Воробышек с соловьиным голосом

Елена РАСКИНА (Москва),
специально для "Нового Крыма"

Два года назад на фестивале «Алые паруса» в Феодосии  московский молодежный театр «Блуждающие звезды» представил пьесу "Воробышек" о жизни Эдит Пиаф,  столичных авторов Елены Раскиной и Михаила Кожемякина.  Михаил в спектакле сыграл роль Раймона Ассо, а Эдит играла талантливая студентка Международного гуманитарно-лингвистического института (Москва)  Алия Шуриева. «Голосом» Пиаф была студентка того же института Валентина Симеониди.
Кто может знать лучше о судьбе великой французской певицы,  чем авторы пьесы, ведь её созданию  предшествовала долгая работа с документами. Мы попросили одного из авторов Елену Раскину рассказать читателям "НК" о жизни легендарной певицы.   

Нищие,  но гордые

 19 декабря 1915 года в нищей и артистической семье родилась девочка , названная Эдит. Эдит Гассион. Семья была нищей и артистической в полном смысле этого слова: отец девочки, циркач Луи Гассион, в прошлом – герой Первой мировой войны, устраивал представления прямо на улицах, а дочка собирала деньги со зрителей – в жестяную банку из-под консервов. Мать девочки, Анита Майяр, актриса без ангажемента, бросила мужа и дочь, а сама отправилась в неизвестном направлении в поисках лучшей жизни и сцены для приложения своих в прошлом блестящих актерских возможностей.

Чудо святой Терезы из Лизье

В раннем детстве девочка воспитывалась у бабушки со стороны отца в Нормандии, во всех отношениях достойной женщины, которая была хозяйкой борделя. Несчастные «девушки» из бабушкиного борделя не имели детей и заботились об Эдит как о собственной дочери, купали ее, кормили, одевали, расчесывали малышке волосы и рассказывали сказки.
А Эдит в детстве была слепой: и бабушкины девицы водили ее на могилу святой Терезы из Лизье, кармелитской монахини, одной из четырех женщин в истории католицизма получившей почетный титул «Учитель церкви». Водили в надежде, что святая на небесах заступится за девочку и вернет малышке зрение. И, о чудо! Зрение к Эдит  вернулось..

Вторая неслыханная удача

Это была первая, неслыханная удача в жизни Эдит. Первое чудо. А второе чудо произошло тогда, когда Эдит пела на улицах Парижа, а ее подружка и нахлебница Симона собирала деньги за выступления в жестяную консервную  банку. К Эдит подошел хорошо одетый, приятный господин и, по словам Симоны Берто, посмотрел на девушку так восхищенно, как будто был в нее влюблен. Господин этот оказался хозяином знаменитого кабаре «Жернис» на Елисейских полях, искателем талантов и звали его Луи Лепле. Мсье Лепле пригласил нищую девочку петь на сцене своего кабаре. Он же придумал для Эдит псевдоним – Пиаф, что значит «воробышек».
Казалось бы, перед нами история Золушки, и дальше все должно быть очень хорошо, просто прекрасно – слава, деньги, красивая жизнь... Но Эдит не отпускало ее прошлое, прошлое нищей побродяжки, не имевшей никакого другого достояния, кроме голоса. «Старые знакомые», лихие ребята из бедного, отдаленного района Парижа Бельвиль, который был тогда чем-то вроде Марьиной рощи или Хитровки, не оставляли Эдит в покое. Уличная певичка вышла в люди – надо воспользоваться этой ее удачей.

Черный день

И вот, в один черный день, когда Эдит, как обычно пришла в кабаре «Жернис», она узнала, что Луи Лепле убили. Кто-то проник в его квартиру и выстрелил в ее друга и покровителя, второго отца. Полиция стала подозревать, что именно Эдит навела своих былых «дружков» на квартиру Луи Лепле, а, главное, на его сейф. Все это могло бы окончиться для Эдит  очень плохо, если бы судьба не помиловала ее в третий раз. Произошло третье чудо в ее жизни, самое главное.
Кабаре «Жернис» прекратило свою работу, но Эдит заинтересовался друг покойного Луи Лепле, поэт и антрепренер Раймон Ассо. В то время он был секретарем у знаменитой певицы Мари Дюба. Впоследствии Эдит исполнит несколько песен Мари Дюба, например – «Моего легионера». 

Как «малышка Эдит» стала дамой

Эдит обожала Мари Дюба, эта певица была ее кумиром. «Малышка Эдит» даже не думала, что когда-нибудь превзойдет Мари Дюба, станет «голосом Франции». А пока Раймон Ассо предложил «воробышку» свою помощь. Именно ему принадлежала идея нового сценического имиджа Эдит Пиаф – не малышка с улицы, Золушка-замарашка, одно из тех несчастных созданий, которых сотни, а то и тысячи на улицах Парижа, а «мадемуазель Пиаф», изящная, хорошо одетая, надушенная, в «маленьком черном платье», как любила говорить Коко Шанель, и  с тщательно уложенной прической – волосок к волоску.
Раймону Ассо почти удалось сделать из Эдит даму. «Почти», потому что сквозь новый имидж отчаянно пробивался старый – былые манеры, точнее полное их отсутствие. Она иногда сбивалась с такта – особенно на званых обедах. Нет, да и пропустит острое, не позволенное даме словцо, нет, да и взбрыкнет, как норовистая маленькая лошадка. Словом, не соловей, а воробышек, все равно воробышек – маленькая, шустрая, отчаянная птичка. Воробышек с соловьиным голосом. Бывает в природе и такое.

«Гимн любви»

Ее очень любили многие, и почти все ее песни были о любви. Одним отвечала взаимностью она сама, другие просто восхищались ею на расстоянии. Наверное, больше всех любил Эдит Раймон Ассо. Тот самый, который сделал из нее даму и великую певицу. А она больше всех любила боксера Марселя Сердана, который погиб в авиакатастрофе, когда летел на свидание с ней. Но Марсель был женат, имел сыновей и едва ли согласился бы бросить семью ради Эдит. Так что их любовь оборвалась на самой высокой ноте.
Последней любовью стареющей певицы был молодой грек Тео Сарапис. С ним она даже обвенчалась по православному обряду. Впрочем, греком он был по происхождению, а французом – по гражданству и воспитанию.  Он относился к Эдит нежно и преданно, а она была уже очень больна и с трудом выходила на сцену.
Великая Эдит говорила, что в жизни она лучше всего умеет делать три вещи – петь, вязать и любить. Заметим, что петь она ставила на первое место. А в перерывах между выступлениями вязала один бесконечный свитер. Вязание успокаивало нервы, помогало сосредоточиться.
А любовь? Любовь ее окрыляла. Поднимала к звездам. Поэтому одной из лучших ее песен можно назвать «Гимн любви». Эдит Пиаф была права – лучше названных выше трех вещей, пожалуй, нет ничего на свете. Разве что – сочинять стихи или писать картины…


Рецензии