Этюд в мерцающих тонах

Дистанция на большой воде ощущается иначе, нежели в городской черте.

Вахта близилась к завершению и прошла без приключений, при сносной погоде. То бишь, ни дождь, ни снеговые заряды, ни пронизывающий ветер, ни болтанка, ни всё вместе взятое, принесённое тайфуном.
Метеоусловия — ключевой фактор для вахтенного наблюдателя. В погожий день, скажем, видимость ограничивается лишь кривизной земной поверхности, да возможностями зрения. Клотик судна за хребтом горизонта легко различим для тренированного глаза (клотик — верхушка мачты, простым языком). Если океанская зыбь вносит сумятицу, взъерошивая линию горизонта, то можно прибегнуть к помощи бинокля. Или воспользоваться 24-кратным бинокуляром, что на крыше мостика. Только без фанатизма, иначе получишь головную боль. Словом, несение вахты в хорошую погоду — дело плёвое. С одной, правда, оговоркой. В тех широтах, где судовой трафик незначителен, самое сложное — сохранять концентрацию на протяжении часов. Это как на рыбалке — если клёва нет, то целиком погружаешься в миросозерцание. Что угодно занимает твоё внимание, только не рыболовная снасть: бег облаков, выкрутасы бабочек, поиск невидимки-жаворонка в слепящей лазури, затейливая цветовая гамма на крыльях стрекозы... Мысль ветвится как крона отбившегося от собратьев дуба, что вон в сотне метров. Переведёшь, зевая, взгляд туда, где, вроде, только что был поплавок... Так и здесь. Шлифуешь-шлифуешь взором просторы, потом уйдёшь в себя ненадолго... глядь — не то что мачты, надстройки судна поднялись над горизонтом. Бегом докладывать — если тебя поймают на рассеянности, то устроят выволочку.
В тёмное  время суток — топовые огни выдают морского скитальца. Но и здесь есть свой подвох. Небо океана, тебе, не небо мегаполиса с тремя хлипкими звёздочками. Они даже не родня, а просто тёзки. В отсутствие облачности это невероятная, сногсшибательная мерцающая громадина! Особенно при спокойной воде, когда звёздный калейдоскоп не только над головой, но и повсюду. Поди тут высмотри жалкие фитильки искусственного происхождения... Ночью для наблюдения предпочтительнее всего низкая облачность. Подсветка облаков что визитная карточка...
Итак, погода в ту ночь стояла сносная. На небе ни звёздочки, дымка. Какова плотность дымки неизвестно, но её вполне достаточно для того, чтобы горизонт читался только на рефлексах. Корабль следовал в кромешной мгле.
Вижу прямо по курсу едва различимое размытое световое пятнышко. Докладываю в ходовую рубку: «Огни слева два. Дистанция сто шестьдесят». Определение дистанции — дело ответственное, тем более, когда твоя «коробка» имеет ход. Про себя подумал, что дистанция поболее, пожалуй, но в данном случае лучше перебдеть, чем недобдеть. Иначе можно до опасного расстояния сблизиться... Два градуса влево от курса прибавил от выпендрёжа, конечно; почём знать сколько их там — два или три...
Вахтенный офицер прилип к ветровому стеклу. С биноклем. Вот, думаю, чудак — в освещённом помещении (пусть даже слабо-освещённом), с оптикой (которая хоть и скрадывает расстояние, но отнимает светосилу), через стекло, которое как зеркало отражает убранство ходовой рубки... Выходит на мостик. Какие, говорит, ещё огни? Где?... И давай область горизонта через оптику обшаривать... Да что-то пропали, отвечаю, нет огней, слабые были, да и через бинокль их не увидать, привязаться не к чему (горизонта нет), тем более со света... Офицер ретировался, не солоно хлебавши.
Проходит время. Снова вижу намёк на свечение. Докладываю. Картина повторяется. Вахтенный офицер выражает недовольство.
Некоторое время спустя в третий раз следует мой доклад: «Огни слева два. Дистанция сто шестьдесят». Расстояние до светового пятна и впрямь не сокращается; может судно следует тем же курсом...
Вызвали радиометриста. Запустили радиолокационную станцию. Диапазон 25 км — чисто, диапазон 50 км — чисто. Ну нету судна впереди. Хоть ты лопни. На этот раз капитан-лейтенант «спустил на меня собак»...
Мистика. Да и другой борт молчит, про огни не докладывает... Смена вахты. Накормленный индульгенциями каплея отправляюсь в шконку. На боковую, то бишь.
А на утро... по корабельному радио... во всеуслышание... замполит... капитан второго ранга... Ну, думаю, ща начнётся, ща даст дрозда... Возбуждённо... такой-то-такой-то (называет фамилию)... БЕРИТЕ ПРИМЕР!!!... ушам своим не верю... В условиях ограниченной видимости... с дистанции (вдумайтесь) ТРИСТА ШЕСТЬДЕСЯТ КАБЕЛЬТОВЫХ!!! (65 км)... разглядел... МАЯК!!! В течение недели по громкой связи и «в кулуарах» обсуждали завидную остроту моего зрения. Было лестно.

36 морских миль!... Максимальная дистанция до судна в моих докладах к этому моменту была двести кабельтовых с хвостиком; кривизна поверхности, так сказать, лимитирует. Другое дело маяк. Маяк находится куда как выше топа мачты любого плавсредства. И периодичность свечения получила своё объяснение — маяк, как говорится, то потухнет, то погаснет... плюс периодическое сгущение влажности движущихся воздушных масс...

Вот такой детектив получился. «Этюд в мерцающих тонах». Артур Конан Дойль.

Примечание: одна морская миля — 1852 метра, один морской кабельтов — десятая часть мили.

Ночь на 21 июля 2020г.


Рецензии