется: «Черёмуха благоухает», а ночь «из трелей соловья», расширяется до космических масштабов, властвуя широко, «в звёздах неба».

Ямбические стопы поэты чаще других называют любимыми, но здесь мы видим разнообразие метрического стихосложения. Дактилическая стопа сплетает былинный напев о весне (стихотворение  «Воздух дрожит»). 
Воздух дрожит полусонный, не дышит.
Небо в алмазах собралось в букет.
Месяц устал и уселся на крыше,
Ноги в ночной уперев парапет.

Скинул свои золотые ботфорты,
Лунной дорожкой швырнул по воде
Роще берёз в полосатеньких шортах,
К пляжу идущих в немой темноте.
…………………….
………….

Весна, только пришла, но
Красный браслет на запястье надела,
Память о друге небесном храня.
В завершающем катрене – философские раздумья о том, что всё в этом мире бесконечно. Где начало, там уже что-то завершено. Но и в самом начале уже зарождается завершение. 

 Слышатся философские нотки и в стихах «Пустеют театральные подмостки»  и  «Спаситель». Автор напоминает, что Христос за людские грехи был распят на кресте. Сейчас спаситель смотрит, или следит за нами с небес. В стихотворении «Пустеют театральные подмостки»  строки описывают реальные события, которые заставили людей задуматься о своём отношении к жизни, побудили народы в целом мире к молению, к Неусыпаемой Псалтыри. Через видимый образ масштабной трагедии, через «моление народа» проявляется  невысказанная надежда на «счастье дней грядущих».

Чувствуем мировую проблему сегодняшнего дня. Знаем,  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил молитвы, в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, и возносятся они  в храмах на Божественных литургиях.

Слова Неусыпаемой псалтыри
звучат во времени за здравие живущих.
Моление народа в целом мире –
души прошение о счастье дней грядущих.

К пейзажным напевам, к строкам любви присоединяются философские рассуждения о жизни, как она есть, и о психологическом состоянии человека. Темы звучат не отдельно, они взаимопроникают, дополняя друг друга.
Открываем стихотворение «Я сердце своё обнажаю стихами». Это оно дало название книге, но в этой  поэтической строке – позиция автора, предельная открытость перед читателем и доверчивая искренность. Это словно с обнажённой головой стоишь перед «нетронутым видом природы». В таком состоянии, с обнажённым сердцем  написаны стихи – «поэма нетронутой природы», и только обнажённое сердце это почувствует.

Что долго помнит и бережёт в сердце  человек? Детство, школьные годы, юность, то есть то время, когда кажется, что перед ним самое малое – вечность. О времени идёт речь в стихотворении
«Когда в небе рассыплется Млечный».

«Когда звёздная пыль пламенеет
Мотыльками осенних дубрав,
Я  увижу, как быстро стареет
Их листва  средь желтеющих трав.

Часто золотом горной породы,
Время дарит в секундах полёт,
Восхищаясь картиной природы,
Забываю, что время идёт.
…………………

Глубокое раздумье над жизнью идёт в строках, звучит горячее желание
беречь «юной прелести мир». Поэтические тропы создали выразительные, яркие картины: «звёздная пыль пламенеет», «незабываемые секунды полёта во времени», «звёзды, держащие небесный мундир» – дарят эстетическое удовольствие.

Муза позвала Олега Гриценко в «Кавказские горы».  Кавказ предстал въяве,  поэтические приёмы  покорны воле поэта. Метафоры по-кавказски выразительны: пики гор «пронзают подушки седых облаков», «белые лики» облаков тоже ново, «плеть суровых метелей» – прекрасное скрытое сравнение. Я видела Кавказ, снега там не просто снега, они завораживают в плену подков  ледников. Однажды Кавказский хребет на заре предстал перед нами во всей красе. Ни дымки, ни низких облаков  – только обнажённые вершины, скалы, ледники в розовых лучах. Для экскурсантов – это щедрая награда. Баксанское ущелье, река Баксан, ледник Семёрка, Чегет – гора и ущелье. По канатной дороге поднялись к Приюту одиннадцати. Любовались Эльбрусом. А вот гора Казбек  прикрылась дымкой. Читая стихи «Кавказские горы»,  я сравнивала увиденное с картинами написанного. Гордая красота Кавказских гор нашла достойное отражение. Прекрасные эпитеты, виртуозные метафоры,  словно тонкой  акварелью, создали картины Кавказа. Автор умеет в творчестве дарить эстетическую радость, передать настроение читателю. Светла и радостна его строка.

При чтении стихов «Русское поле» абсолютно растворяешься  в его распростёртой красе. Только это поле – больше ничего и не надо. Смакуешь каждую строчку: «Отблеск росы рубином уронит на землю слезу в утренних лучах», «белёсый шарф из остатков тумана», «парад васильков», «ромашки в подвенечной фате».
Перевернута последняя страничка книги, но снова хочется перечитать стихи «Капли нот». Первая мысль: красивая, поэтичная литературная речь, а русский язык – друг, помощник, соавтор…

 И тут же радостный вывод, какой же красивый и выразительный у нас Родной Русский Язык! Им можно писать поэмы, оды, сонеты, стихи и прозу, вырисовывать, тонко вытачивать каждую фразу, предложение, словосочетание. Не перехвалить его «сверкающую власть» «клавишной стаи» слов. Использую созданные поэтом поэтические образы, говоря о неподражаемом великолепии, глубине, парящей звучности, летящем и зовущем вдохновении русской речи. В самом фонетическом оформлении её окраска и даже смысл. Русский язык  словно рождён природой, и природа растворена в нём.

