Опера Миндия О. Тактакишвили

ГЕРМЕНЕВТИКА –МЕТОД  ЭСТЕТИКИ

Герменевтика  - это философский метод  эстетики, культурологи для интерпретации феноменов культуры, текстов древности. Герменевтика, как творческий метод, требует обратить внимание  на две стороны  в гносеологии (теории познания): 1) следует изучить контекст старой  эпохи, в которой  в глубинах истории  родился  великий  феномен культуры; 2)  в зависимости  от  интересов субьекта культуры -исследователя  является направление  самой  интерпретации  феноменов  культуры: или  в  древней  эллинской  эстетике  Квинтилиана   изучают   Lecton,  или  в  итальянских школах  поэтики Средневековья, в русле эпохи постмодернизма  и др.
   Согласно  с научными лекциями профессора  словесности, доктора филологических наук  Олега  Кондратьевича Бабышкина  - по преданию в нашей  творческой семье, сама
грузинская  легенда  о прозорливом  юноше-мудреце Миндии родилась  в   древнюю  эпоху,  намного  раньше, нежели  записана  в поэме «Змееед»  гения грузинской литературы Важа Пшавела.  Известно   многое о выдающемся композиторе  ХХ столетия  Отаре  Тактакишвили  из научной книги  «Оперы» (из Москвы)  по  научным консультациям  библиотекарей   Ларисы Баламут, Валентины Фрунт  в Каневском училище культуры и искусств   во главе  с  искусствоведом  Виктором Тихомиром в ХХІ  столетии.
 Композитор  Отар  Тактакишвили - автор  ораторий «Живой очаг», «Николоз Бараташвили», оперы «Миндия», вокальных циклов на стихи Важа Пшавела  и Г.Табидзе. Постановка оперы «Миндия» была  приурочена к столетию со дня рождения великого грузинского  поэта Важа Пшавела. (21 июля  1961 г.). Была показана  в концертном  исполнении  в Москве.
Автор оперы «Миндия» - Отар Тактакишвили  родился в 1947 г. В г. Тбилиси, окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции С. Бархударяна.
В музыкальную  ткань оперы «Миндия»  композитор включает дикторский текст (отрывки из стихотворения Важа Пшавела «Ночь в горах»).
Либретто  оперы «Миндия» Р. Табукашвили по мотивам поэзии Важа Пшавела.
Первое  представление состоялось  21 июля 1961 года в Тбилиси. Была показана в концертном исполнении в Москве (1963).

Действующие лица  оперы «Миндия»:
МИНДИЯ …….тенор
МЗИЯ………….сопрано
ЧАЛХИЯ………баритон
ХЕВИСБЕРИ….бас
ГОНЕЦ……….. бас
Крестьяне, девушки, воины.

Действие  первое. В горах светает. Издали доносится звучание хора – голоса пробуждающейся природы. Звучат стихи Важа Пшавела, прославляющие красоту и бессмертие родной земли. Из дальних скитаний возвратился домой юноша Миндия. Он наделен чудодейственным даром – понимать язык природы: животных и растений, камней и ветерков. Восторженный  Миндия  поет  родной  природе  гимн.
… Миндия  засыпает. К  нему  приближаются девушки, направляющиеся  к роднику. Среди них – Мзия, возлюбленная  героя. Мзия же будит Миндию приветственной песней.
Радостью и счастьем светятся  лица  влюбленных.
Появляются  односельчане  во главе с отцом Миндии – Хевисбери. Хевисбери сообщает сыну горестную весть:  Чалхия убил брата Миндии. Суровый закон гор призывает Миндию к кровавой  мести. А вот  и  он – Чалхия, готовый сразиться с Миндией ради овладения  Мзией.
Во  2-ом  антропологическом  законе  немецкого философа Плесснера
сказано:   творческий  способ, с  которым нам дано  обьекты  во владение – со смехом или с плачем. (Алексей Радугин. «Философия», Москва. «Центр». 2004).

