Анастасия Захарьина

                "Начат помышляти,како бы изложити
                печатные книги,яко же в Греках
                и в Венеции и во Фригии"Послесловие
                к первопечатному Апостолу 1564 г.
 

               
               
               







                Зеленою пятою ожег чешет
                На белокаменном красавец клен,
                И светлой лапой сбрасывает озимь
                С зеленого кафтана крик ворон


                Несутся низко злые тучи,
                И над стеною нить дождей,
                Окончила Собор расписывать
                Беззвестная артель


                Смяв облак сонный словно шапку,
                И отхлестав покорную траву,
                Ласкает мокрой теплой дланью
                Расстрига-ливень синеву


                Куражится над красною бойницей,
                Где ждет орду ногайскую стрелец,
                Там розовым стрела промчится
                В оконницы помазанных сердец


                За той оконницею светлой
                Иван Васильевич с младой женой,
                И сотрясаются от счастья стекла
                От судьбины счастливой такой


                Но слышно царю,что в соборе,
                Уже светится золотом лик,
                И струятся власы золотые,
                И стал внятным веселия миг


                ...Дождь вдохнул синевы разнотравье,
                В штукатурки влажный ковер,
                И в притворе стоит веселый,
                И опасный о фресках спор


                Опустили художники кисти,
                В пол уставив лица свои,
                А над ними земные страсти,
                Что Христа на Голгофу взвели


                Их глаза вопрошают  сурово:
                Что готов ты за счастье отдать?
                Почему с переметной сумою
                Ты не хочешь по миру шагать?


                Почему ты стоишь под сводами,
                А не скачешь по крымской степи?
                Вопрошают древние лики,
                Что Христа за собой увели


                Яро смотрит, кровью отмечен,
                Осмеявший Христа,дикарь...
                Все заплакали в вечер воскресный,
                И такими увидел их царь


                Он вошел с молодою женою,
                И с печатником дьяком своим,
                Внес ромейских лугов ароматы,
                Дорогих итальянских вин.


                И бумаги,что гнезда свила
                В жесткой речи дьяка:
                "Это ересь!Не след нам потворствовать
                Смеху у алтаря!".


                И сказал осторожно владыка,
                Посмотрев крючкотвору в глвза:
                "Ты бы крепче держал свои свитки,
                На художников ложь возводя.


                Посмотри,пред тобою Архангел,
                Посмотри на отчизну свою,
                Вот здесь праведники,
                А здесь- черти,
                Ну а ты- тугодум,говорю".


                И понесся под парусом к свету
                Светлым золотом тонкий смех,
                То смеялась чета молодая
                От избытка сердечных утех


                ...А в далекой фригийской деревне
                Кончив старую чистить лозу,
                Собираются люди в церковь,
                Чтоб увидеть младенца в хлеву


                Чтоб в сердцах посмеяться над Каином,
                И простить все грехи магдалин,
                В церкви маленькой нарисовал их
                Чимабуэ,крестьянский сын


                Византийцы его научили
                Своим южным весельем звенеть,
                Даже строгому Саваофу
                Улыбалась с косою смерть


                И малиновым звоном играя,
                И блистая супругой своей,
                Всех-и митрополита,и дьяка,
                Царь увел за собой песни петь.


                Думный дьяк,что печать и свитки
                Рима Третьего не растерял,
                До утра за столами добрыми,
                Обнявшись с сулеею,спал.
               
             

                Комментарий:"Фреска-монументальная живопись,основные тона
                которой исполнены водяными красками по свежей
                известковой штукатурке.Детальная проработка
                обычно выполняется уже по подсохшей штукатурке
                в темперной технике.Парус-часть купольного свода.
                Павел Александрович Раппопорт,"Зодчество
                Древней Руси",Л.,1986 г.


                "Будучи ортодоксом,Висковатый назвал ере-
                тической роспись Благовещенского Собора
                в Кремле,выполненную под наблюдением
                Сильвестра...Руководство церкви не
                поддержало Висковатого".Руслан Григорьевич
                Скрынников,"Иван Грозный".М.,1983,с.с.53.


                "Греки не имели типографий в своем отечестве,
                Их книги опять печатались в той же Италии,
                главным образом в Венеции. в кн.:
                "У истоков Русского Книгопечатания,М.,1959 г.,
                с.260.,из книги археографа Василия Егоровича
                Румянцева.


                "Д.А.Ровинский и Ф.И.Буслаев,анализируя
                эти новые фрески Благовещенского Собора,
                пришли к заключению,что некоторые из них
                написаны по схемам Чимабуэ и Перуджино".
                Акад.А.С.Орлов,К вопросу о начале печатания в
                Москве,в сб.:Иван Федоров первопечатник,М.-Л.,1935
                с.16.
               
               
                Чимабуэ:"Следующий этап творчества мастера-
                "Мадонна с Младенцем на троне..."
                (1280-1286)...Эта работа так восхи-
                тила флорентийцев,что они назвали
                квартал,где работал Чимабуе,"квар-
                талом радости".Е.В.Иванова,Иллю-
                стрированная энциклопедия миро-
                вой живописи,М.,2009 г., с.572.


                Печатник- министр Ивана Грозного,хранитель
                государственной печати.
               

               
               


               


               
               


Рецензии