Россия. Даниил Гранин

Среди мыслителей, страна,
как мать родная верит людям...
среди писателей, страна,
история в ответах буден...

кто жил и верил в этот мир,
тот рассуждал о жизни правдой...
поступки могут прояснить,
о том,как человек шагал по жизни...

все воспитание в стране,
живет пороками поступков...
а люди ищут... путь к себе,
среди ворованных посуден...

*********

Нетленка Владимира Желтова

Даниил Гранин: «В России воруют в особо крупных размерах»
13 мая

Выдающийся писатель сожалел, что национальную идею подменила жажда наживы

«Патриотизм у нас квасной и по указке свыше. А если он у вас иной…» Обрываю цитирование. Имею право. Поскольку цитировал самого себя. Обрываю, потому что ниже речь пойдет о патриотизме недавно возведенном в ранг национальной идеи. Даже, скорее, о национальной идее. И говорить буду не столько я, сколько выдающийся писатель, национальная гордость современной России. Человек, который открыто говорил и писал о вещах для других запретных. И ему позволялось это!

Итак. В дискуссионном клубе филологического факультета Санкт-Петербургского (большого) университета состоялась дискуссия на тему: «Отчего в России воруют?» Поводом к диспуту послужил вопрос, вложенный писателем Даниилом Граниным в уста государя императора в одном из последних своих произведений «Вечера с Петром Великим»: «Отчего в России воруют?»

Поскольку ответа в романе нет, преподаватели и студенты филфака попытались разобраться в этом вопросе вместе с Даниилом Граниным. На правах бывшего универсанта, воспользовавшись случаем и приглашением, я принял участие в дискуссии и задал писателю несколько вопросов.

С разрешения Даниила Александровича материал был опубликован 10 ноября 2004 года в петербургской газете «Смена», где я тогда работал. Опубликован в сокращении. (Сейчас – в полном объеме.)

Выпускающий редактор или главный редактор, точно не скажу, не выяснял, мой дипломатичный заголовок «Россию спасет частная собственность?!..» заменил на более точный и откровенный: «Отчего у нас так воруют?» Да еще с подзаголовком: «Известный писатель считает, что почти всех владельцев особняков в Курортном районе можно безошибочно судить». Сейчас, думаю, он не стал бы рисковать.

Но, как говорится, вылетевшее слово – не воробей, захочешь поймать, поймаешь. Если направишь стопы в публичную библиотеку и закажешь подшивку «Смены» за 2004 год. Или прочтешь предложенное мной твоему вниманию – прямо сейчас.

Частная собственность рождает уважение

- Даниил Александрович, так почему же в России воруют?

- Когда-то великого нашего писателя и историка Карамзина, выехавшего за границу, спросили: а что там, в России? Николай Михайлович ответил одним словом: «Воруют!» Это случилось в 1803 году. В одной книге, уже точно не помню, в какой, возник разговор вокруг этой фразы Карамзина. И последовало уточнение: «А те, кто не воруют, грабят!» В России воровали всегда - и во времена Петра, и до Петра. Брали взятки, занимались поборами, лихоимством, казнокрадством и тому подобным. И не смотря на протестное чувство, я думаю, это все сохраняется до сих пор. Только ли в России этим занимаются? Нет, конечно. Но в России - в особо крупных размерах. Почему? Я нахожу единственное объяснение. Потому что в России не было частной собственности. Не было понятия «мое». Было понятие «чужое», «казенное». «Это принадлежит не мне, а помещику». Или кому там еще. И так до самого последнего времени. А, может быть, и сейчас.

Частная собственность рождает уважение к частной собственности. Я понимаю: это добыто трудом! Настоящая частная собственность во всем мире добывается трудом, изобретательством, коммерческим талантом. Частная собственность наживается из поколения в поколение. «Я, крестьянин, понимаю, что такое не одна корова, а три коровы, откуда они взялись и какого труда это стоило. Я понимаю, почему у кого-то не такой дом, как у меня, а гораздо лучше, больших размеров. Мне понято и то, почему сосед выстроил каменный дом».