Герой оперы «Миндия» -  Чалхия желает  овладеть  прекрасной девушкой Мзией,в  качестве  пленницы, согласно  со  вторым  антропологическим  философским законом  Плесснера  в Германии, с  творческим  способом  в  трагедии,  в несчастии,  с плачем.Однако  грузинский юноша  Миндия стоит выше  пережитков прошлого и не может пролить  кровь своего соплеменника. Ведь это грозит  самоуничтожением  всему племени! Потрясенный Хевисбери  и односельчане отрекаются от  Миндии, называя  его  трусом,
снова  в эстетическом  законе  Плеснера – с  плачем,  с творческим  способом  трагического  отражения  реальности. По законам древней  эстетики  Квинтилиана, мы видим  Lecton  («лектон  помышленное»  и  «лектон  высказываемое»). Лосев. А. История  древней  эстетики  раннего эллинизма. Москва. 1979. (4)
Мы открыли яркие  видения  и творческие, литературные  помыслы  гения  грузинской  литературы  Важа Пшавела  из  литературных  лекций  выдающегося  ученого-литературного  критика  Олега Кондратьевича Бабышкина  всестороннего  дарования, автора  научной книги  «Ляля Убийвовк»  Олеся Гончара». (5)
      Личные  дела отступают  перед внезапно нагрянувшей бедой: гонец  приносит тревожную весть о нападении врага на родину Грузию. Миндия просит оказати ему честь  и доверить руководство войском.

Действие  второе.
В тревоге  за любимого  Миндию  грузинская  девушка  Мзия  ночью разыскивает его на поле боя. Миндии  удается на короткое время вырваться на жаркой схватки с врагом для встречи с возлюбленной. Воинский долг вновь  призывает героя Миндию на битву.
Появляется  взбешенный  Чалхия. Миндия, его кровник и соперник, стал героем. Враг повержен его усилиями. Миндию не берет ни пуля, ни сабля. Гнев  и отчаяние (7)  Чалхии  выливаются  в драматический  монолог  и следующую за ним балладу «Раненый  орел».  Бой отгремел. Враг  Грезии  разбит! Все  храбрые грузины  чтят  героя Миндию. Грузинские  воины вводят смертельно раненного Хевисбери, отца  Миндии.   Последнее желание отца Хевисбери – чтобы Миндия отомстил за смерть брата  и убил Чалхию. К этому же призывают Миндию и его соратники. Миндия в смятении. Грузинский  добрый   оперный  звонкоголосый герой   Миндия  не желает нарушить  свой обет – не убивать живого существа, но в конце концов, вынужден защищаться, он в поединке убивает Чалхию. Свершилось! Миндия  из-за  кровопролития  потерял чудодейственную силу Бога!
(это мы видим  в библейской истории  про Самсона).
(Автор оперы «Миндия» - Отар Тактакишвили. 1961).

НОЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО  ПО КВИНТИЛИАНУ
       В опере «Миндия»  воплотились  древние ораторские,  эстетические  направления  из школ эллинизма  Квинтилиана, – это ночное  творчество в уединении  самого  гениального грузинского  поэта  Важа Пшавела, автора  стихотворения «Ночь  в горах», поэмы «Змееед», ночное  переписывание  новых страниц  вдохновенных рукописей    в словах, по эллинскому написанию:   to  Lecton    помысленное, to  Lecton    высказываемое, невидимые  ночные  тайные  чувства  Важа Пшавела,  которые  с тудом  поддаются  описанию  пером  на бумаге.   
Лосев А.  в учебнике « История  древней  эстетики  раннего эллинизма», Москва, 1979 г., стр. 591  учит  об  обязательном  ночном  вдохновенном  творчестве  поэта-эстета, оратора  Квинтилиана  в  страдании, в тревоге  за  красоту  души, за  честь Отечества. Исходя  из древних  учений  философа  Квинтилиана   про  «Lecton    высказываемое», мы  прославили  прекрасного  поэта-оратора  Важа Пшавела  за его  помысли  и за  описанные  в безмолвные ночи   путешествия  Миндии - героя Грузии   в поэме «Змееед».
    Lecton    высказываемое (по   эстетике Квинтилиана)   с тревогой, с  музыкальной интонацией  Doloroso  описано  во  втором действии  оперы «Миндия»  выдающимся  грузинским  композитором  Отаром Тактакишвили, автором  оратории «Живой очаг»,
«Николоз Бараташвили».

Использована литература:
1.  Важа Пшавела. «Змееед».
2.Радугин А.. «Философия», Москва. «Центр». 2004.
3. Важа Пшавела. Ночь в горах. Москва. 1989.
4. Лосев. А. История  древней  эстетики  раннего эллинизма. Москва. 1979.
5. Сенека. О гневе. Радугин А.. «Философия», Москва. «Центр». 2004.


Рецензии