Вступительная статья к моей новой книге

Дорогой читатель!
Я обращаюсь к тебе как к своему другу, чтобы поведать о тех удивительных, увлекательных и, в то же время, пугающих событиях, что происходят в моей жизни. Я писатель. Но пишу не потому, что хочу прославиться. Я не знаю, как назвать то, что происходит со мной. Может быть, ты, просвещенный, умный, мой читатель, найдёшь объяснение, подберёшь правильные слова, чтобы дать название тем процессам, которые захватывают меня  и влекут, и не отпускают, пока я не возьмусь писать,  пока не перенесу на бумагу всё, что приходит ко мне, пока не сделаю последний мазок в картинах, которые предстают передо мной, пока не поставлю последнюю точку в повествовании, которое нашёптывает мне …. Спросишь; «Кто?» Не знаю. Я предоставляю тебе, мой друг, самому определить, что за сила ведёт меня, что за поток увлекает меня.
 А возбудить этот процесс может любая мелочь. Какое-то слово, услышанное мною в транспорте или по телевизору, статья в учебнике истории, сообщение в старой пожелтевшей газете, которое я могу прочитать во время работы в архиве.
Пожалуй, с одной такой истории я и начну.
Как-то работая над очерком, который попросила у меня одна из газет, я сидела в архиве и рылась в пожелтевших, иногда, полуистлевших страницах газет столетней давности и выбирала всё, что касалось моего города и близлежащих селений.  Меня заинтересовала маленькая заметка о том, что в селе Покойном крестьянин, вспахивая землю на своём участке, наткнулся на что-то твёрдое. Думал – камень. Взял лопату и начал обкапывать то место. Оказалось, то были огромные кости. Каково же было его удивление, когда выкопав всё, что было, и собрав вместе части, обнаружил, что выкопал человеческий череп. Только был он необыкновенно большого размера. В раскрытую челюсть этого черепа могла вместиться голова современного человека.
В тот день я уже не смогла больше рыться в архиве. Меня возбудила найденная информация. Всю дорогу до дома и потом весь вечер я не могла избавиться от мыслей, рождённых в моей голове давними событиями. Я не замечала ничего вокруг, не могла обсуждать с близкими какие-то мелкие бытовые вопросы. Меня захватил поток событий, вставших передо мной, и всю ночь я писала… Одна картина сменялась другой, как в кино. Я торопилась, старалась успеть за мыслью и сменой картин. Вся реальность отступила, растворилась. Я стала героиней иной реальности или моих фантазий. Не знаю. На какое-то время я, уставшая сидеть, откинулась в кресле и забылась в зыбком сне. Но там всё продолжалось, история развивалась и не давала мне покоя. Я проснулась и продолжала писать. И так длилось, пока в голове словно погас свет, потух экран, остановилась лента, я вздохнула с облегчением от сделанной работы, и упала на кровать.
Вот что я обнаружила, когда выспалась, встала с просветлённой головой и заглянула в свои записи…(См. рассказ "Долина красных цветов")

Наша Судьба слита с Судьбой города, которую можно проследить, если внимательно всмотреться в страницы истории, вслушаться в голоса времен. Все, что случалось и случается с нами - это наш Крест, и нести его нам, лучше, если с достоинством и смирением. И тогда, возможно, мы заслужим в награду МИР и ЛЮБОВЬ.

На том месте, где стоит современный город под именем Буденновск, еще в глубокой древности образовалось крупное поселение. Археологические раскопки, проводимые многими учеными царской России и Советского Союза доказывают, что как минимум три культурных слоя хранит земля Прикумья, а это значит, по меньшей мере трижды на месте города Будённовска расцветала и трижды угасала цивилизация.

Были времена, когда Прикумье входило в состав Хазарского царства. Тогда в долине и родился большой богатый город, с христианскими церквями, мусульманскими мечетями, иудейскими храмами.

"Судя по всем имеющимся о Мажарах писаным свидетельствам, необходимо прийти к заключению, что это был хазарский город. Так он назывался в истории г. Дербента, где упоминаются (8 в. до Р.Х.) Большие и Малые Мажары...", - писал в своем историческом труде в 1910 году "Мажары один из древнейших городов Северного Кавказа" Н.Г. Прозрителев. Он самый самоотверженный поклонник старых Мажар.

