Притча про Будду

В одной очень состоятельной и очень влиятельной семье, жил принц Сиддхартха Гуатама Будда/Иисус Христос/Томас Мор/Михаил Бакунин/Фридрих Энгельс/Петр Кропоткин/.../Эрнесто Че Гевара...

Этого принца родители окружили богатством и роскошью. Чтобы он не пожелал, его желания моментально исполнялись.

Однажды, когда он достиг совершеннолетия, на его день рождения был приглашен один предсказатель судеб. Всем конечно было и так понятно, какая судьба уготована принцу. Ведь тот кто был рожден в семье где царит благополучие и высокий статус, будущее детей предопределено невиданной рукой рынка (1).

Но, предсказатель начал не так как от него ожидали услышать... Он говорил, что принц познает Истину (2), и увидит мир таким каким он есть на самом деле - с его непримиримыми противоречиями между трудом и капиталом. И поэтому станет Героем (3)!

Родители и гости, конечно же пришли в ужас от такого предсказания, ведь мудрецы и проповедники невидимой руки рынка утверждали обратное.

И вот родители придумали обмануть объективную реальность, которая дана нам в ощущения (4), чтобы  не сбылись предсказаниям пророка. Они решили при помощи магических кристаллов, в которых показывают различные чудеса, усыпить разум принца. А ведь им было известно, что сон разума порождает такие чудеса (5)...

Находясь под воздействием магических кристаллов, принц еле различал реальность от иллюзии (6). У него возникали ложные потребности, весь мир казался симулякром (7), общество потребления (8) готово было удовлетворить его любую прихоть и похоть. Отношения между людьми были лишь обществом спектакля (9).

Но случилось, то что никто (кроме пророка) не мог ожидать - стихия которая управляла невидимой рукой рынка, дала сбой. Иллюзии начались рассыпаться на мелкие фрагменты (10), обнажая язвы социального мира.

Увидев это, принц начал осознавать объективную реальность с ее циклическими закономерностями и кризисами (11). Он увидел тех, кто ежеминутно создавал его сказочный мир. Это были творцы материального мира, но отчужденные (12) от него системой рыночных отношений. Они созидали сказочный мир, который им не принадлежал!

Тогда принц Сиддхартха Гуатама Будда/Иисус Христос/Томас Мор/Михаил Бакунин/Фридрих Энгельс/Петр Кропоткин/.../Эрнесто Че Гевара, принял решение - стать субъектом истории (13). Чтобы помочь творцам отказаться от иллюзий и обрести этот мир (14)!



Примечания:

*Идея притчи взята из истории о Сиддхартхе Гуатаме Будде. Эта история является  "архетипом" - термином в психологии К.Юнга. Данный архетип (личностный праобраз, модель) характерен не только для мифологических персонажей, но и революционеров, которые были представителями богатых и знатных семейств.

1) "Невидимая рука рынка" — популярная метафора, впервые использованная Адамом Смитом в работе Исследование о природе и причинах богатства народов для описания механизма влияния индивидуальных интересов на максимизацию общественного богатства.

2) Истина. "Учение об истине" — один из важнейших разделов философии Платона.

3) Герой. Эта категория, которой немецкий экономист В.Зомбарт обозначал определеный тип людей. В своей книги Вернер Зомбарт "Торгаши и герои": "Торгаш и герой — они образуют два великих тезиса, как бы два полюса для ориентации человека на Земле. Торгаш подходит к жизни с вопросом: что ты, жизнь, можешь мне дать? он хочет брать, хочет за счёт по возможности наименьшего действия со своей стороны выменять для себя по возможности больше, хочет заключить с жизнью приносящую выгоду сделку; это означает, что он беден. Герой вступает в жизнь с вопросом: жизнь, что я могу дать тебе? он хочет дарить, хочет себя растратить, пожертвовать собой — без какого-либо ответного дара; это означает, что он богат. Торгаш говорит только о "правах", герой — только о лежащем на нём долге; и даже выполнив свои обязанности, он всё ещё чувствует в себе склонность отдавать".

4) Объективная реальность, данная нам в ощущении - цитата из работы В.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм".

5) Сон разума порождает... - "Сон разума рождает чудовищ" - офорт Франсиско Гойи из цикла "Капричос".

6) Иллюзии. К.Маркс говорил: "Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях."

7) Сумулякр - "копия без оригинала". В наше время понятие «симулякр» используют в том смысле, в каком его обычно использовал Ж. Бодрийяр "симулякр — это псевдовещь, замещающая „агонизирующую реальность“ постреальностью посредством симуляции". Говоря простым языком, симулякр — это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Например, симулякром можно назвать картинку, которая кажется цифровой фотографией чего-то, но то, что она изображает, на самом деле не существует и не существовало никогда. Такая подделка может быть создана с помощью специального программного обеспечения.

8) Общество потребления - книга французского социолога и философа Ж.Бодрийяра.

9) Общество спектакля - политическо-философский трактат, написанный  французским философом-ситуационистом Ги Дебором.

10) Мелкие фрагменты (фрагментация) - это процесс когда, многие страны остаются за рамками общемирового развития.

11) Закономерность, цикличность кризисов - об этом написано К.Марксом в его главном труде "Капитал". Достаточно просто перечислить регулярные мировые кризисы, чтобы понять, что они являются не случайностью, а закономерностью капиталистической системы: 1857, 1866, 1873, 1878, 1882, 1890, 1900-03, 1907, 1920–1921, 1929–1933, 1937, 1957–1958, 1973–1975, 1987, 2001, 2008, 2020...

12) Отчуждение -  социальный процесс, или ситуация, когда человек перестает воспринимать собственную деятельность и ее результаты в качестве таковых, а рассматривает их как нечто чуждое и довлеющее над ним впервые эта проблема ставится Марксом в 1844 году в "Экономическо-философских рукописях".

13 Субъект истории - понятие, обозначающее ту или иную коллективную общность (группу, класс, народ), выдающиеся личности, в деятельности которой воплощаются и вектор исторической эволюции, и энергия, ее питающая.

14 Обрести этот мир - немного измененный фрагмент из "Манифест коммунистической партии": "Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. "


Рецензии