Образ советской женщины-спортсменки!

Вот стою, держу весло, что за жизнь такая?
Что мне снег, что мне дождь,может я другая?
Может здесь постоит архитектор Власов?
Снимет брюки, пиджак-будет жизнь другая!

В то, не совсем далёкое, советское время считалось, что эта довольно скромная скульптура является наиболее правильным символом браз .

Заведующая отделом скульптуры 20-го века Третьяковской галереи Людмила Марц поясняет: «Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел иметь свою собственную, «Девушку с веслом».

Скульптура Девушка с веслом — один из классических символов советской эпохи.

В далеком 1934 году, когда в столице проходила реконструкция парка имени Горького, архитектору Власову пришла в голову идея интересной скульптуры, которую он хотел разместить в бассейне рядом с фонтанами.

Фигура обнаженной женщины, как предполагалось, должна была стать символом равноправия женщин и мужчин в Советском Союзе.

 Дирекция парка идею архитектора одобрила, а ее реализацию доверили скульптору Ивану Шадру. Моделью для статуи, стала студентка физкультурного института Вера Волошина.

В итоге в 1935 году НА ГЛАВНОЙ АЛЕЕ Парка имени Горького в Москве,
В ЦЕНТРЕ БАССЕЙНА была установлена двенадцатиметровая статуя, изображающая обнаженную молодую спортсменку с веслом в руке.

Такие габариты были продиктованы соотношением с площадью бассейна, однако комиссии не понравились столь внушительные размеры и чрезмерная чувственность, достигнутая благодаря динамике и пластике форм.

 В связи с этим ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПАРКА ГОРЬКОГО вскоре был перемещен
 в один из парков в городе Луганск. Дальнейшая её судьба неизвестна.

Ивану Шадру пришлось сделать второй вариант скульптуры, не такой габаритный и не такой чувственный.

 Он представлял собой восьмиметровую статую, моделью для которой на этот раз стала гимнастка Зоя Бедринская.

 Теперь фигура стала более женственной и романтичной, её образ перестал восприниматься как чувственный и был принят критикой достаточно благосклонно, поскольку соответствовал принципам социалистического реализма гораздо больше, нежели предыдущая версия. Статуя осталась в столице.

Без гипсовой копии этого изваяния трудно было представить себе пионерский лагерь или профсоюзную базу отдыха. Производство Девушек поставили на поток ещё в 30-е годы прошлого века, чтобы приобщить к культуре и искусству широкие пролетарские массы.

Впрочем, ни к культуре, ни к искусству подобные статуи отношения не имели. Грузные дамы в трусах и майках или строгих купальниках вряд ли соответствовали понятиям о прекрасном. Зато были идеологически выдержаны...


Рецензии