Лохматых туч бесчисленные орды
Дают любви божественный салют:
Поют на небе гения аккорды —
В раскатах грома…

И «медовые звуки», и «взлетающие пассажи», и «нежность и пламенность», «безумный мир музыкальных лир» и «разверзлись хляби» – всё это говорит, что природа, как и человек, может быть в разном настроении и состоянии. Предложения, выстроившись синтаксически изящно, успокоят, сказав, что

Гроза идёт, смывая все проблемы,
И оставляет счастье бытия…

«Капли нот» называется стихотворение. Скрытое сравнение уже рисует в воображении картину барабанящего (или танцующего?) по крышам дождя, исполняющего «пассажи» по листве. Капли дождя – нотки. И… чувствуем мелодию стихов:

Где музыка читает нам поэмы...
И капли нот, и только ты и я...

Олег Юрьевич написал произведения красивым, литературным языком. «Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» – заботливый и мощный помощник, соавтор и друг, если его любят и берегут.
Я специально, словно в сторону отхожу, и снова вчитываюсь, вживаюсь, смакую строки, рисующие дождь, грозу, хляби небесные. Любуюсь  поэтически вылепленными синтаксическими конструкциями предложений.
Как же бережно и точно, поэтично и изобразительно-художественно служит поэту каждый поэтический троп: эпитет, сравнение, олицетворение –  каждый отдельно, или собравшись в пространной метафоре. Олег Юрьевич дружит с изобразительным великолепием русского языка, обогащает его своей поэзией.
Книга закрыта. Но звучал вопрос о том, каким предстал поэт в стихах. Выразительные стихи, написаны светло, свежо, молодо, ярко. Много поэтических находок. Автор воспринимает жизнь каждой клеточкой и обнажённым нервом. От поэтических строк  идёт мощный посыл читателю, и лучше всего о самом поэте, его переживаниях и ощущении красоты окружающего мира расскажут сами стихи. От себя добавлю лишь, что Гаценко Олег Юрьевич – известный учёный, доктор технических наук, автор более двухсот научных работ в области информационных технологий. Данный небольшой сборник стихов лишь приоткрывает одну из ранее неизвестных граней его личности, творческого устремления к прекрасному. Судить о том, насколько книга получилась удачной, предстоит вам, дорогие любители поэзии, однако нет сомнения, что многое из представленного не оставит вас равнодушными.

Приятной встречи вам с творчеством нового неординарного поэта, автора книги «Я сердце своё обнажаю стихами».


Рецензии
Нина, СПАСИБО! Как я поняла, Олег - интересный человек! Обязательно почитаю его стихи.

Овчинникова Татьяна Сергеевна   08.08.2020 12:15     Заявить о нарушении
Стихи удивительные. В статье я пробежалась "за светлячками звёзд" по поэтическим достоинствам стихов, но этот так мало. Работой над смысловой значимостью образов, глубиной логической нагрузки Олег напоминает Пастернака, а поэтичной красотой, акварельностью картин - Есенина. Вот он увидел мгновенье, восхитился им, но не просто акварельно зарисовал его, нет, он проследил ещё и взаимосвязь его с другими не менее интересными образами, событиями, фактами. А какой результат на выходе - надо вчитаться и воспринять в ЕДИНСТВЕ.
Вот смотри.
Ветер включил освежающий фен
И потрепал одуванчик по шляпе,
Сонный туман приподнялся с колен.
Клочья его кисеёй полетели,
Запахом яблонь касаясь земли.

А кому понятен запах цветов? Для кого это сигнал к действию? Мы сами догадаемся, потому что поэт далее скажет:
Пчёлы, купаясь в цветочной постели,
К чаю медовый десерт принесли. ("Весенний мираж")

Образы природы переходят от стихотворения к стихотворению. Пчела появится в самом начале книги. Сначала автор поздоровался с читателем, приглашает его пойти с ним по "тропам робких творений". Он, поэт, идёт по ним с "волненьем страстей непослушных" "в строчках мельниц воздушных", надеясь что стихи "Смелют нежной поэзии хлеб" ("К читателю"). А в стихотворении "Я сердце своё обнажаю стихами" пчела летит за нектаром, она ищет "цветочек, наполненный соком..." Ни одно стихотворение не прошло "пустоцветом". Природа в поэзии Олега абсолютна, она растворена, удивительными образами растеклась по строкам, органично слившись со смыслом: "Душа поэта течёт нектаром, когда он слышит тишину", а тишина "рисует бабочку на окне". Назову несколько образов: "выпить медового ветра", "первоцвет целовался с росой", "ветер тронул зелени свежей нежную прядь", "одуванчик пушинкой шьёт костюм ветрам" (!) Слушай,у меня душа взлетела за этой пушинкой! А вот ещё: "... дуб, он с ветром выпил чарку: послал весну за хмелем в магазин" ("Вечерний парк").
В одном стихотворении Олег пишет, что "наполняет бокал души нежным запахом заспанных роз", "поздним напитком нежности своей", "нарядной весной", а завершает его словами: "...хочу, чтобы выпила ты". Напиток - для любимой.
Интересно проследит поэтическую жизнь ветра, месяца, бессонницы.
Каждая строка - яркий образ, многоцветье природы.
Перечитываю стихи уже в изданной книге, и возникают новые картины, новые размышления. Стихи врезаются в память:
"Глазами впечаталась боль в потолке" - только фраза, а в мыслях - ворох чувств, а размышлений на целую поэму.
Так что,Татьяна Сергеевна, хорошую книгу получил читатель. Это щедрый подарок от п о э т а Олега Юрьевича Гаценко, поэта из Санкт-Петербурга.

Нина Плаксина   08.08.2020 15:25   Заявить о нарушении