Плюсы

Даже в самом чудовищном
Есть кораблик невидный
Неизвестным сокровищем,
Даже в самом обидном.

И о самом безмысленном
Говорит эта ветка,
Как о самом бесчисленном
На морях эта метка.

В небе – плюс самолётика,
На воде – кораблями.
Одиссевых плотиков
Понабросано нами.

Речь любовью расправлена,
Паруса – это Слово,
Прямо к ветру расставлено,
И теперь я готова.

17. 05. 2020

Песня:

https://www.youtube.com/watch?v=BzaDKky0VgI

Предлагаю поразмышлять над самым неприятным, самым травмирующем, что случилось с вами в недавнем времени, и попытаться найти в произошедшем что-то хорошее, возможности для дальнейшего развития. Ведь всегда, если закрывается одна дверь - открывается другая.

________________________________

Вот, я вспомнила именно о картинке к стиху про плюсы, то есть способности любой жизненный минус доправить вертикалью, сделать из зла добро ( когда-то я это очень хорошо умела, верила, и у меня были силы так делать). А вспомнила не в связи с тем, что нужно очередной минус в плюс превратить ( ведь кроме усталости от жизненных испытаний больше нет ничего), а потому что читаю большую книжку про Горацио Хорнблауэра и морские сражения. Ощущаю в ней какую-то глубокую тождественность жизни. Парусные корабли и вся сложность их управления, вся эта вечная опасность, сражения и борьба - так на жизнь эту похожи... Но морское дополнительно обладает до сих пор очарованием для меня. Как будто бы душа готовится изучить что-то, что ей когда-то в следующей жизни пригодится.
Почему душа тянется к чему-то? Это загадка... Ведь я никогда не бывала в морских путешествиях.
...А маленькие чудеса неожиданных плюсов всё-таки случаются, хотя я в них уже и не верю. Они бывают сами по себе, возникают из ещё не полностью умершего Добра в мире.
И я уже привыкла к мысли, что война - привычное состояние человечества, а мир - лишь перерыв между войнами, и перестала ужасаться.
Герой же Горацио весьма приятный человек, хотя и антимузыкален - придумал автор для него такой недостаток. Главное, что он рыцарь, человек чести и совести -  а этого как раз больше всего теперь мне в этой жизни не хватает. Мир изменился, потому что меньше стало таких людей.
К одиссевым же плотикам всё труднее мне приделать парус, потому что и ветра вдохновения всё меньше. Ветер дул бы, если бы знал - зачем.

07. 03. 2024

Да-да, с увлечением читаю про Горацио, уже о зрелом его возрасте. Он очень трогателен и хорош. И увлекает вся эта "парусная жизнь". А когда увлекаешься - появляется и вдохновение. Просто радость жизни появляется от любви к чему-то.
Вот ещё довелось встретить замечательный семинар о планетах одного духовного человека, и я вспомнила о своём цикле "Планеты", прослушала уже о Солнце, как о Сознании. Теперь о Луне слушаю, как об Успокоении и Наслаждении. Вспоминаю - что у меня о Луне написано, и как это всё верно... Каждая планета, в сокровенной сущности своей, даёт нам свою энергию. Я это всегда знала, ещё в 2012 году слушая сюиту Холста, и ещё задолго до этого занимаясь астрологией немного... Радость осознания того, что ты космическое существо и бессмертное - главный плюс нашей короткой жизни в этом теле. Дальше будет следующая для эволюции души. И кармические долги, нависшие на ней, от тех обид, что мы причинили людям, и того негатива, что навис на душе от причинённых нам обид. Вот, Солнце, например, главному научает: жить для людей и желать всем счастья. Это особенно нужно, если много отрицательного накопилось: таким образом оно отпускается, и обидчики забываются - они как бы переходят в иной пласт бытия, не связанный с вами.
А книжка про Горацио ( я читаю полностью компиляцию из всех романов последовательно, как электронную книгу) - довольно большая. Замечательное путешествие, длиной в жизнь Одного Человека.
Желаю всем счастья!

06.04.2024

P.S.
Кому сложно читать книги (сейчас ведь такие времена), может начать с сериала "Мичман ( потом лейтенант и капитан)Хорнблауэр" - двухтысячных годов. Вы увидите очень хорошего молодого человека. Есть ещё фильм про более зрелого Хорнблауэра - 50-х годов 20 века кинолента, и там, понятное дело, есть романтическая история. Ведь в те времена ещё сохранялся романтизм в атмосфере, люди желали его, и идеалов, и образцов чести и достоинства. И, конечно, любви! Что за герой без романтической любви? Это просто скучный бюргер! Я сама ещё этот фильм не смотрела, лишь приступаю. В книге трусость героя была понятна, вызывала сочувствие и горькую улыбку... Посмотрю фильм. Но и так уже ясно: кто не смел в любви - то самый жалкий человек, и следующее его воплощение будет жалко и безрадостно, нужно будет сначала смелости научиться и достоинству личности.
В фильме 50-х годов сразу показан рациональный и самоотстранённый капитан, но, только прочтя книгу, понимаешь почему он такой.
А ещё у меня давняя догадка. Я всегда подозревала, что прошлый век со всеми своими идеалами продлевается ещё на полвека следующего. Разве не романтичны фильмы (наряды, речь, культура) 50-х гг. 20 века? Всё это ещё прошлый век, поздний романтизм.  А вот с 60-х начинается модерн. Так и мы - ещё не вполне обездушенная цифровая эпоха. Пока ещё поколение наше живо, не заставшее таких технологий в детстве и юности.