В России не было ни нравственного понимания, ни нравственной силы частной собственности. Ни до революции, когда были помещики, ни потом. А при колхозном строе – особенно. «Все вокруг колхозное – все вокруг мое!» Мое, и – в то же время - не мое. Из идеи общей социалистической собственности ничего хорошего не получилось. Люди «брали», растаскивали по своим домам колхозное зерно, сено. А когда колхозы ликвидировали, вообще мгновенно растащили все, что было. Что невозможно было утащить - разломали. Не мое, не жалко.

На примере деревни объяснять, что такое частная собственность, проще и нагляднее. Неимение своей собственности, не уважение к чужой, по-моему, и способствовали воровству.

В деревне нет частной собственности. И в городе ее нет. Все фабрики, заводы - это тоже все чужое. С любой фабрики, любого завода тоже всегда все тащили! В рабочее время выполняли какие-то частные заказы из государственных материалов. «А почему нет, если те, что наверху, также тащат, но в гораздо больших размерах». У них такое же отношение к заводской собственности. И это все продолжается по сей день. Даже достигло, я бы сказал, гораздо больших размеров. Потому что вступило в действие еще одно чрезвычайно тяжелое и мучительное для русского человека обстоятельство: не стало идеи, к реализации которой люди бы стремились, ради которой многое терпели. Терпели же коммунальные квартиры, карточные системы в надежде, что «мы строим справедливое коммунистическое общество». Не стало идеи жизни человека, жизни общества. Национальной идеи нет, не осталось. А что осталось? Осталось одно – жажда наживы! Извините, что я так говорю, очень мрачные вещи, но… но…

Красть грешно?

- А может быть, это и есть национальная идея: обогащайтесь любыми способами?! Меня однажды, в неимоверно трудные для честного человека перестроечные времена, спросили: что для меня сейчас самое трудное? Я, подумав, ответил: объяснить сыну, что жить надо честно. Как сейчас молодым родителям объяснять своим детям, что красть грешно? Дети же видят, что в материальном плане хорошо живет тот, кто нечист на руку, у кого нет совести.

- Это трудно, очень трудно объяснить. Я недавно разговаривал с учительницей. В их школе процветает воровство, даже в классе ручки воруют друг у друга, еще что-то. Учительница тоже столкнулась с этим вопросом: как объяснить ребенку, что нельзя воровать? Единственное до чего додумалась моя собеседница, и, по-моему, это правильно, сказать: «Красть нельзя, потому что вещь – чужая!»

- Может быть, в таком случае, правильнее говорить, как в Библии сказано: не поступай с людьми так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой?

- В первом классе не поймут.

На Западе воры не торжествуют

- Даниил Александрович, а как вам такое расхожее выражение: «Не умеешь жить!» Живешь честно, бедно, значит, не умеешь жить!

- Да, у нас сейчас, конечно, сместились все оценки нравственности. Мы уважаем богатых людей или признаем их, независимо от того, каким образом приобретено богатство. На Западе есть уважение к человеку, который что-то сделал, создал. Форд и другие миллиардеры – люди, которые сумели что-то полезное сделать для общества. У нас же по большей части торжествуют мошенники, воры, хапуги, взяточники и так далее. Вот только-только сейчас начинает где-то пробиваться средний класс, который своим трудом добивается относительного благополучия.

Всех не посадишь?

- Вы входили в Президентский совет. Обсуждалась ли на Совете тема сегодняшней дискуссии?

- Такой вопрос на Президентском совете не стоял. Наверное, если бы он ставился, поднимался, положение бы несколько изменилось. Потому что настолько всем очевидно, понятно, что творится. Вот я иногда езжу по Курортному району, я вижу великолепные виллы, особняки, которые построены – каким образом, за чей счет? Можно почти безошибочно почти всех владельцев судить. Потому что такое построить на заработанные деньги могут ну один, два, три, пять, десять человек. Но представьте себе, что будет, если их возьмут всех сразу?!..

