Дайте достаточному количеству обезьян...

                Give enough monkeys enough typewriters
                and you will get Shakespeare... Sooner or later.

                Дайте достаточному количеству обезьян
                Достаточное количество пишущих машинок,
                И вы получите Шекспира... Раньше или позже.

                Артур Эддингтон, английский астроном,   
                первым в 1919 году подтвердивший верность
                выводов Общей Теории Относительности.

Окна моей квартиры направлены в одну сторону горизонта, поэтому для проветривания я использую «принудительную» вентиляцию, применяя обычные бытовые вентиляторы. В одно окно воздух вдувается, из другого  – вытягивается.
Но из-за длительной и сильной жары имевшиеся с нагрузкой не справлялись и я докупил ещё несколько «высокоскоростных». Они создают довольно мощную струю воздуха, но у них всех один недостаток – шум. Лопасти с большой скоростью закручивают воздух, создаются вихри, которые шумят.
Шум вроде бы равномерный, но поскольку работает не один, а несколько, и они чуть РАЗНЫЕ, то шум богат разными «обертонами» и тут мы приходим к явлению, ради которого и написана эта заметочка.

Заметил, что в этом шуме я иногда улавливаю отдельные звуки человеческого голоса, произносящего слова, но разобрать их нет возможности.
Ну, – подумал я, – свихнулся ты, дорогой! Уже слуховые галлюцинации! Пора бежать к психиатру.
Ладно, если галлюцинации, то они же у меня в мозгу, а не ИЗВНЕ,
Выключил все три шумящих вентилятора.
Тишина! Никаких голосов, слов и звуков...
Включил – снова эпизодические частицы «языка»... Как будто сквозь шум слышу разговор за дверью квартиры. Отдельные звуки его.
И тут пришла  мыслишка.
Вентиляторы генерируют некий «белый шум». Но в нём могут быть произвольные звукосочетания.  Мой мозг, привыкший обрабатывать слуховую информацию, НЕПРОИЗВОЛЬНО вылавливает из шума некоторые комбинации звуков, характерные для речи людей. Вот и кажется мне, что чей-то разговор иногда прорывается сквозь шум вентиляторов.

Кстати, любой специалист знает, что в «белом шуме» находится немало ВОЗМОЖНОЙ информации, то есть неких звукосочетаний, которые могут быть восприняты нами как некие информационные сигналы.
(Упомянул эту тему недавно в заметке «Послесловия и разбойник Мордон». В забавной фантастической миниатюре Станислава Лема герои отделываются от разбойника Мордона, алчущего «ИНФОРМАЦИИ», тем, что создают для него  записывающего «Демона Второго Рода», который как раз и вылавливает из беспорядочного «шума» соударений молекул воздуха некую осмысленную «информацию»)

Потому и я стал тоже жертвой хаотически перемешанных звуков, принимаемых моим мозгом за слова. 
Забавно!

Вторая мыслишка, пришедшая в голову во время этого написания, была такая:
А что если у больных, страдающих зрительными или слуховыми галлюцинациями, тоже «шум»?
Конечно, не слуховой и не зрительный. «Шумят» хаотически группы нейронов. Их сигналы улавливаются слуховыми или зрительными анализаторами и они уже, из «вылавливаемых намёков» на информативные сигналы, формируют некие зрительные или звуковые фантомы?
Ведь наверняка у таких людей активность нейронов носит заметно другой характер, отличающийся от «нормального».
И это уже не забавно...
1 VIII 2020


Рецензии