Муратова свела нас с Высоцким

..."КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ" ОКАЗАЛИСЬ ДОЛГИМИ...

         короткая реплика после скорбной даты


Сорок лет - а как вчера было.
И как все сорок лет, в этот день созвон с друзьями, с которыми росли и мужали на песнях Высоцкого (их - сверстников, увы, всё меньше остаётся), стопка за помин Володи. И любимые его песни. И его кинофильмы по телеку.
Связь интернетовская несколько дней в моей лесной глуши вовсе практически отсутствовала, так что не смог (хоть долго пытался, а "сети нет") ни один стих, посвящённый ему в анонс выставить из своего раздела "памяти Владимира Высоцкого" (кому интересно - гляньте сами). И телевизор из-за грозовых помех работал с перерывами, но традиционную и вечную "Вертикаль" удалось посмотреть по какому-то региональному каналу. И попутно послушать рассуждения какого-то многомудрого кинокритика о творчестве кинорежиссёра Киры Муратовой.
Первым самостоятельным кинофильмом Муратовой стали незабвенные (мной, во всяком случае, фильм не забытый и любимый по-прежнему в отличие от всего последующего её кино) "Короткие встречи». Сейчас утверждают, что он был "сразу же положен на полку" и "запрещён". Очередная ложь для тех, кто не помнит то время.
Летом или уже осенью 67-го в старом вятском деревянном кинотеатре "Колизей" я - студент педа несколько раз подряд в переполненном зале смотрел "Короткие встречи", кстати, как и "Вертикаль", вышедшую в том же году.
Даже не помню сейчас, который из них я посмотрел первым. Но оба для большинства зрителей стали первым "визуальным знакомством" с Володей (так по-свойски, как близкого, мы его и звали тогда), "запрещённые" (опять же ложь!) песни которого мы уже и слушали, и пели. Мы с однокурсником Юрой (ставшим впоследствии через годы в столице генералом МВД) без всяких опасений, а тем более, "кукиша в кармане", с кратким вступительным словом выдали со сцены сельского клуба  помимо всего остального даже песню "Солдаты группы "Центр" на нами же "по просьбе трудящихся" организованном мини-концерте малохудожественной самодеятельности во время служебной командировки на сельхозработы в Халтуринский район. К полному восторгу зрителей - деревенской молодёжи, в основном, девчат, с двумя из которых после выступления загуляли до рассвета...
Свежие записи новых песен Высоцкого нам оперативно (часто попросту с проводниками поезда "Киров-Москва", позднее гордо поименованным фирменной "Вяткой") посылали наши московские друзья. С очередной катушкой магнитофонной плёнки мы приходили в пединститутовскую общагу, где (до того хором скинувшись чаще, чем на портвешок, на вполне благородные, но тоже недорогие "Варну"  или "Бисер") в одной из комнат ставили на стол стул, а на него магнитофон. Под электропатроном, из которого выкручивали лампочку и взамен вкручивали специзделие, называемое "жулик". Нехитрое устройство позволяло через патрон подключиться к электросети, так как все розетки в жилых комнатах по противопожарным правилам общежития не только отсутствовали, но и были строго запрещены. Высоцкий часами пел для набившегося в комнату народу. Как, впрочем, везде, где я работал или отдыхал, сменив по мере улучшения материального благосостояния советского народа и своего собственного катушечную "Яузу-5" на переносный кассетник "Романтика". И никто меня из комсомола не исключал, из института, а после его окончания - с работы не выгонял. Видно, "кровавая гебня" проморгала!
Сорок лет - а как вчера...
Пересмотрел по "тарелке" в эти поминальные дни "Короткие встречи", которые, конечно же, не так просты и однозначны. По сути Муратова образно показала полное непонимание между властью (в лице своей героини), научно-производственной и творческой интеллигенцией (в лице поющего "дурацкие песенки", обожающего вольную и презирающего кабинетную жизнь геолога, сыгранного Высоцким) и народом (многолико воплощённым в первой своей роли Ниной Руслановой и непрофесионалами в эпизодах и массовке). Ныне это, показанное с киноэкрана полсотни с лишним лет назад в другой стране и при другом строе, зашкаливающее за опасную черту НЕПОНИМАНИЕ стало уже питающим народную ненависть, а потому чреватым социальными потрясениями РАСКОЛОМ - антагонизмом всего "нового демократического российского общества"...


Рецензии
Валерий , добрый день !
Прочитал ваши заметки о Владимире Высоцком - понравились .
А как вам мои воспоминания о "Гамлете" с Высоцким ?

Я однажды пробовал посчитать длину всех магнитофонных
плёнок с песнями Владимира Высоцкого - получилось около 150 млн.км.

А ведь это расстояние до Солнца !

С уважением

Николай Петраш   30.07.2020 19:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай, за отзыв и за память. Я тоже воспринял Ваше дополненное информацией воспоминание как дань благодарной памяти разностороннему творчеству Высоцкого. Его нельзя разъять на составные части: вот тут - актёр, там - певец, а здесь - поэт. Это была цельная сильная личность, что и определяло любое проявление её таланта. На Таганку я тоже прорывался в 70-е с помощью московских друзей. А после дома буквально пересказывал всё действо уже вятским друзьям. Сейчас по силе эмоционального воздействия с той Таганкой Высоцкого "и близко ничего не стояло".

Никоф   31.07.2020 08:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.