Анастасия Захарьина
печатные книги,яко же в Греках
и в Венеции и во Фригии"Послесловие
к первопечатному Апостолу 1564 г.
Зеленою пятою ожег чешет
На белокаменном красавец клен,
И светлой лапой сбрасывает озимь
С зеленого кафтана крик ворон
Несутся низко злые тучи,
И над стеною нить дождей,
Окончила Собор расписывать
Беззвестная артель
Смяв облак сонный словно шапку,
И отхлестав покорную траву,
Ласкает мокрой теплой дланью
Расстрига-ливень синеву
Куражится над красною бойницей,
Где ждет орду ногайскую стрелец,
Там розовым стрела промчится
В оконницы помазанных сердец
За той оконницею светлой
Иван Васильевич с младой женой,
И сотрясаются от счастья стекла
От судьбины счастливой такой
Но слышно царю,что в соборе,
Уже светится золотом лик,
И струятся власы золотые,
И стал внятным веселия миг
...Дождь вдохнул синевы разнотравье,
В штукатурки влажный ковер,
И в притворе стоит веселый,
И опасный о фресках спор
Опустили художники кисти,
В пол уставив лица свои,
А над ними земные страсти,
Что Христа на Голгофу взвели
Их глаза вопрошают сурово:
Что готов ты за счастье отдать?
Почему с переметной сумою
Ты не хочешь по миру шагать?
Почему ты стоишь под сводами,
А не скачешь по крымской степи?
Вопрошают древние лики,
Что Христа за собой увели
Яро смотрит, кровью отмечен,
Осмеявший Христа,дикарь...
Все заплакали в вечер воскресный,
И такими увидел их царь
Он вошел с молодою женою,
И с печатником дьяком своим,
Внес ромейских лугов ароматы,
Дорогих итальянских вин.
И бумаги,что гнезда свила
В жесткой речи дьяка:
"Это ересь!Не след нам потворствовать
Смеху у алтаря!".
И сказал осторожно владыка,
Посмотрев крючкотвору в глвза:
"Ты бы крепче держал свои свитки,
На художников ложь возводя.
Посмотри,пред тобою Архангел,
Посмотри на отчизну свою,
Вот здесь праведники,
А здесь- черти,
Ну а ты- тугодум,говорю".
И понесся под парусом к свету
Светлым золотом тонкий смех,
То смеялась чета молодая
От избытка сердечных утех
...А в далекой фригийской деревне
Кончив старую чистить лозу,
Собираются люди в церковь,
Чтоб увидеть младенца в хлеву
Чтоб в сердцах посмеяться над Каином,
И простить все грехи магдалин,
В церкви маленькой нарисовал их
Чимабуэ,крестьянский сын
Византийцы его научили
Своим южным весельем звенеть,
Даже строгому Саваофу
Улыбалась с косою смерть
И малиновым звоном играя,
И блистая супругой своей,
Всех-и митрополита,и дьяка,
Царь увел за собой песни петь.
Думный дьяк,что печать и свитки
Рима Третьего не растерял,
До утра за столами добрыми,
Обнявшись с сулеею,спал.
Комментарий:"Фреска-монументальная живопись,основные тона
которой исполнены водяными красками по свежей
известковой штукатурке.Детальная проработка
обычно выполняется уже по подсохшей штукатурке
в темперной технике.Парус-часть купольного свода.
Павел Александрович Раппопорт,"Зодчество
Древней Руси",Л.,1986 г.
"Будучи ортодоксом,Висковатый назвал ере-
тической роспись Благовещенского Собора
в Кремле,выполненную под наблюдением
Сильвестра...Руководство церкви не
поддержало Висковатого".Руслан Григорьевич
Скрынников,"Иван Грозный".М.,1983,с.с.53.
"Греки не имели типографий в своем отечестве,
Их книги опять печатались в той же Италии,
главным образом в Венеции. в кн.:
"У истоков Русского Книгопечатания,М.,1959 г.,
с.260.,из книги археографа Василия Егоровича
Румянцева.
"Д.А.Ровинский и Ф.И.Буслаев,анализируя
эти новые фрески Благовещенского Собора,
пришли к заключению,что некоторые из них
написаны по схемам Чимабуэ и Перуджино".
Акад.А.С.Орлов,К вопросу о начале печатания в
Москве,в сб.:Иван Федоров первопечатник,М.-Л.,1935
с.16.
Чимабуэ:"Следующий этап творчества мастера-
"Мадонна с Младенцем на троне..."
(1280-1286)...Эта работа так восхи-
тила флорентийцев,что они назвали
квартал,где работал Чимабуе,"квар-
талом радости".Е.В.Иванова,Иллю-
стрированная энциклопедия миро-
вой живописи,М.,2009 г., с.572.
Печатник- министр Ивана Грозного,хранитель
государственной печати.
Свидетельство о публикации №120072404606