Великолепный золотоордынский город, оставшийся в истории под названием Маджары, стал преемником древнехазарского города. Расцвет средневековых Маджар приходится на XIV век.

Письменные и археологические источники дают возможность представить облик этого золотоордынского города. "Он разделялся Кумой на две большие части: верхнюю, находившуюся по левому берегу реки, и нижнюю, занимавшую ее правобережье.

На левом, более высоком берегу, территория Маджар составляла 3 км в длину и около 1км в ширину. Как рассказывали Г.Н. Прозрителеву старожилы - жители местных селений, в нижнюю часть города вела широкая лестница из белых и изразцовых плит.

Именно в нижней части города находились ремесленные кварталы, что подтверждается находками здесь обогатительных печей и различного ремесленного брака: стекловидных шлаков, глиняных трубок с застывшей в них глазурью и т.п. На плане Маджар, составленном в 1850-х годах А.Архиповым, было обозначено 43 полных квартала и 7 кварталов, вошедших в этот план не полностью. Неправильная планировка кварталов, узкие улицы создают картину типичного средневекового города

Путешественник Ибн Батута упоминает в Маджарах большой базар, джума, т.е. соборную мечеть, скит, где жили разных национальностей факиры. Находки монет маджарского чекана указывают на существование в городе монетного двора и мастеров-чеканщиков. В 1840г. в Маджарах местными крестьянами были открыты остатки городского водопровода, четыре линии которого шли с северо-запада на юго-восток и имели протяженность около 324 саженей...

Часть города, судя по сохранившимся в 18 и начале 19 веков развалинам, занимали мавзолеи, архитектурный стиль которых был аналогичен мавзолеям Передней и Средней Азии...", - так описывала Маджары Н.Г. Волкова, советский историк, в 1962 году.

Но, как пишет Г.Н. Прозрителев: "Этот загадочный город положительно обречен судьбой на то, чтобы окончательно исчезнуть с лица земли и унести с собой истину о существовании его и тех, кто в нем жил и его построил".

Гибель Маджар осталась тайной до сего дня. О причинах гибели древнего города ходят легенды. Одна из самых вероятных рассказывает о нападении на город войск Тамерлана (Тимура). Однако есть и другие версии, среди которых землетрясение, наводнение, нашествие пауков тарантулов. Рок висит над самой памятью о Маджарах.

Мы не знаем почти ничего о Маджарах.

История повторяется.

Золотая Орда  уничтожила память о предшествующем народе хазар
Золотая Орда была разрушена последующими завоевателями.

И эти размышления родили в моём воображении историю "Пауки".


Когда на Кавказ пришли россияне – сначала в период правления Петра 1 (Персидский поход 1722год), затем в период правления Екатерины-II – развалины Маджар еще щедро рассказывали о былых временах. Но поселенцы, в том числе русские и армяне, беспощадно, с молчаливого согласия царского правительства, грабили исторический памятник, разорили еще целые тогда мавзолеи, растащили кирпич и плиты по своим постройкам.

Подписание Грамоты Павлом-I о выделении земли армянским и грузинским беженцам в том месте, где были развалины Маджар, лишь ускорило разграбление исторического памятника.
Эти же кирпичи были использованы при постройке Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря.
А громче других голосов доносятся до нас стоны, плачи русичей по невинно убиенному Великому князю Михаилу Тверскому...

А далее, как гласит легенда, будто ночью над хлевом, где лежало тело растерзанного князя, преданного родным по крови человеком, явилось святое знамение - огненный крест.

===========================================================

При Екатерине-II действия России на Кавказе активизировались

За активную поддержку русской армии над оставшимися в Дербенте и Мушкуре армянами нависла угроза физической расправы. Опасаясь погромов и резни со стороны мусульман, армянские юзбаши и старосты указанных селений обратились к архиепископу Иосифу Аргутинскому с тем, чтобы он добился переселения армян в Россию. 1марта 1797 года последовал Указ Павла 1 И.В Гудовичу о разрешении дербентским армянам переселиться в Россию.

Весной 1798 года было отдано распоряжение об измерении земель между рекой Буйволой и Томузловским "отселком", произведено межевание на семьдесят армянских и грузинских семей.

В указе Павла-I от 4 августа 1798 года об отводе земель дербентским армянам впервые упоминается название будущего города Святого Креста.
Духом тех времён навеян мне рассказ "Мост"

Не исключаются и армянские корни названия "Святой Крест". Сурб Хач, так по-армянски звучит Святой Крест. И он является самым популярным символом в Армении и армянских колониях Юга России.

