Афористика. Леонардо да Винчи
"Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике.1508."
_________________________________________________________
(Ч.7) ИСКУССТВО: -
1) Та наука полезнее, плод которой наиболее поддается сообщению, и также наоборот, менее полезна та, которая менее поддается сообщению. (Спор живописца с поэтом, музыканта со скульптором, 459 Т.Р. 7.)
2) Науки... ...как те, которые не могут быть оставлены по наследству, подобно другим материальным благам. Среди них живопись является первой. (=, 460 Т.Р. 8.)
3) ...Все видимые вещи были порождены природой и от этих вещей родилась живопись. Поэтому мы справедливо будем называть ее внучкой природы и родственницей бога. (=, 462. Ash. 1,20 r.)
4) ...Сумасшедшим был человек, безумным было рассуждение, и величайшей глупостью было вырывать себе глаза. (=, 465. Т.Р. 16. - в частности, об одном философе -?- о Кратиле -??-)
5) ...Что ближе человеку: имя человека или образ этого человека? (=, 468. Ash. 1,19 v. - 20 r) - /Что, впрочем, вполне бы можно сказать и о Боге; хоть и скрывается, возможно, толика ереси в этакой мысли. Т.е. "Что ближе: имя Бога или Образ Бога?" Образ, этак, и в его Подобии... - от сост./
6) ...Глаз, истинный посредник между объектом и впечатлением. (=, 469. Т.Р. 23.)
7) ...Мне самому в свое время случилось написать картину, представлявшую нечто божественное; ее купил влюбленный в нее и хотел лишить ее божественного вида, чтобы быть в состоянии целовать ее без опасения. В конце концов совесть победила вздохи и сладострастие, но ему пришлось удалить картину из своего дома. (=, 470. Т.Р. 25)
8) Живописец приведет к смеху, но не к плачу, потому что плач более сильное состояние, чем смех. (=, =) - /Найти или создать такую картину, что приводит к плачу! Это весьма особенная из задач. - от сост./
9) ...Он (поэт) — не что иное, как собиратель вещей, украденных у разных наук, из которых он делает лживую смесь, или, если ты хочешь выразиться более почетно, придуманную смесь. (=, 473. Т.Р. 32) - /одно из неск. спорных суждений в арт-фаталист. свете, как в особенности о том, что есть сущая исчистая/непредвзятая в своих качествах будущность в поэзии, или "псалом или кармина"- надо развить мысль! в целом, об искусствах и будущности в них, это - "изобразить, произвести невидимое, неслыханное, изречь неизреченное, т.е. выразить невыразимое", или же, равно, "открыть путь к невыразимости вещей"; - от сост./
10) У живописца десять различных рассуждений, посредством которых он доводит до конца свое произведение, именно: свет, мрак, цвет, тело, фигура, место, удаленность, близость, движение и покой. (=, 477. Т.Р. 36)
11) Первое чудо, которое проявляется в живописи, это то, что кажется, будто она отделяется от стены или от другой плоскости... (=, 480. Т.Р. 45)
12) Первая картина состояла из одной-единственной линии, которая окружала тень человека, отброшенную солнцем на стену. (О живописи в прошлом и о недостатках современных живописцев, 481. Ash. 1,17 v.)
13) Маленькие комнаты или жилища собирают ум, а большие его рассеивают. (О характере живописца, 510. Ash.I, 16r.)
14) ...Если ты рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. ...Ты можешь там увидеть... бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме; с подобными стенами и смесями происходит то же самое, что и со звоном колокола — в его ударах ты найдешь любое имя. или слово, какое ты себе вообразишь. (Обучение живописца, 519. Ash.I,22v.)
15) Воздух полон бесчисленными подобиями вещей, которые в нем распределены и все представлены сразу во всех и все в каждой. (О живописи и перспективе, 534. С.А138r(В).)
16) Тень происходит от двух вещей, несходных между собою, ибо одна из них телесная, другая духовная. Телесной является затеняющее тело, духовной является свет. Итак, свет и тело суть причины тени. (О свете и тени, цвете и красках, 552 Т. Р. 547.)
17) Мрак есть первая степень теней, а свет последняя. (=, 553. Т. Р. 548.)
18) Никакое тело никогда всецело не обнаружит свой природный цвет. (=, 595. Т. Р. 654.)
19) О смехе и плаче в их различии. Тот, кто смеется, не отличается от того, кто плачет, ни глазами, ни ртом, ни щеками, но только неподвижным положением бровей, которые соединяются у того, кто плачет, и поднимаются у того, кто смеется. (О том, как изображать лицо, фигуру и одежды, 640. Т. Р. 384.)
20) ...Ты мог бы сказать мне: разве громко говорящий не так же движет губами, как говорящий тихо? И раз один шевелит ими так же, как и другой, разве один не будет понят так же, как другой? В этом случае я предоставляю решение опыту; заставь кого-нибудь говорить тихо, а потом заставь [его говорить громко], и обрати внимание на губы. (=, 645. C.A159r(d).)
21) ...Люди, которых ты видишь на улице, все имеют свет сверху, и знай, что если даже очень хорошо тебе знакомого осветить снизу, то тебе будет очень трудно узнать его. (=, 675. Ash. 1,33 r.)
22) Люди и слова [уже] сделаны, и если ты, живописец, не умеешь обращаться со своими фигурами, ты подобен оратору, который не умеет пользоваться своими словами. (О композиции, 690. К 110 v.)
23)
Иоа нн Фаус тин
св. Петр Паве л
Ели завета Дева Мария св. К лара
Бер нард Людо вик
Бон авентура Антоний П аду-
св. Франциск анский
ранциск
Антоний, лилия и книга
Бернард с Иисусом
Людовик с 3 лилиями на груди, с короной у ног
Бонавентура с серафимами
в. Клара с божницей
Елизавета с короной королевы
(=, 707. 1.107r.) - /здесь интересные и видные имена, и это, напомним, год 1508, когда, по ным поверьям, Фауст мог быть ещё жив... Фаустин и, причем, на первом месте в сим списке... - от сост./
24) Лист — это грудь или сосок ветке и плодам, которые рождаются на следующий год. (О том, как изображать растения и зелень, 755. G.30v.-32v. )
25) Вы знаете, что врачи, если они очень опытны, возвращают здоровье больным... То же самое нужно для больного (здания) собора, то есть врач-архитектор, который хорошо понимал бы, что такое здание (зодчество), и из каких правил возникает правильное зодчество... (Как сделать чистую конюшню, 803 C.A. 270 r (c).)
Свидетельство о публикации №120080500858