По поводу памятников

К тому, что памятники растут как грибы, мы привыкли.
Только за последнее десятилетие количество памятников выросло в геометрической прогрессии. При этом наблюдается следующая тенденция. Если времена, когда проекты памятников вынашивались годами, канули в прошлое, то теперь мы становимся свидетелями того, что долгие "муки творчества" в столь длительном процессе - не обязательно. Более того, возможно изготовление и установка - темной ночью или вечером. Кустарным способом, что ли? Приходите утром, а там уже все стоит на местах. Наличие и обсуждение экспертной художественной комиссии - тоже не обязательно. Хотя, под культурный объект выделяется земля, площадь которой должна рассчитываться при установке. То есть, как будет эксплуатироваться еще земельная площадь. То, что новый объект должен вписываться в художественный ландшафт окружающего фасада, гармонировать с архитектурными зданиями и не противоречить исторической эпохе. К тому же, что должны символизировать памятники? Все-таки что-то они должны символизировать? Та же примерно история произошла в том месте, где стоит странный памятник герою книги Гашека - Швейку. Впрочем, никто не говорил, что он не представитель ударной армии. Или новый постамент П. Алабину. Или дяде Степе -  в окружении остатков образцов дореволюционной архитектуры, и, буквально, в космический рост! Одна только собачка - размером с младенца. Или тематические постаменты нескольким героям советских фильмов с фотографическим совпадением. Хотя никто не говорил о том, что художественный образ героя - это одно, а фотографическое сходство - это другое. И этот список можно продолжать.
Праздные граждане будут возмущаться, потому что это их прямое занятие - они всегда и везде и всем будут возмущаться! Потому что они больше ничего не умеют. То есть они всегда будут недовольны, будут возмущаться и предъявлять претензии. К проблеме памятников примыкает проблема установления мемориальных досок. То есть тоже, никто не обременяется церемониями торжественного открытия. Буквально "ниоткуда" вдоль ул. Победы на старом доме, распроданном под мелко-оптовые лавки появилась доска, свидетельствующая о том, что в 1949 году на Безымянке была основана ул. Победы. То есть 70-летний юбилей тыла. Ну и что, никаких административных торжеств не было, наверное, из-за экономии.
Цветмет экономить не принято. Было время, когда внезапно возросло количество уличных краж цветмета. Фигурируют ли в этом процессе памятники.
Откуда такая осведомленность? Оттуда, что у нас существовал специальный тематический отдел по памятникам, где они разделялись по всем составляющим: международного, федерального, регионального, районного значения. Работать в этом отделе считалось делом проблемным, потому что сама работа была процессуальной. Доказывать историческую ценность всегда было сложно. А реставрировать ещё сложнее. Кроме того, какой ценности рассматриваемый объект - ценный с исторической, научной точки зрения, или созданный в современности объект, представляющий ценность культуры. С этой точки зрения, каждый памятник - культурный ресурс, подразумевающий экскурс.
Зачастую, автор проекта памятника мало обеспокоен его культурной миссией, а преследует, в первую очередь, собственные эгоистические цели. Чтобы восхищаться новым памятником, надо ещё и восхищаться его создателем, изучить его творческий мир, его художественные тенденции. К этому готовы не все. А памятники молчат.
В индустриальных и малых городах, где отсутствует исторический взгляд на мир, никогда не было прекрасной исторической архитектуры, выход из кризиса культурного наследия - создание индустриальных памятников. Об индустриальном памятнике рассказывать проще, вот ведь сколько рядом его носителей.
Такой памятник понятен. Такому памятнику о литературе рассказать очень сложно. Либо о политике, либо об истории, либо о политической истории, либо и о том, и о другом. Так что вариантов у таких памятников не много. А много вариантов им и не надо.
В других странах свои памятники любят. Памятник должен воспитывать национальное самосознание, быть молчаливым свидетелем своей эпохи. Никто не позволит в других странах надругаться над своим памятником. Еще и посоветуют, если желаете над памятником надругаться, идите в другое место и делайте там, что хотите.
А здесь у нас делать то, что хотите - нельзя!
Эти граждане даже из этого урока выводов сделать не могут.


Рецензии