Вспомним уроки истории, когда пришли к власти Советы, был разрушен монастырь, город потерял свое имя Святой Крест, которое получил при возрождении, и, видимо, таково было Божье наказание. Творить неправедные дела под Святым Крестом невозможно. А роковая цепочка продолжает плестись.
Воля рока исполняется по сегодняшний день.
Из биографии современного города словно вычеркнута тысячелетняя история. Те места, где могли бы вестись раскопки, во времена советской власти просто запаханы. О древней истории города Буденновска и Прикумья стараются не говорить, а если упоминается на уроках истории, то вскользь, не придавая особого значения возрождению гордости у горожан за выдающееся прошлое.
Очень жаль, что был отменен проект по возрождению туристического маршрута по "Великому шелковому пути" (???). А как было бы здорово воссоздать исторические уголки по сохранившимся пока описаниям и чертежам, великолепную лестницу, спускающуюся к берегу реки в районе больничного городка! (Осколки Маджара)

Исчезают в неизвестность и так очень скупые археологические находки, найденные на развалинах Маджар, даже из краевого музея.

И ещё одно испытание пришлось на долю моих земляков, моего города. Уже в современной истории (1995год) Будённовская земля пережила нападение банды боевиков. Около трёх тысяч человек попали в заложники.
Десять лет я собирала материал, и к 10 годовщине трагических событий в свет вышла книга «Будённовский крест», которая благодаря интернету облетела многие страны и континенты. Отзывы мне приходили даже из Австралии. Книга состоит из живых свидетельств, из воспоминаний реальных участников тех событий.

Цитаты из воспоминаний

После штурма, когда отступили альфовцы, наступило хрупкое затишье, Раиса Николаевна сидела на полу и смотрела в оконный проем. Окна выходили на юго-восток. Небо было голубым и глубоким. По небу плыли перистые облака, а точнее сказать, они в тот момент застыли в форме огромного гусиного пера, и на этом фоне родилось видение: христианский крест с двумя пересечениями и преклоненная к кресту Богоматерь.



«Когда ругают Черномырдина за то, что он позволил басаевцам уйти безнаказанно, я думаю, что это люди, которых не коснулось такое горе. В той ситуации его решение было единственно правильным. И я говорю ему: "Спасибо!" за то, что он спас жизни большой части заложников, с отеческим пониманием отнесся к их участи".

Когда начинался обстрел, все прятались под кровати, а Галина Ивановна читала молитвы и просила других молиться. Женщины просили научить молитве. Молились все, даже те, кто раньше не верил в Бога.

А после штурма свершилось чудо. Измученные страхом, болью, жаждой и голодом люди наслаждались тишиной. Никто не стрелял. И в этот момент кто-то сказал: "Посмотрите на небо!". Галина Ивановна глянула в оконный проем. Там в голубом просторе над Буденновской землей плыли перистые облака и на мгновение они сложились в крест.

«Господь давал мне силы и мужество. Из заложников я вернулась исцеленной, пережив страшное потрясение, мой организм с Божьей помощью нашел потаенные резервы. В дни испытаний Бог дал мне силы, перед которыми отступили мои болезни. И еще он позволяет мне писать стихи».



Самые тяжёлые раны со временем заживают. Очень многие заложники и их близкие, пережив Буденовскую трагедию, стали истинно верующими людьми.

«Таков был наш крест. Нам было дано испытание. Мы прошли его и получили в награду великую радость - мы узнали Бога. А виновники?.. Бог им судья", - говорят они без злобы, но со смирением.

"Молва об истинных масштабах трагедии быстро облетела Северный Кавказ. И, как всегда в пору большой беды, народы России протянули руку помощи городу-мученику. В помощь пострадавшим от террористического акта пошел поток грузов...
Степной городок Буденновск, о котором ранее знали только ставропольцы, да разве еще московские сановники (по уникальной продукции прасковейских винного и коньячного заводов), отныне "прославился" на весь Божий мир.

Из уст в уста на протяжении веков передаются легенды, придания, былины.  Истины, заложенные в них, не подвергаются сомнению.  Они проверены временем. Давайте прислушаемся к их голосам, голосам времен!


Рецензии