Лабиринты сознания

"Фантазия, лишенная разума, производит чудовищ;
 но соединенная с ними, она - мать искусства и
  источник его чудес."
 ................................/ Франсиско Гойя ( 1746 - 1828 ).

 0d* \............/  + -|R..|.

 Есть преимущество, а в чем оно у страха?..
 В глазах конечно: "Очень велики!",-
 в них вижу лично я "нагую Маху"*,
 живого Гойю - смерти вопреки ^ (!)
 Срывают пальцы тоненькие нити*,
 пыль вспыхивает искрами в ночи,
 летящими к вандальскому граффити*;
 и запах всюду плесени, мочи...
 -|-
 Такое ощущение от риска*:
 Фуэндетодос* - тайные ходы,-
 сначала от рождения Франсиско,
 и дальше в коридорах темноты.            
 От проявлений зла  до аллегорий*;
 в архетипичном сумраке* времен,
 проходит путь и баек, и историй,-
 он лабиринтами сознанья* сообщен!   
 -|-
 Отчаянье царящее повсюду:
 меняется нередко красотой*!..
 С какою радость верящее в чудо,         
 с каким преобладающий покой
 несет глоток пересыхающим сомненьям;
 и в технике "офорте"* основным
 является "acua"*, и "tinta"* с тенью*,
 с травлением, с царапаньем пластин..|.
 -|-
 Витальные* позирующие махи*
 с балкона смотрят на привычный вид;
 и слышатся как пролетают птахи,
 мычанье бычье, быстрый стук копыт...
 Энсьерро* - добровольный глупый термИн:
 "недолго прокатиться на рогах" ^ (!)
 Такой уж праздник этот "Сен - ФермИн"*,-
 на улицах испытывать свой страх!         
 -|-
 Какие испытания в дальнейшем,
 во многом повлиять могли на то,          
 что остается в общем неизбежным:
 судить, теперь, воистину кого?!         
 Читаешь письма* тех, кто был и будут
 самим себе понятнее, чем всем!       
 И понимаешь, что тебя забудут,
 а им не стать забытыми совсем!            
 -|-
 Из лабиринта выйти невредимым,-
 вот истина, с какою дальше жить!
 И заявить, что был непроходимым,
 тем, кто желает сравнивать, сравнить.
 Историка Сесенью* почитайте,-
 Наташа вам ответит на вопрос!*
 И (,) если надо, то тогда узнайте:
 из писем Альбу* и про полный  рост!*

 ............ 3,5,7,- 12 ( ... ) 22/6 ^ ( S/P )* ................../A\V/A\W/A\


 ( в д с ) - в данном случае - на фото картина Ф.Гойи "Маха - ногая",- подмена
      для моралистов может быть "Маха - одетая" созданная приблизительно в
      1800 - 1805 гг.


(*) - "Срывают пальцы тоненькие нити..." - ( в д с ) под словом - "нить"
      подразумевается паутина.

(*) - "..нагую Маху..."- речь идет о картине испанского художника Франсиско Гойи
      "Маха обнаженная"( на фото ),написанной примерно: между 1797 и 1800 годами.
      Составляет пару с картиной "Маха - одетая". На обеих картинах изображена
      испанская горожанка XVIII - XIX веков. "Маха обнаженная" является одним из
      ранних произведений западного искусства, изображающую полностью обнаженную
      женщину без мифологических и отрицательных коннотаций...

(*) - "...живого Гойю..." - речь идет об испанском художнике, гравере Францизко
      Гойе ( 1746 - 1828 ), одном из первых ярких мастеров изобразительного
      искусства раннего романтизма...

(*) - "...к вандальскому граффити..." - ( о слове "вандальский")- это
      восточногерманский язык, вероятно близкий к готскому...
      Вандалы еще в I веке н.э. делились на две группы: хастингов и силингов,
      после миграции из Центральной Европы в эпоху переселения народов, в начале
      V века н.э. установили свое владычество в Испании и Португалии, откуда
      позднее были вытеснены вестготами в Африку... Граффити - изображение или
      надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами
      на стенах и других поверхностях...
      Граффити до сих пор считается "ВАНДАЛИЗМОМ"!..

