Случай в мавзолее. Очень короткая проза

В то время я проходил срочную службу в Кремлёвском полку, принадлежавшем девятому управлению КГБ СССР.  Одной из задач, ставившихся перед нашим подразделением, была охрана мавзолея Ленина, во время допуска посетителей к саркофагу    (* 1)    с телом вождя трудящихся всех стран и народов.  Это мероприятие, подразумевало непосредственную работу с посетителями мавзолея, и требовало особой подготовки, большого внимания и напряжения.

Караул из солдат и офицеров 9-го управления КГБ СССР находился, непосредственно в траурном зале мавзолея, и работал в прямом контакте с посетителями.

 
Различные "враждебные и террористические проявления, со стороны отдельных лиц и групп посетителей" во время допуска в мавзолей не были редкостью.  Самыми невинными из них были, пожалуй, попытки возложения  "писем"  с различными жалобами и просьбами, непосредственно к саркофагу.  Видимо кто-то считал, что политбюро ЦК КПСС ежедневно посещает дедушку Ленина и корректирует с ним свои планы.  А может быть это происходило просто от безысходности, и невозможности "достучаться" до властей другими способами.  Доходило до того, что посетители просто спрашивали у караула, где, мол, тут у вас почтовый ящик?   Что касается прочих "враждебных проявлений", то они могли быть гораздо более серьёзными: начиная от попыток разбрасывания листовок, самосожжений, вплоть до бросков различных тяжёлых предметов в саркофаг, и попыток подрыва саркофага и мавзолея.    
   
Расскажу об одном из самых серьёзных ЧП,  произошедших до моей службы.
Некто С-в взорвал СВУ     (* 2)    в траурном зале мавзолея во время допуска посетителей.  Официально было объявлено, что при технических работах в мавзолее взорвался кислородный баллон. 
Самого подрывника, по словам офицеров, служивших в то время, в буквальном смысле, размазало по гранитно-лабрадоровым стенам.  Бронированный саркофаг при этом не пострадал.  О количестве жертв, среди караула и посетителей остаётся только догадываться,  т. к.  эту информацию, даже для нас, предпочитали замалчивать.  Если судить по намёкам офицеров, логике вещей, и по тому, что от самого взрывника мало чего осталось, можно предположить что они были, и не малые.
 
Траурный зал мавзолея внутри представляет собой куб из полированного гранита и лабрадора.  Таким образом, взрывная волна многократно отражалась от его стен, и не было ничего, чтобы могло, хотя бы частично, поглотить её, или смягчить.  Сейчас в интернете присутствует информация, якобы, о нескольких жертвах того теракта.  Думаю, это вряд-ли!  Хотя слово «несколько» так-же можно трактовать по-разному!   Я знаю абсолютно точно только единственное, что первый вопрос Юрия  Андропова (тогда председателя КГБ СССР), сразу же прибывшего на место теракта, был не о количестве жертв, а о том, не пострадал ли саркофаг!
 
Для предотвращения подобных терактов перед спец-караулом, с личным составом проводились  ролевые тренировки и практические отработки различных вводных.  Кроме того, каждый раз, перед заступлением на службу, оперативными дежурными по мавзолею проводились инструктажи личного состава по оперативной обстановке, ориентировкам и т. д. и т. п.

Так в одной из постоянных вводных фигурировал небольшой свёрток, пакет, или коробка (думаю вы догадались, что этот предмет должен был изображать.   Правильно  -  самодельное взрывное устройство).   Изображавший злоумышленника статист из нашего же караула пытался этот предмет бросить в саркофаг.  Задача дежурных постов была не допустить броска.   Чтобы не дать сделать это, на него бросались все, кто находился рядом, наваливаясь и сбивая с ног, по сути закрывая СВУ собой.  Таким образом героизм  "прививался"  на инстинктивно-рефлекторном уровне.   
 
