История эта происходила в Сибирской глубинке, в селе Почемучево. Село небольшое, далеко расположенное от райцентра, всего двадцать дворов. Местные жители так рассказывали историю образования села.Когда-то на заимке один купец построил большой дом и хозяйственные постройки, поселился со своей семьёй , позднее к нему приехал брат со своей семьёй, тоже расстроился. Их дети выросли , кто-то женился, кто-то вышел замуж и тоже расстроились на заимке. Изначально заимку в народе звали Нефёдова, по фамилии купца Нефёдова Елисея, но после смерти его название стало Почемучево. Говорят этот купец очень часто употреблял в своём разговоре слово- почему, почему это ? почему там ? почему здесь ?и т.д. И за глаза заимку стали называть ещё при жизни купца Почемучево, а затем уже и зарегистрировали село Почемучево. Жил в этом селе старожил Григорий Нефёдов. Говорят родственник того самого купца, основателя заимки. Звали его в селе все деда Гриня, но никто не знал сколько ему было отроду лет. Сам же деда Гриня молчал о своём возрасте и только иногда самым надоедливым говорил: «Вот когда сложу свои мощи в деревянный ящик, тогда и узнаете». Любил он очень байки всякие рассказывать и истории. Итак он это делал искусно ,затягивая свой самосад , что верить или не верить ему многим было невдомёк . А ещё любил он уходить в тайгу на пару дней ,в одно и тоже время.Возвращался всегда бодрый с лукошком ягод и разных трав. Уходил всегда один и без ружья. И вот однажды ушёл деда Гриня в тайгу, предупредив своего соседа Петра , а через два дня не вернулся. Сосед стал беспокоиться, стал всех в селе извещать , что так мол и так, что никогда такого не было. Решили мужики, что по утру с ружьями пойдут искать деда в тайгу. А мужиков то, которые ещё в силе, всего семь человек. Утром, выйдя за поскотину , мужики направились на заимку к охотнику-отшельнику, может тот что-то знает или может дед у него. Охотника не застали у себя, двинулись по лесным зимним таёжникам, разделившись на три группы. Бабы в селе не находили себе места.Собрались все у Авдотьи в избе. Авдотья жила одна и на селе бабы её считали предсказательницей, хотя мужики своих баб ругали , когда те бегали к ней. Авдотья, разложив какие-то камушки, сожгла пучок сухой травы, пепел от которой летал по избе, сказала , что мужики деда не найдут и придут не все сразу. На том все и разошлись. Через день пришли трое и только спустя ещё пару суток пришли все остальные. Деда Гриню они не нашли. Было решено сообщить поутру в райцентр. Утром рано, подоив корову, Авдотья вышла из скотника. Посмотрев на начинающий восход, она заметила какой-то силуэт человека, который выходил из тайги. Постояв ещё немного и всматриваясь в даль, она признала деда Гриню. Дед медленно двигался и Авдотья прямо с ведром парного молока быстрым шагом , почти бегом , двинулась к нему на встречу. Поравнявшись, дед подмигнул ей и припал к ведру с молоком. Сколько выпил он молока знает только Авдотья. А утром , когда сосед деда вышел в уборную, увидел деда Гриню сидящим у себя на скамейке возле дома, курящего спокойно свой самосад. Через час всё село было у дома деда. Бабы, обнимая деда, прослезились, а мужики ждали рассказ о том , где же он был пять суток? И тогда, затянув свою самокрутку самосада , дед начал свой рассказ:
« Каждый год в одно и тоже времюшко ухожу я в нашу матушку- кормилицу тайгу за ягодами и травами и набраться силушки от ароматов и приобрести душевного покою, так как жить мне ещё с полвеку. Хожу я год за году размеренно, с умом , не торопясь, таки в спешке уходит из организму силушка. Решил пойти не так как ране хаживал, а через заимку отшельника. Не дойдя до заимки, услыхал звуки странные , треск веток и не разбирая тропинок прямиком двинул туда».
Мужики переминаясь с ноги на ногу, закуривая папиросы, выжидающе ждали продолжение. Дед посмотрев на своих селян с улыбкой, произнёс: « Притомился я чуток ребятушки, пойду прилягу, а после и дорасскажу». Между собой бабы и мужики о чём-то начали судачить, кто-то размахивал руками, кто-то брался за голову, а Авдотья просто сказала , что надо вытопить баньку и когда дед отоспится , напарить его хорошенько и накормить . На том и порешили. Спал деда Гриня двое суток. Авдотья приносила ему молока, будила , он выпивал и снова спал. А односельчане только и судачили, каждому было интересно, что же произошло с дедом в тайге. Отоспавшись, дед, как ни в чём не бывало, пришёл в сельмаг , купил продукты и поллитру, сказав при этом: « Не ради пьянки, здоровью для!» Сосед Пётр растопил баню и уже к полудню почти все снова собрались у дома деда. Деда Гриня , выйдя из дома, уже чуть шатающейся походкой, сел на скамейку, затянул свой самосад и продолжил рассказ. Опоздавшие односельчане, подходя ближе к дому, где собралось почти всё село, с интересом наблюдали за всеми. Кто-то смеялся громко, кто-то вздыхал, поднимая руки к верху , кто-то закрывал руками лицо. А деда Гриня поведал своим односельчанам, что встретился он с медведицей и медвежонком, когда он пошёл на странный треск. Кто-то поставил капкан на крупного зверя и медведица попала в него передними лапами, а медвежонок не отходил от неё. Что пришлось ему набрать ягод и не одну корзину, накормить медвежонка, чтобы медведица видела , что он не злодей какой-то . А рассмотрев капкан, он смекнул, что травмы будут глубокие и надо успокоить медведицу и приложить к ранам разных травок, чтобы они быстрее затянулись. Затем он поведал , как искал эти травы по тайге. А найдя их успокоил медведицу, долго снимал капкан, а затем лечил ей лапы. А спал он с медвежонком почти в обнимку. Пил болотную воду через тряпку и ел ягоды. А когда медведице стало легче он и отправился домой. Слушая односельчане много задавали вопросов что и как?!Как это он не испугался медведя?! А какие травки он собирал? И много-много других. Деда Гриня на каждый вопрос отвечал , потягивая самокрутку. А тут сосед Пётр возьми и спроси: «Медведица то хоть как –то отблагодарила тебя? Говорят они умные !» На что дед ответил: «Благодарстию от неё получил , не без этуго! Встала во всю- то ростушку она, обняла, похлопов меня по плечам, посмотрела в мои мудрёные глаза и убёгла с медвежонком в тайгу!» Все, кто слушал деда, начали смеяться. Кто-то крикнул: «Ну ты дед , любишь байки рассказывать !» Так односельчане стали расходиться. Сосед Пётр позвал деда в баньку, а Авдотья с бабами пошла стол собирать. Сосед Пётр , взяв два берёзовых свежих веника, зашёл в баню и тут чуть не сел на пол. Деда Гриня лежал на полке на животе , уже готовенький попариться, а на спине у него заметные кровавые следы от медвежьих когтей , как раз по обоим плечам. Вот и ломай теперь голову , байку рассказывал деда Гриня или взаправду было всё ?
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.