Дороже жемчуга и злата!

14 МАРТА - ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ КНИГИ.

Спускаясь по Театральному проезду от Лубянки к Охотному Ряду, вы обязательно задержите взгляд на скромном памятнике первопечатнику Ивану Фёдорову. Памятник этот давно стал одним из столичных символов. Стоит он здесь не случайно - за спиной у бронзового первопечатника на улице Никольской стоит удивительное старинное здание Печатного двора, неподалёку - другой центр русской культуры - первый русский вуз - Славяно-греко-латинская академия. Именно в этом квартале древней Москвы в 16 веке обрела свой исток великая река русской типографской книжности, вспоившая своими живыми водами великий народ и величайшую культуру мира.
  Увидевший свет в Москве 1 марта (по старому стилю) 1564 года "Апостол" Ивана Фёдорова стал первой точно датированной печатной книгой, положившей начало просветительской книгоиздательской деятельности русского государства и Русской Церкви. Целый год ушёл на подготовку и печать шедевра русского полиграфического искусства. Нужно было отлить шрифты, подготовить оборудование, выбрать образцы украшений и тексты. Кстати, я как педагог ИЗО добавлю, что в иллюстрациях первых печатных книг были использованы лучшие элементы Софитовой росписи или орнаментного Софитника, как его тогда называли. Этот орнамент явился родоначальником всех известных росписей на Руси. Его элементы есть и в хохломе, и в городецких орнаментах, и в знаменитой венгерской росписи, но это уже отступление от темы...
Итак в результате серьёзной подготовки получился фолиант объёмом 267 больших листов. Да и напечатан он был в количестве около двух тысяч экземпляров.
  Три силы и три воли соединились воедино, чтобы пробить дорогу первому книжному ручейку: державная мощь русского государства, благословение и мудрость Русской Церкви и гений первопечатников - русских инженеров и философов. И по справедливости рядом с Иваном Фёдоровым должны были бы стоять царь Иван Васильевич и святитель Макарий Московский.
Уже в послесловии к "Апостолу" раскрывается суть и содержание книгопечатного проекта Московского государства. Она в общей заботе Церкви и государства о распространении православного просвещения и сохранения чистоты веры и святоотеческой традиции.
Именно в государственной основе московского книгопечатания и в его нацеленности на духовное просвещение народа через сохранение и распространение образцовых древних текстов - его определяющее отличие от книгопечатания европейского.
  В Европе книгопечатание развивалось как передовая частная коммерческая инициатива, и целью издателей во многом была прибыль, что определило и облик, и ассортимент издаваемых книг и то, что типографии почти моментально стали достоянием различных реформаторских религиозно-общественных группировок и начали издавать книги, прямо противоречащие традиции и друг друга опровергающие.
Московский печатный двор - монополист русского книгоиздательства - был государственным учреждением, и в нём на государственные средства издавались по благословению Церкви образцовые духовные книги, необходимые для правильного и единообразного богослужения и для народного просвещения.

(Материалы из рубрики "Не хлебом единым", журнала "Наследник", а также из частной коллекции о книгах Миловидова).
 


Рецензии