12-ый пост спец-караула был последним охранным барьером перед саркофагом. Он состоял из четырёх караульных в особо-парадной форме, вооружённых постовыми карбинами СКС   (* 3)    с примкнутыми штыками.  Они стояли в нише непосредственно, рядом с саркофагом, по его углам, и различались по номерам.  Сменялись караульные 12-го поста, в отличии от дежурных других постов траурного зала, так же особым образом.  Для этого был свой парадно-траурный ритуал.  При попытке подрыва саркофага, поражение в зоне 12-го поста было сто-процентным.  Поэтому караульных 12-го поста за глаза называли  "мёртвыми с косами".   Эта фраза, видимо, была взята из фильма "Неуловимые мстители".  Помните фразу которую произносил в этом фильме персонаж Савелия Крамарова?

 -  " Гроб с покойничком!  И мёртвые с косами стоят ...   И, тишина! "

Всё один в один:  -  В полутьме, и тишине траурного зала - гроб с покойничком!  Солдаты в особо-парадной форме, с бледными, от длительной неподвижности и постоянной службы в подземелье, лицами.   Вместо кос - карабины, с хромированными, мерцающими во тьме штыками.   И тишина ...!

В случае  "враждебных проявлений со стороны отдельных лиц, или групп посетителей"  караульный 12-го поста, должен был  "выкинуть"  в сторону нападавшего штык, и как можно громче крикнуть:  -  "Стой !!!".   Эффект в тишине и полутьме траурного зала, был  впечатляющим.   Что-то вроде нервно-психического шока.  Как правило, нападающий падал как подкошенный, там же, где заставал его окрик!
 
В тот караул, я стоял 1-ым номером 12 поста (Самый ответственный номер, прикрывавший правый верхний угол саркофага.  Подавляющее большинство ЧП обычно случалось в зоне ответственности первого номера).
  В конце караула,  после делегации пионеров, продифилировавших в полном составе, с поднятыми в пионерском салюте руками, в Траурный зал вошли четыре дамы с востока.  Тут надо пояснить,  что в соответствии с вышеупомянутой классификацией, и своей одеждой, и всем своим видом они подпадали в категорию подозрительных лиц  -  т. е.  лиц требующих повышенного внимания.  Они были одеты в чёрное, шли в самом конце допуска (когда часто набирались случайные, непроверенные люди из толпы),  постоянно озирались, шептались, и переговаривались.   Соответственно, это внимание я им и уделил!  Видимо  из-за того, что часовой, на них, так
 "зло"  смотрит, они, решили, что делают, что-то неправильно.   Тогда они посмотрели на идущих впереди них, пионеров, переглянулись, и дружно, как по команде, подняв руки в пионэрском приветствии, так и прошли до самого выхода.

Офицеры потом долго ещё смеялись в караулке, вспоминая тот случай!  Не удивлюсь, если этот курьёз, в последствие, пополнил список баек и приколов, которых случалось в мавзолее немало.


(По тексту "1 ПОСТ - Мавзолей. Реально. ВСЁ, КАК БЫЛО!").




(* 1)
Саркофаг с телом ВИЛа  -  находится в нише, ограждённой от посетителей каменными барьерами.  В нише располагается постамент, на котором стоит саркофаг,  представляющий собой стеклянный гроб с четырьмя боковыми пуленепробиваемыми толстостенными стёклами, сужающимися на конус сверху вниз, сверху накрытыми бронированной крышкой.   Осмотр посетителями ведётся через боковые стёкла.


-  (* 2)
СВУ  -  самодельное взрывное устройство.

   

-  ( * 3 )
  Парадно-постовой карабин СКС -  боевой "скорострельный карабин Симонова",
 кроме всего прочего, стоявший на вооружении подразделений Кремлёвского полка, и отличавшийся от обычного своим внешним  ( парадным )  видом:  лакированным ложем, хромированным, блестящим штыком.  Подобное оружие использовалось для различных торжественных мероприятий.  Стрельбы из него, как правило, не производились.

 
 


Рецензии