За Валом Чингисхана ч - 18

 (Продолжение Гл. «Отпуск»)

 
Бесспорно, что есть ещё - много на Свете чудесных мест, но прекраснее и дороже - Голубой Бухты, для - меня, уголка больше – нет!...
Тогда, в 70-тых, у народа машин было мало, и Природа отдыхала: дикие пляжи ещё не загажены, люди на побережье (в уютных бухточках в скалах) встречались реже  –чем чайки-дельфины-бакланы…
35-я Береговая Батарея являлась мощным подземным фортом с дальностью стрельбы ее четырех орудий, снарядами весом до 471кг - на 40 километров вокруг! Железобетонный массив батареи имел толщину стен в 3 метра, а - верха 4,5 метра с верхним земляным покрытием. Внутри массив батареи делился коридором шириной в 3 метра и высотой в 4 метра. По одну сторону находились две 2-х орудийные башни с погребами для снарядов и зарядов вокруг них, а также жилые помещения. С другой стороны коридора располагался машинный зал с дизелями и динамо-машиной, котельная, аккумуляторная, вентиляционная. Командные пункты батареи, отстоящие от нее примерно на расстояние в двести метров влево и вправо параллельно берегу, соединялись подземными ходами-патернами с батареей на глубине от 15 до 45 метров. В левой патерне, недалеко от выхода наверх в КДП находилась радиорубка и прочие вспомогательные помещения. От подземного хода, идущего к левому КДП, отходил коридор, который разделяется на два выхода к морю. Подземный выход к берегу моря имелся - и от первой башни…»
 Развалины 35-й Береговой батареи, (с видом сверху - на Голубую бухту), издавна к себе нас-пацанов манили, а теперь все желающие свободно сюда ходили.
Холодные мрачные лабиринты, - в тусклом свете маленького фонарика, ледяная капель - с потолка, кажется что - в целом Мире - один ты, но крепко сжимает мою руку, дрожащая её рука. Здесь - будто дышишь единым дыханьем, и становились - близкими, потом мне людьми, - те, кто выдержал то испытанье! (Так же случилось - и на этот раз, в этом глухом подземелье у - нас, с Таней…)
После - недолгого в темноте, мытарства, впереди засветился лучик надежды, - там выход из подземного угрюмого царства, где - на сорокаградусной жаре - быстро высохнет промокшая от ледяного каплепадения с потолка наша одежда, и мы загорим в этом обилии ультрафиалета, (здесь его, - хоть отбавляй), близ - Голубой бухты (самого начала - Фиолента…)
Караул! Нас встречают - над бухтой тучи -  кричащих-галдящих чаек, а – море, - косяками голодных барракуд (черноморских акул.) На пустынных скалах дикого берега, не бывает людей, - только - чайки, полновластные хозяйки, и появленье - двоих, вызвало у них истошный крик (за - своих детей испугались они!) Минута-другая – прошла, и -  снова оглушающая тишина, и не верилось нам, что - каких-то лет сорок назад, здесь был - кромешный ад! (Бушевала - вовсю - канонада, когда шла по этим скалам война!...)
О - ней, лишь, напоминают покоящиеся на дне - ржавые баржи и катера, рассыпанные на пятнадцати метровой глубине,12-ти дюймовые (ржи - ржавее) снаряды, не довезённые до 35-й Береговой Батареи.

Над нами чайки кружили-кричали - нестройным таким, хороводом, а - я, разгонял тоску и печали её, - работал личным экскурсоводом, и - наземные (а - особо, - подземные) строения взорванной батареи, - произвели неизгладимые - на неё, впечатления!…
Мы с Таней облюбовали - плоскую скалу с полуподводным (наружным) гротом, под  -  самым южным, Береговой батареи системы, - ДОТом, что рядом с маяком.
В полукилометре отсюда, – белая полоска пляжа Голубой бухты, - там поправляют здоровье люди, мы же, своё, - вином и куревом губим, и – ещё, мы - …любим! А это -  поважнее,  всего другого, будет!...
(Продолжение следует)


Рецензии