(*) - "Такое ощущение от риска..." - ( в д с ) подчеркивается риск каких - либо
      образований, коих сейчас хватает с избытком и буквально по горло;
      в "демократическом" - "продвинутом" обществе Европы и Северной Америки, и
      явно приводящее в недоумение весь окружающий ( "отсталый" ) мир,- в котором
      по мнению тех же европейских и североамериканских политиков - гандонов
     (вульг.): не хватает свобод и равенств (!)

(*) - "Фуэндетодос" - муниципалитет в Испании, входит в провинцию Сарагоса в
      составе автономного сообщества Арагон.Фуэндетодос - родина Франсиско Гойи.

(*) - "...от проявленья зла - до аллегорий..." -( в д с ) речь идет о особенности
      живописи и графики Ф.Гойи, а именно об экспрессивной манере, изображений
      разнообразного проявления зла; насилия, несправедливости и страданий, не
      смотря на очевидную гротескность подачи, отражали реальные переживания...
      Образы на картинах мастера порой аллегоричны и архетипичны...

(*) - "... в архетипичном сумраке..." - и в этом случае продолжается рассказ об
      особенностях Франсиско Гойи, словом - "архетипичный" ( подлинный, исконный,
      с греческого - "первообразный") подчеркиваются глубочайшие слои народного
      сознания и легенды, отсюда и сумрак; темнота,отсталость простого населения
      Испании тех лет, до демократических преобразований, и в период Французской
      оккупации...

(*) - "Лабиринты сознания" - сознание - это, нечто вроде зеркала, отражающего
      действительность; чем вернее - точнее картинка в воображении,тем адекватнее
      действует человек... Лабиринты могут путать и сбивать каждого,кто углубился
      при поиске истины, ведь с каждым шагом человек отдаляется от желаемого...

(*) - "Отчаянье царящее -повсюду: меняется порою красотой..." - в работах Ф.Гойи
      прослеживается порою неверие и в связи с этим - отчаянье, обусловленное
      переживанием за свою Страну,за горе и несправедливость,которые присутствуют
      повсеместно в Испании тех не простых ( сложных ) лет...

(*) - "Техника офорте" ( также аквафорте итал. "acguaforte" ) - разновидность
      гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющее
      получить оттиски с печатных форм ( досок ), в процессе работы по созданию
      изображения... которую постиг в совершенстве Франсиско Гойя.

(*) - "...является "acua" и "tinta" с тенью..." - и в этом случае подчеркивается
      графическая техника "офорте";перевод с итальянского "acua" - вода,а "tinta"
      - оттенок,- тень является главной составляющей композиции, той или иной
      гравюры Ф.Гойи.

(*) - "...травлением, царапаньем пластин..." (технология вышеуказанной техники)-
      это оттиск гравюры, в этой манере: напоминает рисунок водяными красками -
      акварелью,-это сходство и обусловило происхождения наименования "aguatinta"
      ... Сущность этого приема сводится к тому, что не печатную форму перед
      травлением ( техн., приемы для управления удаления поверхностного слоя
      материала с заготовки под действием химических веществ ) наносится кислото-
      упорная смола, канифольная, асфальтная... Сам Гойя пользовался лаком и
      процарапывал иглой в слое высохшего лака рисунок; следующим этапом он
      погружал металлическую пластину в азотную кислоту; места процарапанные
      иголкой, протравливались кислотой, после чего заполнялись краской и
      оттискивались на бумаге специальным станком...

(*) - "Витальные" ( от лат. vita - "жизнь" ) - жизненные, полные жизни, напр.,
      жизненная энергия ( см. Витализм ); витальные ощущения - см. Общее чувство.
      Философия, инцеклопедия...

