Опера Миндия О. Тактакишвили
Герменевтика - это философский метод эстетики, культурологи для интерпретации феноменов культуры, текстов древности. Герменевтика, как творческий метод, требует обратить внимание на две стороны в гносеологии (теории познания): 1) следует изучить контекст старой эпохи, в которой в глубинах истории родился великий феномен культуры; 2) в зависимости от интересов субьекта культуры -исследователя является направление самой интерпретации феноменов культуры: или в древней эллинской эстетике Квинтилиана изучают Lecton, или в итальянских школах поэтики Средневековья, в русле эпохи постмодернизма и др.
Согласно с научными лекциями профессора словесности, доктора филологических наук Олега Кондратьевича Бабышкина - по преданию в нашей творческой семье, сама
грузинская легенда о прозорливом юноше-мудреце Миндии родилась в древнюю эпоху, намного раньше, нежели записана в поэме «Змееед» гения грузинской литературы Важа Пшавела. Известно многое о выдающемся композиторе ХХ столетия Отаре Тактакишвили из научной книги «Оперы» (из Москвы) по научным консультациям библиотекарей Ларисы Баламут, Валентины Фрунт в Каневском училище культуры и искусств во главе с искусствоведом Виктором Тихомиром в ХХІ столетии.
Композитор Отар Тактакишвили - автор ораторий «Живой очаг», «Николоз Бараташвили», оперы «Миндия», вокальных циклов на стихи Важа Пшавела и Г.Табидзе. Постановка оперы «Миндия» была приурочена к столетию со дня рождения великого грузинского поэта Важа Пшавела. (21 июля 1961 г.). Была показана в концертном исполнении в Москве.
Автор оперы «Миндия» - Отар Тактакишвили родился в 1947 г. В г. Тбилиси, окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции С. Бархударяна.
В музыкальную ткань оперы «Миндия» композитор включает дикторский текст (отрывки из стихотворения Важа Пшавела «Ночь в горах»).
Либретто оперы «Миндия» Р. Табукашвили по мотивам поэзии Важа Пшавела.
Первое представление состоялось 21 июля 1961 года в Тбилиси. Была показана в концертном исполнении в Москве (1963).
Действующие лица оперы «Миндия»:
МИНДИЯ …….тенор
МЗИЯ………….сопрано
ЧАЛХИЯ………баритон
ХЕВИСБЕРИ….бас
ГОНЕЦ……….. бас
Крестьяне, девушки, воины.
Действие первое. В горах светает. Издали доносится звучание хора – голоса пробуждающейся природы. Звучат стихи Важа Пшавела, прославляющие красоту и бессмертие родной земли. Из дальних скитаний возвратился домой юноша Миндия. Он наделен чудодейственным даром – понимать язык природы: животных и растений, камней и ветерков. Восторженный Миндия поет родной природе гимн.
… Миндия засыпает. К нему приближаются девушки, направляющиеся к роднику. Среди них – Мзия, возлюбленная героя. Мзия же будит Миндию приветственной песней.
Радостью и счастьем светятся лица влюбленных.
Появляются односельчане во главе с отцом Миндии – Хевисбери. Хевисбери сообщает сыну горестную весть: Чалхия убил брата Миндии. Суровый закон гор призывает Миндию к кровавой мести. А вот и он – Чалхия, готовый сразиться с Миндией ради овладения Мзией.
Во 2-ом антропологическом законе немецкого философа Плесснера
сказано: творческий способ, с которым нам дано обьекты во владение – со смехом или с плачем. (Алексей Радугин. «Философия», Москва. «Центр». 2004).