____________________________________

Горацио всё же оставляю на первом плане, пока не дочитаю. Он очень хорош, как человек. Может, ещё какие-то заметки напишу.
Да и стих этот про плюсы тоже хорош сам по себе.

12.04.2024

____________________________________

Я всё ещё оставляю этот стих и всё парусное, потому что дочитываю про Хорнблауэра. Теперь он стар, я понимаю и сочувствую. Понимаю всё лучше...
Но гораздо важнее, что у меня будет продолжение. Вот пришёл июнь, мне бы надо снова читать Гёте, согласно моей традиции. Однако прошлогодне-июньских впечатлений хватило надолго - ещё помнится, поэтому этим июнем ( а этот месяц всегда благословенный и любимый, начало лета, много света)я буду читать Грина. Зимой-весной у меня был Григ и вся северная мифология. А теперь Грин с его вымышленным прекрасным блистающим миром. Я начала с "Алых парусов", вот и стих про цветочек - двулистник Грея -  о том герое напоминает. Никто никогда не думал, почему такое имя, напоминающее о сером цвете, а паруса -  алые? У меня даже есть такое сочетание в стихе про Красную Шапочку - "Серое и Красное". Символика же красного, алого цвета - богата в мировой литературе и давно исследована психологами.
Читая романтическую эту повесть, я вижу, что это не повесть для юношества только, но и на всю жизнь произведение. В зрелом возрасте оно даёт не меньше смыслов. И спасибо моему любимому папе за то, что научил меня в детстве песне "Ребята, надо верить в чудеса".
Сейчас я думаю, что эта повесть - не о чуде, не о справедливости ( чудесная девушка верила и вышла замуж за "принца" и избавлена была и спасена, а "принц" получил живую чудачку, а не напыщенную леди.) В жизни так почти не бывает, а выжидание чудес ни к чему хорошему не приводит. Но я и не разделяю цинизма по отношению к Ассоль. Я считаю, что эта повесть об устремлённости человека к Раю или к Духовному миру, куда он, веря, непременно попадёт.
Но и для практической жизни сколько здесь хорошего! Ведь помним, что Грей сделал чудо своими руками. Эта повесть словно бы об Амуре и Психее. тут ещё и "Пир" Платона вспоминается ( я ещё взялась слушать диалоги Платона, но пока сложно - "Апология Сократа" переживается с трудом, потому что жалко Сократа, но я преодолею и послушаю другие диалоги - лето всегда располагает к античности прекрасной). Вот это будет вместо Гёте. Я думаю, что он не обидится, а порадуется только )

03.06.2024

______________________________________

Ах, какой Грин прекрасный! Как замечательна мысль о том, что людей объединяет вера в невидимое, вообще - одна Вера. Только так они могут понимать друг друга. Такая земная и верящая Дэзи, ничем ещё не испорченная, не надорванная, так чудесно встретившая своего человека и мужа. И красивая Биче, тоже встретившая своё счастье земное. И нельзя было случиться любви меж нею и Гарвеем из-за разногласий в существовании невидимого. Хотя иногда мне кажется, что Дэзи поверила вопреки Биче ( Биче - отсылка к Беатриче, прекрасная идея и вымышленная любовь, на самом деле оказавшееся такой приземлённой), простая девушка захотела быть возвышенной, потому что мечтала о единении с Гарвеем, и дотянулась туда. Вот первое впечатление по прочтении. И ещё замечателен карнавал, он тоже будто действующее лицо, а не обстоятельство. Конечно, это не первое чтение "Бегущей", но в каждом возрасте мы разные, мудреем со временем, потому восприятие более глубокое.
Ещё один плюс мне в копилку. Людей объединяет одно Зрение, одна Вера, одно Желание.