(*) - "...позирующие махи..." - ( в д с ) речь идет о картинах Ф.Гойи ; "Маха на
      балконе" и "Маха и Селестина на балконе". Маха - это не имя!Махами называли
      женщин из испанских социальных низов, веселых, легкомысленных, витальных;
      жадных до музыки и любви, мужской вариант - "махо" известен нам сейчас как
      "мачо"... Франсиско Гойя с его неуемным ( неистовым ) характером,
      простонародными корнями был как раз - "махо" ( мачо ); он думал как мачо,
      и даже писал - как мачо. В биографическом романе Фейхтвангера Гойя говорит:
      "Я - махо, хотя и иногда почитываю Энциклопедию."

(*) -"Энсьерро" - это испанский национальный обычай, состоящий из убегании от
      специальных выпущенных из загонов быков, коров,телят... Очень часто
      заканчивающийся не утешительными цифрами гибели людей...

(*) - "Сен - Фермин" - сиеста в Памплоне. Ежегодно, в период с шестого по
      четырнадцатое июля в испанском городе Памплоне проходит праздник в честь
      небесного покровителя города и области Наварры - Святого Фермина.
      Сан - Фермин епископ, который жил в далеком тринадцатом столетии и спас
      город Памплону от чумы. Благодарные жители не забыли своего спасителя, не
      смотря на то, что прошло несколько веков...

(*) - "Читаешь письма..." - ( в д с ) речь идет о переписке Франсиско Гойи с
      давним своим другом Мартином Сапатером - финансистом и предпренимателем из
      Сарагосы. Еще, когда Гойе было 13 лет и его семья переехала в Сарагосу,
      мальчика отдали в мастерскую художника Лусана, и именно тогда Гойя
      познакомился с Мартином, мальчиком из небогатой дворянской семьи, и который
      был младше всего на год... В 1773 г. Гойя окончательно уехал в Мадрид, но
      встречи с Сапатером не прекратились; об этом свидетельствует переписка,
      которую они проводили с 1775 по 1801 год, и частые встречи, то в Сарагосе,
      а то и в Мадриде... Из писем видно, что Гойя для Мартина был самой большой
      любовью и заботой... Нам остались письма, которые Мартин бережно хранил всю
      жизнь, в отличии от своего не столь организованного друга, и два портрета
      Сапатеро, выполненных Франсиско; первый в 1790, и последний в 1797 - м,-
      шесть лет спустя Мартин умер...

(*) - "Историка Сесенью почитайте!.. Наташа вам ответит на вопрос!" - ( в д с )
      речь идет об историке изобразительного искусства Наташе Сесеньи, которая в
      свое время написала книгу "Гойя и его женщины". В этой книге опираясь на
      письма ( переписку ) Гойи и Мартина Сапатеро, историк задается вопросом, об
      отношении между друзьями, и старается как - то осветить это с точки зрения
      толерантной Европы...

(*) - "...из писем Альбу,- и про полный рост!" - в этом случае опять же
      объясняется из письма Гойи Мартину Сапатеро ( книга "Гойя и женщины" ):
      "...Тебе стоило бы приехать хотя бы ради того, чтобы помочь мне писать Альбу
      ( герцогиня Альба - наследница из самых знатных родов Испании,дочь вельможи
      Карла III,вольтерьянка и одна из самых известных женщин Испании...В 1776 г.
      овдовела и удалилась в свое имение  Санлукар в Андалусии, осенью того же
      года к ней приехал Гойя и прожил с ней до весны,- именно там он сделал
      множество карандашных портретов, составивших "Санлукарский альбом" ), вчера
      она ворвалась ко мне в студию, чтобы я написал ее портрет, и с этим ушла;
      конечно, мне она нравится больше, чем писать ее на холсте, должен написать
      ее в полный рост; она придет снова..."
      Гойя шуткой написал неправильный год 1880 и город Лондон, на самом деле
      письмо было написано в августе 1794 года и в конце был нарисован
      автопортрет, шарж самого себя. Письмо заканчивается подписью:"Asi estoy..."
      - "Вот я каков..."

      *          *         *    *    *   *   *    *    *         *          *


Рецензии