Герой оперы «Миндия» - Чалхия желает овладеть прекрасной девушкой Мзией,в качестве пленницы, согласно со вторым антропологическим философским законом Плесснера в Германии, с творческим способом в трагедии, в несчастии, с плачем.Однако грузинский юноша Миндия стоит выше пережитков прошлого и не может пролить кровь своего соплеменника. Ведь это грозит самоуничтожением всему племени! Потрясенный Хевисбери и односельчане отрекаются от Миндии, называя его трусом,
снова в эстетическом законе Плеснера – с плачем, с творческим способом трагического отражения реальности. По законам древней эстетики Квинтилиана, мы видим Lecton («лектон помышленное» и «лектон высказываемое»). Лосев. А. История древней эстетики раннего эллинизма. Москва. 1979. (4)
Мы открыли яркие видения и творческие, литературные помыслы гения грузинской литературы Важа Пшавела из литературных лекций выдающегося ученого-литературного критика Олега Кондратьевича Бабышкина всестороннего дарования, автора научной книги «Ляля Убийвовк» Олеся Гончара». (5)
Личные дела отступают перед внезапно нагрянувшей бедой: гонец приносит тревожную весть о нападении врага на родину Грузию. Миндия просит оказати ему честь и доверить руководство войском.
Действие второе.
В тревоге за любимого Миндию грузинская девушка Мзия ночью разыскивает его на поле боя. Миндии удается на короткое время вырваться на жаркой схватки с врагом для встречи с возлюбленной. Воинский долг вновь призывает героя Миндию на битву.
Появляется взбешенный Чалхия. Миндия, его кровник и соперник, стал героем. Враг повержен его усилиями. Миндию не берет ни пуля, ни сабля. Гнев и отчаяние (7) Чалхии выливаются в драматический монолог и следующую за ним балладу «Раненый орел». Бой отгремел. Враг Грезии разбит! Все храбрые грузины чтят героя Миндию. Грузинские воины вводят смертельно раненного Хевисбери, отца Миндии. Последнее желание отца Хевисбери – чтобы Миндия отомстил за смерть брата и убил Чалхию. К этому же призывают Миндию и его соратники. Миндия в смятении. Грузинский добрый оперный звонкоголосый герой Миндия не желает нарушить свой обет – не убивать живого существа, но в конце концов, вынужден защищаться, он в поединке убивает Чалхию. Свершилось! Миндия из-за кровопролития потерял чудодейственную силу Бога!
(это мы видим в библейской истории про Самсона).
(Автор оперы «Миндия» - Отар Тактакишвили. 1961).
НОЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПО КВИНТИЛИАНУ
В опере «Миндия» воплотились древние ораторские, эстетические направления из школ эллинизма Квинтилиана, – это ночное творчество в уединении самого гениального грузинского поэта Важа Пшавела, автора стихотворения «Ночь в горах», поэмы «Змееед», ночное переписывание новых страниц вдохновенных рукописей в словах, по эллинскому написанию: to Lecton помысленное, to Lecton высказываемое, невидимые ночные тайные чувства Важа Пшавела, которые с тудом поддаются описанию пером на бумаге.
Лосев А. в учебнике « История древней эстетики раннего эллинизма», Москва, 1979 г., стр. 591 учит об обязательном ночном вдохновенном творчестве поэта-эстета, оратора Квинтилиана в страдании, в тревоге за красоту души, за честь Отечества. Исходя из древних учений философа Квинтилиана про «Lecton высказываемое», мы прославили прекрасного поэта-оратора Важа Пшавела за его помысли и за описанные в безмолвные ночи путешествия Миндии - героя Грузии в поэме «Змееед».
Lecton высказываемое (по эстетике Квинтилиана) с тревогой, с музыкальной интонацией Doloroso описано во втором действии оперы «Миндия» выдающимся грузинским композитором Отаром Тактакишвили, автором оратории «Живой очаг»,
«Николоз Бараташвили».
Использована литература:
1. Важа Пшавела. «Змееед».
2.Радугин А.. «Философия», Москва. «Центр». 2004.
3. Важа Пшавела. Ночь в горах. Москва. 1989.
4. Лосев. А. История древней эстетики раннего эллинизма. Москва. 1979.
5. Сенека. О гневе. Радугин А.. «Философия», Москва. «Центр». 2004.
Свидетельство о публикации №120080409288