15.06.2024

Джесси и Моргиана... из домашней книжки с замечательной голубой обложкой 1989 хорошего года. Читая, не вспоминаю - читала ли тогда, в юности. Слишком много времени прошло и случилось столько всего травмирующего, что память быстренько, словно волны песок, зализывает всё неприятное. "Прощение похоже на забвение" - как-то я написала в одном из стихов. Нет, забвение идёт прежде, и часто вместо прощения. Когда простить нельзя, можно забыть, можно похоронить.
И вот я не помню -  что там с Джесси и Моргианой. Но наслаждаюсь языком писания. Вообще - художественная литература сейчас мне очень помогает, она будто оживляет меня, в отличие от новостей.
Я всё ещё не насытилась парусным и морским, и скачала себе и Жюль Верна и Сабатини. Книги юношеской романтики заново сияют в зрелом возрасте, потому что не ради приключений ты их читаешь.
Обложка глянцевая, приятного морского серо-голубого цвета, словно воздух, с готическими летящими башенками домов и звёздами в воздухе. Я давно читаю только электронную книгу, потому что там можно сделать крупнее шрифт, а в книгах, даже через очки, слишком мелкий и читать некомфортно. Читая электронную, я никогда не ощущаю никаких неудобств, потому что всегда читала ради содержания. И бумажных у меня очень много, покупаемых всегда и на последние деньги. Но электронная теперь гораздо удобнее во всех смыслах. Не считаю, что человек что-то теряет при этом, всё прочее - разговоры продавцов своих книг, которые им надо продать, бизнес и не более. Книга может быть артефактом, произведением искусства, красивой формой, на которую у автора ( главным образом) и издателя хватило денег. И всё равно главное в Слове, как и в жизни - содержание.
Впрочем, это отступление... Книги бумажные становятся артефактом уходящей эпохи, о которой я как раз сейчас и читаю. Часто думаю, что и речь такая - уже артефакт, уходящий в глубокие, интимные области самоосознания - только для чтения глазами, а вокруг уже такой речи не слыхать.
Я читаю для того, чтобы думать, впитывать, медитировать. И для этого мне нужно только Слово.

Читая книжку, я ловлю себя на мысли, что если мне очень нравится речь, я не хочу никакой экранизации произведения - ведь она может не соответствовать тому, что я представляю. Хотя в этой моей книжке есть удачные рисунки. Вот, по визуализациям Джесси и Моргианы, а также по нескольким личным воспоминаниям я и начинаю размышлять о двух психотипах личности, двух сёстрах, двух цветках из одного корня, но столь различных. Психологи бы сказали, что это как бы одна личность, две стороны натуры, очень уж они любят вытаскивать тень и адаптировать. Вот, год назад, когда я работала со сказкотерапевтом Галиной ( привет ей и благодарность, если хоть когда-нибудь - мало ли! - дойдёт сюда), она мягко подталкивала меня, чтобы я выразила образ, мне не нравящийся и адаптировала его к действительности. Так мне пришлось свою злую королеву полюбить и пожалеть. Но в жизни всё бывает иначе, и сказки - мудрее. Недаром они выделили психотип мачехи и женщины-змеи, она неисправимо зла, хотя может маскироваться под добрую - так хитро, что добродушный отец-вдовец женится на ней. Вот Джесси - девушка-весна, вот Моргиана - злая ведьма и мачеха. Они столь различны, что в одном теле не поместились бы. Да и само телесное - как раз камень различение и преткновения здесь. Моргиана завидует красоте сестры и ненавидит, она никак не может компенсировать отмерянное ей Судьбой, и движется в своём злобном направлении. Да, уже видны внутренние мучения - но не совести в ней, а привыкания к абсолютному злу - предательству и убийству.
Оглянитесь вокруг. Судьба и тело даёт таким людям особое, как будто в прошлых жизнях душа уже неоднократно заслужила такую внешность. Это типичная, обязательно худая, женщина змеевидной наружности, с чёрными волосами, большими глазами, острым носом(клювом хищной птицы)некоторым очарованием в поведении. Она обладает силой обольщения и прельщения, обязательно умна и хитра, речи её сладки - до приторности. Вот тут Моргиана - слишком однозначна: она мрачна, плохо говорит, сухо, и не умеет контактировать с людьми, втираться в доверие. Художник её такой и нарисовал, хоть и утрированно. Всегда было для меня загадкой: почему отец-вдовец после своей прекрасной первой жены мог выбирать такое чудовище? Вот и Гоголь вспомнился - "Майская ночь". И даже может ущемлять родную кровь - свою дочь и тоже предавать её. Сила обольщения ведьмы? Нет, наверное, тяготение к мортальности во второй половине жизни. Смерть, как обольстительная красавица ( дьявол тоже красив), зовущая, манящая к себе. Моргиана - корень "морг", говорящее имя. А Джесси - лёгкое, летящее, легкомысленное, как весна...
Тьма - не всегда плохо, и перед творением была( тьма - мать). Плохо - злая тьма с направленным волевым действием. А хороша - хаотическая. Всякий вектор должен быть добрым.
А что дальше рисует Грин, я почитаю.

17.06.2024


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.