Откуда деньги?

- Не кажется ли вам, что государству следует изменить отношение к вопросам воспитания вообще, и к воспитателям, педагогам в частности? Зарплата педагогов не должна быть нищенской. Среди них не должно быть случайных людей. Тогда, глядишь, и воровство получится свести до минимума. И еще. Может быть, этого можно добиться, если государство законодательным путем будет задаваться вопросом: а на какие деньги куплено это, построено то?

- Роль учителя в воспитании, конечно, колоссальна. Когда Франция потерпела поражение от Германии в 1870-71 годах, немцы сказали: «Войну выиграл немецкий учитель!» Надежда на учителя разумна и оправдана, но, думаю, что возлагать все надежды на него одного тоже будет неправильно. Кроме учителя существуют другие «воспитатели» - семья, общество, улица. И потом: а знает ли сегодняшний учитель, как сегодня воспитывать, какие ценности преподавать?

- Сегодня - наверное, не знает.

- Вот видите, с этим тоже проблема. А семья? Современная Россия по разводам вышла практически на первое место в мире. Представляете, какая это прореха в вопросах воспитания?

- А вторая часть вопроса: должна ли власть интересоваться, откуда деньги?..

- Да! Я думаю, должна. Но она не интересуется, думаю, потому что наши законодательные органы тоже поражены коррупцией.

Писатель не врач

- Что же мешает России стать цивилизованным обществом?

- Я думаю, беда России в том, что она не прошла капиталистической формации. Капитализм и есть царство собственности, частной собственности. Это историческая необходимость, которой мы попытались избежать. Ничего не получилось. Приходится возвращаться назад, чтобы пройти путь, который должны пройти все страны, если они хотят стать цивилизованными. Другое дело – за какое время, с какой скоростью. Ну, наверное, история и тут установит свои рамки, пределы. Быстро пройти не получится. Мы и так движемся довольно быстро. Посмотрите, какой путь мы проделали за последние 12-15 лет. И то, что мы так остро ощущаем недостатки нашего режима или общества, тоже свидетельствуют о движении вперед.

Но в истории нет примеров, как выходить из социалистической формации. Никто до нас этим путем не шел. Мы даже теряемся в поисках названия для нашего нынешнего состояния. Кто-то называет его диким капитализмом. Можно подобрать еще какие-то бранные слова. Но ругать и бранить – недостойное занятие. Куда идем, мы не знаем. Во всяком случае, я не знаю. Ко мне можете не обращаться с подобным вопросом, я не смогу на него ответить, куда мы идем. Мне хочется думать, что мы идем к нормальному капиталистическому обществу, которое существует в европейских странах, в американских странах, в развитых странах, даже в недоразвитых странах. Я не политолог. И говорить о каких-то абсолютных экономических категориях я тоже не гожусь. Я просто высказываю свое мнение.

Писатель не тот человек, который должен давать ответы. Герцен говорил о писателях: мы не врачи, мы – боль. Болью писатель может поделиться с читателем. Повальное воровство, коррупция, взяточничество, мошенничество - для меня одна из наибольнейших болей нашего времени. Как со всем этим бороться, я не знаю и не вызываюсь давать рецепты. Но я уверен: эта боль должна стать нашей общей. И если мне удалось разбудить мысль или подвигнуть ее в нужном направлении, наш диалог был полезным.

Автор текста - Владимир Желтов

**********
Публикации -
Нетленка Владимира Желтова

Даниил Гранин: «В России воруют в особо крупных размерах»
13 мая



Рецензии
Публикации -
Нетленка Владимира Желтова

Даниил Гранин: «В России воруют в особо крупных размерах»
13 мая


Галу Галина   24.07.2020 18:31     Заявить о нарушении